ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

 

Демонстрационная версия

БАНКОВСКОГО ДЕЛА И ФИНАНСОВ
                                   Encyclopedia of Banking & Finance       Charles J. Woelfel          Tenth edition

aбвгд
ежзик
лмноп
рстуф
хцчшщ
эюя
abcde
fghij
klmno
pqrst
uvwxy
z
> Заказ книги
ЕВРОПЕЙСКАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА
EUROPEAN MONETARY SYSTEM
Вступившее в силу в марте 1979 г. соглашение об экон. и валютном сотрудничестве между гос-вами - членами Европейского экон. сообщества было первым шагом к образованию Европейской валютной системы (ЕВС). Его основной и важнейшей особенностью является режим валютных курсов, предназначенный для стабилизации курсов валют гос-в-участников в определенных пределах. Данное соглашение является последним из принятых в течение нескольких лет документов по вопросам валютной политики Европейского Сообщества (ЕС). ЕВС официально начала функционировать 13 марта 1979 г. В число ее гос-в - участников ЕВС входили
Бельгия
Дания
Франция
Федеративная Республика Германия
Греция
Ирландия
Италия
Люксембург
Нидерланды
Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии.
(Соединенное Королевство является членом ЕВС, однако не принимает участия в его соглашениях о валютной интервенции.)
Цель соглашения о ЕВС состояла в стимулировании `более тесного валютного сотрудничества, направляемого на создание зоны валютной стабильности в Европе`.
Основным положением соглашения является требование проведения валютной интервенции каждым гос-вом - членом ЕВС с целью ограничения колебаний валютных курсов путем создания ЭКЮ (европейской валютной единицы - `корзины` всех десяти (ныне - двенадцати. - Прим. науч. ред.) валют ЕС) в качестве основы системы и путем расширения возможностей предоставления кредитов в ЕС.
Страны-члены обязаны осуществлять интервенцию на валютных рынках в целях ограничения колебаний курсов в пределах 2,25% паритета двух валют. Странам-участницам, курсы валют к-рых являлись плавающими по отношению к курсам валют др. стран-участниц, было разрешено поддерживать колебания в пределах до 6% паритета. Этим правом решила воспользоваться Италия.
Существует также положение, обязывающее страну-участницу принимать меры в случае, если отклонение курса ее валюты от центрального курса превысит установленный (единый) процент; процент определяется для каждой страны отдельно, с учетом веса ее валюты в `корзине`.
Для обеспечения интервенции выдавались очень краткосрочные кредиты в неограниченных объемах в дальнейшем в той же форме, как и при первоначальном соглашении об ограничении взаимных валютных колебаний (т. н. `валютная змея`), за исключением того, что данный кредит мог быть предоставлен на более длительный срок, чем раньше. Первоначально эмитентом ЭКЮ был Европейский фонд валютного сотрудничества, сосредоточивший депозиты в размере 20% золотых и долларовых резервов стран-участниц. Предполагалось использование ЭКЮ для погашения задолженности по кредитам, использованным для осуществления интервенции в соответствии с согласованными правилами. Источники краткосрочного и среднесрочного кредитования ЕС были значительно расширены, а в настоящее ва в настоящее время средства по программе краткосрочного кредитования можно получить на более длительный срок. Предполагается, что в конце концов все источники кредитования ЕВС будут сосредоточены в Европейском валютном фонде (к-рый не следует путать с существовавшим в свое время Европейским фондом в рамках ЕВРОПЕЙСКОГО ВАЛЮТНОГО СОГЛАШЕНИЯ).
ЕВС способствует не только укреплению интеграции ЕС; ее основной целью является укрепление международной фин. стабильности. Гос-ва - участники Общего европейского рынка, особенно небольшие страны с открытой экономикой, заявили: соглашение о стабильных валютных курсах содействовало развитию их нац. экон. политики и укрепило их внешние связи. Эти страны, к-рые прежде допускали плавающий курс своих валют, а в настоящее время присоединяются к соглашению, в прошлом проводили политику, отличную от политики `валютной змеи`. Гос-ва-участники предполагают, что упрочившаяся стабильность валютных курсов, достигнутая с помощью более согласованной политики интервенции, облегчит гармонизацию фин. политики.
По мнению МВФ, в свете данных инициатив встает вопрос: каковы будут требования к системе, в к-рой колебания валютных курсов уменьшены, а имевшие место изменения курсов в большей степени соответствовали долгосрочным тенденциям. Для такой системы потребуются упорядоченные экон. и фин. условия деятельности в гос-вах - участниках соглашения. Среди пр. условий это и более точное приближение к разумной стабильности цен, и твердое обязательство правительств данных стран в дальнейшем избегать нестабильности. В подобном экон. климате ожидания могут оказывать скорее стабилизирующее влияние, нежели дестабилизирующее. По мнению МВФ, `мир все еще далек от подобной системы, однако более глубокое понимание того, что инфляция не только ведет к нестабильности, но в более долгосрочной перспективе оказывает негативное воздействие на экон. рост и занятость, является первым важным шагом на пути к созданию более стабильной международной валютной системы`.
В июне 1985 г. Совет Европы, состоящий из глав гос-в и правительств стран ЕС, предложил ряд реформ, в т. ч. конкретный график постепенной либерализации движения капитала в пределах ЕС, в целях дальнейшей конвергенции экон. политики в рамках ЕВС. В соответствии с данным предложением к 1992 г. должны были быть отменены все ограничения по движению капиталов.
См. ИНОСТРАННЫЕ ВАЛЮТЫ.

Начало

 


Copyright © Fedoroff Corp.