ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

 

Демонстрационная версия

БАНКОВСКОГО ДЕЛА И ФИНАНСОВ
                                   Encyclopedia of Banking & Finance       Charles J. Woelfel          Tenth edition

aбвгд
ежзик
лмноп
рстуф
хцчшщ
эюя
abcde
fghij
klmno
pqrst
uvwxy
z
> Заказ книги
ПАРИТЕТ
PARITY
В АРБИТРАЖНОЙ СДЕЛКЕ - эквивалентность; означает эквивалентность цены неких ценных бумаг или валюты относительно др. ценных бумаг или валюты либо по отношению к др. рынку ценных бумаг или валюты после всех корректировок на курсы обмена, потерю процентов и др. факторы
См. ОБМЕН ВАЛЮТ; ЭКВИВАЛЕНТ ЛОНДОНСКОЙ КОТИРОВКИ.
Понятие П. играет ключевую роль в с.-х. политике США начиная с 30-х гг., когда была принята программа поддержки цен. Министерство с. х. выделяет следующие этапы его развития. Паритетные цены на с.-х. продукцию впервые были определены ЗАКОНОМ О СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ 1933 г. Ведущие производители с.-х. продукции согласились, что не столь существенен сам уровень цен на с.-х. продукцию; гораздо большее значение имеет то, сколько купит фермер на свою продукцию продовольствия, одежды, кормов, с.-х. инвентаря и машин, удобрений и многого др., необходимого фермеру для жизни и работы. Придав этой идее законодательное оформление, Закон о с.-х. регулировании 1933 г. объявил, что политикой Конгресса будет `поддержание цен на с.-х. продукцию на уровне, к-рый обеспечит этим товарам покупательную способность по отношению к потребляемым фермерами товарам, эквивалентную покупательной способности фермеров в базисном периоде`. Паритетные цены стали наиболее часто применяемым стандартом паритета. Паритетные цены обеспечивают единице с.-х. товаров ту же покупательную способность или меновую стоимость по отношению к товарам и услугам, покупаемым фермерами, к-рую они имели в базисном периоде (1910-1914 гг.), когда они считались хорошо сбалансированными. Короче, паритетные цены стали основой для измерения степени приближения фермерских цен к ценам, к-рые Конгресс определил как справедливые или объективные.
Формула паритетных цен не учитывала издержки производства, уровень жизни или паритетный доход. Она не являлась всеохватывающей мерой экон. благосостояния фермеров. Формула основывалась на соотношениях цен, к-рые являлись только одной из составляющих издержек производства и дохода. Поскольку в старой формуле, установленной законом, базой для сравнения были 1910-1914 гг., паритетные цены не учитывали множества технологических изменений, происшедших в течение последних нескольких десятилетий, повлиявших на эффективность затрат на производство многих видов продукции растениеводства и животноводства.
Паритетный доход когда-то считался целью с.-х. производства, и его определение вошло в аграрное законодательство, напр. в Закон о с. х. 1948 г. Как определено в этом законе, `П. в применении к доходу означает тот валовой доход от с.-х. деятельности, к-рый обеспечивает фермеру и его семье жизненные условия, эквивалентные тем условиям, к-рые имеют лица, занимающиеся др. видами деятельности, приносящими доход. П. в приложении к доходу от любого вида с.-х. продвида с.-х. продукции за любой год является таким валовым доходом, к-рый имеет такое же отношение к паритетному доходу от с. х. за данный год, как средний валовой доход от этой продукции за предшествующие десять календарных лет`. Однако паритетный доход никогда не использовался при осуществлении какой-либо с.-х. программы.
Старая формула паритетной цены. Формула паритетной цены, применявшаяся до 1 января 1950 г., часто называется старой формулой. Старая формула была составлена для расчета цен на отдельные с.-х. товары, к-рые должны иметь ту же покупательную способность, что и цены, уплачиваемые фермерам, т. е. на уровне цен базового периода. Первоначальный Закон 1933 г. объявлял базовым период с августа 1909 г. по июль 1914 г. для всех видов с.-х. продукции за исключением табака. Базовый период для табака - август 1919 г. - июль 1929 г. Паритетные цены рассчитывались путем умножения средней цены с.-х. товаров в базовом периоде на соответствующий индекс цен, уплачиваемых фермерами.
Вычисление паритетных цен за семнадцатилетний период до 1 января 1950 г. осуществлялось следующим образом:
1. Определялась базовая цена. Для большинства товаров, по
к-рым имелась удовлетворительная месячная статистика, это проводилось усреднением цен, получаемых фермерами за 60 месяцев - с августа 1909 г. по июль 1914 г. Средняя цена хлопка составляла 0,124 дол. за фунт; кукурузы - 0,642 дол. за бушель; пшеницы - 0,884 дол. за бушель. Базовые цены на картофель, табак, некоторые виды фруктов и овощей были средними за сезон, усредненные по срокам реализации этих видов продукции за период с августа 1919 г. по июль 1929 г., или за 60 месяцев, с августа 1934 г. по июль 1939 г., или же с августа 1936 г. по июль 1941 г.
2. Индекс цен платежа, включая проценты и налоги, был рассчитан примерно для 80 видов товаров, используемых в домашнем хоз-ве, и ок. 90 видов, используемых для с.-х. производства. Эти товары были распределены по следующим группам: одежда, предметы домашнего хоз-ва, питание, мебель и домашние принадлежности, строительные материалы, легковые автомобили, грузовые автомобили и трактора, корма,
с.-х. техника и инвентарь, удобрения, оборудование, сырье и материалы (включая газ, нефть, шины), а также семена. Установленное количество каждого товара, покупаемого фермерами, применялось для составления ценового индекса. Учитывались налоги на недвижимость и проценты, уплачиваемые по закладным. Так получали общий индекс уплачиваемых цен, процентов и налогов, к-рый публиковался каждый месяц. После января 1950 г. этот индекс рассчитывался и публиковался как непересмотренный индекс, в отличие от ИНДЕКСА ПАРИТЕТА, к-рый охватывает большее число товаров и включает ставки заработной платы, а также проценты и налоги, и к-рый используется в расчетах по формуле П., рекомендуемой в законах о с. х. 1948 и 1949 гг. В январе 1965 г. последние товары были переведены на новую формулу, и старый индекс перестал применяться.
3. Базовая цена умножается на индекс уплачиваемых цен, процентов и налогов (или на индекс уплачиваемых цен, если базовый период был иным, нежели с августа 1909 г. по июль 1914 г.).
Новая формула. Опыт применения старой формулы П. показал, что базовый период 1910-1914 гг. оказался настолько устарелым, что сдвиги в соотношениях цен на с.-х. товары, к-рые произошли в результате появления новых технологий в производстве и торговле, а также изменений в образе жизни и структуре потребления не получили отражения в паритетных ценах. При разработке усовершенствованной, или новой, формулы Конгресс старался сохранить общий баланс между ценами полученными и ценами, уплаченными фермерами в период с 1910 по 1914 гг., и вместе с тем отразить в паритетных ценах новые соотношения между ценами отдельных с.-х. товаров.
Усовершенствованная формула П. стала применяться с 1 января 1950 г., после вступления в силу Законов о с. х. 1948 и 1949 гг. Эти законы, а также Закон от 17 июля 1952 г., Законы о с. х. 1954 и 1956 гг., пересмотренный пункт 301(а) Закона о с.-х. регулировании 1938 г. в применении к расчетам паритетных цен гласят:
1.(А) Паритетная цена любого с.-х. продукта на любую дату вычисляется умножением скорректированной базовой цены данного товара на эту дату на значение индекса П. на эту же дату.
(Б) Скорректированная базовая цена любого с.-х. продукта на любую дату должна быть равна: 1) средней цене, полученной фермерами за этот товар на дату, к-рая будет указана министром с. х., в течение любого года за десятилетие, заканчивающееся 31 декабря, до наступления данной даты, или на протяжении всех рыночных сезонов, начинающихся в этот период, если министр решит, что использовать базис календарного года нерационально, деленной на 2) отношение общего уровня цен, полученных фермерами за с.-х. товары за этот период, к общему уровню цен, полученных фермерами за с.-х. товары за период с января 1910 г. по декабрь 1914 г. включительно.
(Период, используемый для определения скорректированной базовой цены, был сдвинут вперед на год с тем, чтобы сохранять соотношения между товарами, наиболее близкими к имеющимся на момент определения цены, и для того, чтобы можно было рассчитать паритетные цены на новые товары, значение к-рых существенно возросло после установления базовых периодов, относящихся ко времени до и после первой мировой войны.)
Главные отличия между старой и новой формулами можно кратко охарактеризовать следующим образом:
1. Корректируемая цена базового периода, согласно новой формуле, учитывает соотношения между товарами за последний десятилетний период, в то время как старая формула сохраняла те соотношения, к-рые существовали на протяжении фиксируемого базового периода.
2. Среднее по десятилетнему периоду, указанному в пункте 1, скорректировано к уровню 1910-1914 гг., с использованием среднего индекса цен, полученных за все товары за тот же десятилетний период.
3. Индекс П. учитывает и включает ставки заработной платы с.-х. рабочих.
Переход со старой формулы на новую формулу расчета паритетных цен означал резкое падение паритетных цен на основные товары. Для того чтобы смягчить этот переход, Законом 1948 г. были введены переходные паритетные цены, ограничивающие ежегодное снижение цен пятью процентами от величины старой паритетной цены, но закон подтверждал, что начиная с 1 января 1950 г. будет действовать только усовершенствованный П. Закон 1949 г. приостановил его введение, установив, что паритетные цены на все основные с.-х. товары: кукурузу, хлопок, пшеницу, арахис, рис и табак - на любой момент периода с 1 января 1950 г. по 31 декабря 1953 г. будет не ниже, чем их старая паритетная цена (старая формула предусматривала более высокие паритетные цены на пшеницу, кукурузу, хлопок и арахис, в то время как новая - на рис и табак). Закон от 17 июля 1952 г. продлил еще на два года (до 31 декабря 1955 г.) действие положения о том, что действующие паритетные цены на 6 основных товаров будут выше паритетных цен, рассчитанных как по старой, так и по новой паритетным формулам. Закон о с. х. 1954 г. не продлил отсрочки перехода на новые паритетные цены, и потому переходная паритетная формула вступила в силу с 1 января 1956 г. по отношению к основным с.-х. товарам. Закон о с. х. 1956 г., однако, заморозил переходный П. на кукурузу, арахис и пшеницу на 1957 г. Положения формулы переходного П. вновь вступили в силу для основных товаров с 1 января 1958 г. Последний вид с.-х. товаров был переведен на новую паритетную формулу в январе 1965 г., и после этого переходные П. уже не вычислялись; скорректированные паритетные цены пересчитывались в январе каждого года.
Порядок расчетов по новой формуле выглядит следующим образом:
1. Вычисляется средняя величина по ценам, полученным фермерами за отдельные товары за предшествующие 10 лет (напр., при определении цены в 1969 г. - за период 1959-1968 гг.). При этом по тем товарам, по к-рым это возможно, учитываются непогашенные ссуды и др. дополнительные расходы, обусловленные политикой поддержки цен.
2. Вычисленная средняя цена за 10 лет делится на средний индекс цен, полученный фермерами за те же предшествующие календарные годы, скорректированный на расходы по непогашенным ссудам и др. дополнительными расходами, связанными с поддержкой уровня цен; в результате получается скорректированная базовая цена.
3. Паритетные цены определяются как результат умножения скорректированных базовых цен на текущее значение паритетного индекса (период 1910-1914 гг. равен 100).
Уровень устанавливаемой законодательством поддержки цен почти всегда выражается в процентах или в некотором процентном интервале от величины паритетных цен за товары на начало их с.-х. года. Впоследствии, когда была собрана необходимая статистическая информация, и паритетная формула могла вычисляться достаточно последовательно, уровень поддержки фермеров мог быть установлен также и в ден. выражении: в долларах и центах.
Концепция новых целевых цен. Новым шагом в Законе о защите с. х. и потребителей 1973 г. явилась концепция гарантированных, или целевых, цен и дотационных выплат за пшеницу, кормовое зерно и выращенный на возвышенностях хлопок. Дотационные выплаты не производятся, пока средняя рыночная цена, полученная фермерами за первые пять месяцев с.-х. года (или, в случае хлопка, в течение календарного года, в к-ром были произведены посадки), остается выше целевого уровня. Только когда средняя рыночная цена падает ниже уровня целевых цен, включается механизм поддержки фермерских цен (но только в определенных пределах); величина этой поддержки составляет ту разницу, на к-рую целевая цена превышает ссудный процент или среднее значение цены за пять месяцев по всей стране, взвешенное на количество продукции, проданной каждый месяц (это зависит от того, какая из этих двух величин больше). Данные меры обеспечивают фермеру гарантированный возврат вложенных средств на часть урожая, произведенного по квоте, позволяя ему заниматься производством без опасения, что цены на рынке могут упасть ниже уровня окупаемости.
Целевые цены и ставки ссудного процента в 1988 г.
Ставка Сокращение1 Оплаченное2
Целевая ссудного посевных выведение земли
цена процента площадей из оборота
В расчете на 1 бушель:
Пшеница $4,23 $2,21 27,5% нет данных
Кукуруза 2,93 1,77 20,0% 10%
Сорго 2,78 1,68 20,0% 10%
Ячмень 2,51 1,44 20,0% 10%
Овес 1,55 0,90 5,0% нет данных
В расчете на 1 фунт:
Хлопок, выращиваемый
на возвышенностях 0,759 0,518 12,5% нет данных
Источник: USDA.
1 Правом пользования преимуществами программы, включая ссуды Торгово-кредитной корпорации и компенсации по целевым ценам, обладают только те, кто подчиняется требованиям сокращения посевных площадей и выведения земли из оборота.
2 По выбору.
Положение о повышении целевых цен. Оно было включено в Закон о защите с. х. и потребителей 1973 г. По этому положению целевые цены повышаются, если издержки производства растут быстрее, чем общая производительность с.-х. труда. Формула учета такова: возрастание издержек производства оценивается по индексу издержек производства, вычисляемому Министерством с. х. и скорректированному на изменение производительности труда, измеренному путем сравнения средней урожайности по стране за предшествующие три года с урожайностью за три года, предшествующие предыдущему году. Напр., для установления целевых цен на урожай 1976 г. среднегодовая урожайность за 1973-1975 гг. сравнивается со среднегодовой урожайностью за 1972-1974 гг. Такая процедура гарантирует, что, если общенациональные средние издержки производства растут быстрее, чем общенациональная средняя урожайность, целевые цены отразят это изменение.
Выплаты по стихийным бедствиям. Новым в Законе о защите с. х. и потребителей 1973 г. является также положение, согласно к-рому производителю может быть выплачена компенсация в определенных размерах, если вследствие стихийного бедствия он не смог засеять какую-либо часть предельной площади посевов пшеницы, кормового зерна или др. не сохраняющейся на корню культуры или если из-за стихийного бедствия фактический общий сбор урожая окажется меньше двух третей от нормального урожая на предельной посевной площади. Др. несохраняющиеся культуры могут быть засчитаны вместо пшеницы или кормового зерна при применении положения этой статьи закона. Такие выплаты, обусловленные стихийными бедствиями, введены для того, чтобы фермер мог спокойно заниматься своим делом, не беспокоясь о дополнительном природном риске.
Резервирование. Закон о защите с. х. и потребителей 1973 г. предоставил право министру с. х. осуществлять резервирование посевных площадей в фермерских хоз-вах в тех случаях, когда, по его мнению, необходимо вывести из с.-х. пользования часть земли. При вступлении в силу Положения о приостановлении землепользования производитель должен прекратить производство своей с.-х. культуры на определенной части своих посевных площадей, чтобы сохранить за собой право на займы, закупки или выплаты. В Положении о приостановлении землепользования предусматривается частичная оплата расходов фермера по борьбе с эрозией почвы, насекомыми, сорняками, грызунами или по восстановлению среды обитания диких животных. Министр может предусмотреть в разумных пределах и дополнительно компенсируемое ограничение землепользования, если возникает необходимость способствовать установлению баланса с.-х. производства. Министр по своему усмотрению может также изменять порядок определения размеров резервируемых площадей.
Последующие законодательные акты. Понятие целевой цены, впервые появившееся в Законе о защите с. х. и потребителей 1973 г., было уточнено в Законе о производстве продуктов питания 1977 г., к-рое, в свою очередь, скорректировано в Законе о чрезвычайных мерах в с. х. 1978 г. Поправкой 1980 г. и, наконец, в Законе о с. х. и продовольствии 1981 г.
Программа кредитования. Хотя программа кредитования не гарантирует фермеру прибыли, она все же обеспечивает ему определенные защиту и преимущества, если он имеет право на получение ссуды. Программа кредитования дает фермерам возможность получить наличность и придержать свой урожай для последующей более выгодной продажи. На практике, если фермер не может полностью выплатить ссуду и продать свой товар, ссуда может быть погашена посредством передачи товара Товарно-кредитной корпорации без права обратного требования. Программа займов способствует выравниванию сбыта. Без этой программы для оплаты текущих расходов производства фермеры были бы вынуждены продавать свой урожай непосредственно во время уборки. В некоторых случаях это приводит к затовариванию рынка, ненужным перегрузкам транспортной системы и падению уровня цен. Более равномерное распределение сезонной торговли во времени в значительной степени уменьшает колебания цен на с.-х. продукцию и снимает напряженность грузоперевозок. Программа займов предоставляет производителям возможность большей независимости в их торговых операциях и позволяет извлекать выгоду из повышения цен, к-рое часто наступает после уборочной страды.
Для многих товаров Конгресс установил специальный паритетный уровень, при к-ром или в некотором диапазоне вокруг которого устанавливаются ставки по ссудам, цены закупок и размеры выплат. Паритетная цена за с.-х. товары есть определенная по паритетной формуле цена, выраженная в долларах и центах, которая обеспечивает этому товару ту же покупательную способность по отношению к товарам и услугам, покупаемым фермерами, а также некоторым затратам на с.-х. операции, которые эти товары имели в базовом периоде 1910-1914 гг. с поправкой, основывающейся на средней цене этого товара за последние десять лет, деленной на отношение общего уровня цен за все фермерские товары за тот же десятилетний период к общему уровню цен, полученных за все товары в базовом периоде 1910-1914 гг. Т. о., паритетная цена является общим стандартом.
Резюме. На протяжение 80-х гг. понятие целевой цены было введено по отношению к следующим товарам: пшенице, кукурузе, хлопку, выращиваемому на возвышенностях, и рису. Минимальные уровни процентов по ссудам и закупочных цен были установлены для пшеницы, кормового зерна, хлопка, выращиваемого на возвышенностях, и риса. Дотационные выплаты по каждому из перечисленных товаров производятся, если целевая цена на эти товары оказывается выше общенациональной усредненной рыночной цены или ссудного процента; это зависит от того, какая из этих двух величин больше. Целевые цены на сорго и овес, а также - если это предусматривается Министерством с. х. - на ячмень устанавливаются на уровне, к-рый считается `справедливым и разумным` по отношению к целевой цене на кукурузу.

Начало

 


Copyright © Fedoroff Corp.