ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

 

Демонстрационная версия

БАНКОВСКОГО ДЕЛА И ФИНАНСОВ
                                   Encyclopedia of Banking & Finance       Charles J. Woelfel          Tenth edition

aбвгд
ежзик
лмноп
рстуф
хцчшщ
эюя
abcde
fghij
klmno
pqrst
uvwxy
z
> Заказ книги
РЕЗЕРВ
RESERVE
Термин имеет следующие значения
Бухгалтерский учет. В бухучете под Р. в отличие от РЕЗЕРВНОГО ФОНДА понимается счет, относящийся с момента открытия к собственному капиталу акционеров и отражающий накопление нераспределенной прибыли. Обычно резервный счет имеет особое название, указывающее на цель его создания, но он не отражает ни наличие средств, ни какие-либо иные активы в конкретной форме. Это всего лишь часть собственности (чистая стоимость) предприятия.
В последнее время в связи с разногласиями в отношении термина `резерв` Комитет по бух. терминологии Амер. общества дипломированных бухгалтеров рекомендовал применять этот термин только по отношению к счетам, связанным с распределением нераспределенной прибыли, а относительно счетов, предусматривающих вычеты из активов (счета остаточной стоимости), должен применяться термин `поправка`, напр. поправка на безнадежные долги, амортизационная поправка, поправка на истощение недр и т. п. Начисления следует указывать именно как начисленные суммы, напр. начисленные налоги, начисленные к уплате проценты, а не как `резервы`.
В бухучете термин `Р.` используется только для обозначения величины отчислений от нераспределенной прибыли. Определять эту величину вправе лишь совет директоров. Основной целью ее отражения является предоставление большей информации пользователям фин. отчетности. Причинами выделения части нераспределенной прибыли являются договорные обязательства, предусматривающие такие отчисления (напр., облигационный контракт может накладывать ограничения на величину дивидендов), закон штата (напр., некоторые штаты требуют этого при приобретении собственных акций, т. к. это может повредить капиталу компании), а также решения совета директоров по консервации активов для будущего использования. Создание Р. является результатом бух. проводки и не предполагает создания реальных запасов наличности или каких-либо др. активов компании.
Если потребность в Р. отпала, произведенные при его создании отчисления вновь присоединяются к нераспределенной прибыли. Эта операция увеличивает общую величину нераспределенной прибыли, не затрагивая активов компании или ее текущего фин. состояния.
Если у предприятия возникает потребность создать запас наличности или др. активов на случай непредвиденных обстоятельств или для др. целей, оно может осуществить это в форме образования фонда (но не Р.). Это действие будет представлять собой операцию, имеющую экон. значение.
Страхование жизни. Р. под полисы страхования жизни представляет собой накопительный фонд, создаваемый за счет той части страховых премий, к-рая не предназначена для текущих выплат в случае смерти страхователя и покрытия расходов, а присоединяется к тем средствам, за счет к-рых будут выплачиваться страховые суммы в будущем. При страховании от пожара, от нет пожара, от несчастных случаев и морском страховании незаработанные премии, представляющие собой страховые премии, уплаченные авансом в счет будущих страховых услуг, в соответствии с требованиями законодательства должны быть отчислены в Р. незаработанных премий.
Банковское дело. В банковском деле понятие `резерв` имеет несколько применений, и каждое из них имеет собственное значение, совершенно отличное от того, к-рое свойственно бухучету и страхованию.
Первичные резервы. Первичными Р. называются активы в наличной форме, находящиеся в собственном хранилище банка или на депозитах в др. кредитных учреждениях, куда они помещаются в обязательном или добровольном порядке. Если создание обязательных Р. предусмотрено банковским законодательством, то такие первичные Р. наличности называются `законодательными резервными требованиями`. В Соединенных Штатах сумма резервных отчислений по депозитам до востребования и срочным депозитам, методы расчета их величины, порядок депонирования средств и их структура устанавливаются законодательством, регулирующим банковскую деятельность.
Происхождение офиц. резервных требований в Соединенных Штатах обычно приписывается Банковскому закону штата Луизиана 1842 г., к-рый включал в себя требования создания Р. в ден. металле в размере одной трети всех обязательств перед клиентурой (в то время они включали в себя депозиты и банкноты); перед началом Гражданской войны это положение в той или иной степени было закреплено в законодательстве многих др. штатов. Принцип минимального офиц. резервирования по депозитам был уже традиционным, когда положение о нем было включено в Закон о нац. банке 1863 г.
Целью офиц. резервирования первоначально являлось лишь поддержание способности банков рассчитываться по своим обязательствам наличными. Однако в связи с тем, что эти требования являются долевыми (менее 100%) и к Р. нет свободного доступа, т. к. они создаются против существующих депозитов, то в настоящее время обеспечение ликвидности не является первоочередной задачей. Вместо этого основным предназначением офиц. резервных требований считается их использование в качестве `тормозов` кредитно-инвестиционной экспансии банков, а следовательно, и их депозитов. Т. к. эта экспансия фактически приводит к использованию избыточных Р. (т. е. первичных Р., повышающих офиц. минимальные резервные требования по привлеченным депозитам), то возможности банковской системы в целом увеличить объем кредитно-инвестиционной деятельности (а следовательно, и привлечение депозитов) определяются пропорционально среднему уровню офиц. резервных требований. Т. о., при приблизительном уровне средних резервных требований в 12% (по трансакционным счетам) оптимальные возможности банковской системы составили 81/3-кратное представление ссуд и осуществление инвестиций на доллар избыточных Р. Отдельный банк, входящий в банковскую систему, тем не менее не имеет такой возможности многократной экспансии, т. к. помимо того что он `несет издержки` по поддержанию избыточных Р. в форме дополнительных нормативных резервных требований по увеличивавшимся в связи с кредитной экспансией остаткам на депозитных счетах, он неизменно будет передавать часть производных или созданных депозитов др. банкам в результате выписки чеков клиентам. Величина этих `издержек от списания` для отдельного банка зависит от конкретных обстоятельств, на к-рые оказывают влияние такие факторы, как наличие требований по компенсационным остаткам; объем операций банка, т. к. от него зависит величина доли обратного притока выписанных клиентами чеков на счета др. клиентов-вкладчиков, являющихся получателями этих чеков; место выписки чеков (в том же населенном пункте или в др. месте). При отсутствии требований по компенсационным остаткам со стороны банка и обратного притока выписанных чеков совершенно очевидно, что отдельный банк сможет осуществить экспансию лишь исходя из соотношения 1:1, если производные (т. е. образованные за счет кредита) депозиты полностью используются путем выписки чеков.
Пересмотр обязательных резервных требований. ЗАКОН О ДЕРЕГУЛИРОВАНИИ ДЕПОЗИТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОМ КОНТРОЛЕ 1980 г. (раздел 1 P.L. 96-221; 94 Stat. 132), принятый 4 июня 1980 г., предусматривает создание обязательных резервов депозитными учреждениями, открывающими трансакционные счета или принимающими срочные депозиты юр. лиц. Такие резервные требования различаются в предписанном законом диапазоне и, следовательно, являются инструментом, с помощью к-рого Совет управляющих ФРС может проводить ден.-кредитную политику. 15 августа 1980 г. Советом управляющих было пересмотрено Правило D из ПРАВИЛ СОВЕТА УПРАВЛЯЮЩИХ ФРС для реализации требований указанного закона.
Понятие `депозитные учреждения` охватывает застрахованные на федеральном уровне коммерческие и сберегательные банки, так же и любой коммерческий или сберегательный банк, к-рый может быть застрахован ФЕДЕРАЛЬНОЙ КОРПОРАЦИЕЙ СТРАХОВАНИЯ ДЕПОЗИТОВ, любой взаимный или акционерный сберегательный банк; любую ссудосберегательную ассоциацию, к-рая является членом СИСТЕМЫ ФЕДЕРАЛЬНЫХ БАНКОВ ПО КРЕДИТОВАНИЮ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА и к-рые либо застрахованы, либо могут быть застрахованы ФЕДЕРАЛЬНОЙ КОРПОРАЦИЕЙ СТРАХОВАНИЯ ССУДОСБЕРЕГАТЕЛЬНЫХ АССОЦИАЦИЙ; а также любой кредитный союз, к-рый застрахован или же может быть застрахован Советом Нац. управления кредитных союзов. Кроме того, Правило D применимо к филиалам и агентствам ин. банков, консолидированный баланс к-рых в части активов превосходит 1 млрд дол., а также созданным на основании Закона Эджа корпорациям.
Размеры обязательных резервных отчислений исчисляются на основе чистых среднедневных депозитных остатков за семидневный период, начинающийся каждый четверг (`расчетный период`). Необходимая сумма остатка на резервном счете должна поддерживаться в федеральном резервном банке в течение семидневного периода (`период поддержания`), начинающегося во второй четверг, следующий за окончанием расчетного периода. После определения подлежащей резервированию суммы из нее вычитается среднедневной остаток находящихся в банке наличной валюты и монет Соединенных Штатов.
Поправками к параграфам (с) и (d) пункта 204.3 Правила D, вступившими в действие со 2 февраля 1984 г., был изменен порядок обязательного резервирования для депозитных учреждений. Изменения, принятые Советом управляющих ФРС, заменили систему `отставания`, действовавшую с 1968 г., современными резервными требованиями для средних и крупных депозитных учреждений. Совет управляющих, как и занимающиеся ден. обращением аналитики, полагает, что сокращение отставания момента перерасчета от момента изменения остатков на счетах обязательных Р. по трансакционным счетам позволит увереннее проводить ден.-кредитную политику за счет усиления связи между формированием резервных фондов и изменением количества денег в обращении.
Прилагаемая таблица отражает порядок расчета величины обязательных Р.
Термин `трансакционный счет` объединяет депозиты до востребования; счета с правом выписки обращающихся приказов о списании (НАУ); сберегательные счета с режимом автоматического перевода средств; чековые паевые счета; счета, режим к-рых позволяет производить платежи третьим лицам с помощью чеков, векселей, обращающихся инструментов, дебетовых карточек или иных аналогичных инструментов; счета, режим к-рых позволяет (курсив Совета управляющих в документе `Порядок осуществления регулирования Федеральной резервной системой`) производить более чем три списания в месяц по предварительному соглашению или на основании распоряжения по телефону; а также счета, позволяющие вкладчику производить платежи третьим лицам через банкоматы или обслуживающие устройства, вынесенные за пределы помещения банка.
Таблица `Требования по резервированию для депозитных учреждений` отражает величину требований по обязательному резервированию по состоянию на декабрь 1988 г., сопровождаемую пояснительными сносками, разъясняющими принципиально важные вопросы.
Более того, если, по крайней мере, пять членов Совета управляющих ФРС придут к мнению, что `чрезвычайные обстоятельства` требуют такого действия, Совет управляющих после консультаций с Конгрессом может установить любую ставку обязательного резервирования на любое обязательство (любую статью пассивов) депозитного учреждения на период до 180 дней.
Обязательное резервирование по трансакционным счетам должно быть единообразным по отношению ко всем видам депозитных учреждений, но по срочным депозитам юр. лиц они могут различаться в зависимости от сроков этих депозитов. В Законе о дерегулировании депозитных учреждений и ден.-кредитном контроле 1980 г. не определены резервные требования по срочным депозитам физических лиц, включая сберегательные счета.
Правило D Совета управляющих ФРС рассматривает некоторые типы счетов как срочные депозиты физических лиц, хотя они ведутся депозитным учреждением как доверенным лицом. Персональные пенсионные счета и срочные депозиты плана Кео попадают в эту категорию как счета урегулирования расчетов физических лиц. Кроме того, любой непереводной срочный депозит на имя доверенного лица или др. траст-агента, как физического, так и нефизического лица, будет рассматриваться как срочный депозит физического лица, если конечным получателем доходов по нему является физическое лицо.
Совет управляющих также определил, что термин `срочный депозит` включает, независимо от сроков наступления, простой вексель, подтверждение о получении ссуды или иное обязательство, к-рое выписывается любому не находящемуся на территории США депозитному учреждению или ин. банку или учреждениям, на чьи срочные депозиты не распространяется действие Правила Q по лимитированию процентных ставок.
Простые векселя (коммерческие бумаги), не подлежащие переучету акцепты (фин. векселя), векселя с наступившим сроком, подтверждения о получении ссуды, соглашения об обратном выкупе активов иных, нежели обязательства Соединенных Штатов или гарантированных ими обязательств, а также средств, поступивших от филиалов, не являющихся депозитными учреждениями, рассматриваются как депозиты. Как правило, такие обязательства с первоначальным сроком менее 14 дней считаются депозитами до востребования и подлежат резервированию как остатки на транзакционных счетах. Депозиты со сроком от 14 дней рассматриваются как срочные депозиты нефизических лиц, если они являются передаваемыми или принадлежащими иным, нежели физические лица, вкладчикам.
Субординированный долг банков - членов ФРС тем не менее не рассматривается как депозит, подлежащий резервированию по процентным ставкам до тех пор, пока удовлетворены некоторые условия, включая семилетний срок до погашения. Аналогичным образом рассматривается и субординированный долг сберегательных учреждений.
Депозитные учреждения обязаны резервировать часть суммы, полученной от продажи обязательств своим филиалам, не являющимся депозитными учреждениями, если эта сумма направлена депозитному учреждению. Эмитированные филиалом депозитного учреждения обязательства не рассматриваются как депозит этого филиала, если срок наступления погашения обязательств равен четырем годам или превышает этот срок или же обязательства не имеют депозитной формы при выпуске их непосредственно депозитным учреждением.
Векселя с наступившим сроком не рассматриваются как подлежащие резервированию депозиты, если они не обеспечены залогом в виде аналогичной ценной бумаги в течение трех дней с даты выписки. Обеспечение является `аналогичным`, если оно принадлежит к тому же типу ценных бумаг и срок его погашения сопоставим со сроком погашения обязательства, купленного клиентом. Оставшийся не обеспеченным в течение трех рабочих дней вексель с наступившим сроком рассматривается как депозит начиная с этого срока.
Правило D Совета управляющих ФРС определяет как подлежащие резервированию нетто-заимствования у соответствующих зарубежных филиалов, ссуды резидентам Соединенных Штатов, выданные ин. филиалами депозитных учреждений, находящихся в США, продажи активов депозитными учреждениями США своим зарубежным филиалам и суммы, поступившие от продажи зарубежным филиалам всех видов активов. Норма обязательного резервирования, установленная 3 ноября 1980 г. по средствам в евровалютах, составляет 3%.
Р. депозитного учреждения могут храниться в виде запасов наличных средств в хранилищах или остатков на счете в федеральном резервном банке, помещенные как непосредственно ими, так и через др. депозитные учреждения. Депозитное учреждение, являющееся членом ФРС, должно хранить эти Р. непосредственно в федеральном резервном банке. Депозитное учреждение - не член ФРС может хранить их как в самом федеральном резервном банке, так и переводить их ему через корреспондентский счет, открытый в др. банке. Таким корреспондентом может быть депозитное учреждение, поместившее обязательные к резервированию средства непосредственно в ФРС, в федеральном банке по кредитованию жилищного строительства или в центральной системе обеспечения ликвидности Нац. управления кредитных союзов.
Совет управляющих имеет полномочие определять размер части находящейся в хранилище наличности, к-рую депозитные учреждения могли использовать для выполнения требований по обязательному резервированию. Правило D позволяет депозитному учреждению (т. к. начальные требования по обязательному резервированию были установлены в соответствии с Законом о дерегулировании депозитных учреждений и ден.-кредитном контроле 1980 г. с 13 ноября 1980 г.) использовать весь запас находящейся в банке ден. наличности в качестве допустимого для создания обязательных резервов актива. Этот запас включает в себя бумажные деньги и монеты США и к нему не могут относиться ценные бумаги или какие-либо доходные активы.
Пытаясь сократить нагрузку, связанную с подготовкой отчетности и контролем за выполнением норм резервирования мелкими депозитными учреждениями, а также соответствующую нагрузку на резервирующие банки, ФРС ввела порядок, в соответствии с к-рым депозитные учреждения с общей суммой депозитов менее 5 млн дол. должны были сообщать сведения о состоянии их депозитных счетов за семидневный период только один раз в течение каждого квартального календарного периода и поддерживать величину Р. за последующий трехмесячный период на основе этого сообщения.
Совет управляющих ФРС продлил до конца 1982 г. отсрочку подачи сведений об обязательном резервировании для депозитных учреждений - не членов ФРС, имевших менее 2 млн дол. общей суммы депозитов на 31 декабря 1979 г. Это было сделано для того, чтобы не перегружать мелкие банки - не члены ФРС и сберегательные учреждения работой по составлению отчетности и поддержанию величины обязательных Р. в ожидании с мая 1982 г. принятия соответствующих законодательных актов, дающих мелким депозитным учреждениям постоянное освобождение от обязательного резервирования.
Резервные требования штатов. Штаты имеют различающиеся между собой требования по обязательному резервированию. Большинство штатов разделяет депозиты до востребования и срочные депозиты и предусматривает по первым более высокие нормы резервирования. Подавляющее большинство штатов предоставляет также банкам возможность выбора между поддержанием величины обязательных Р. от суммы депозитов либо в банках-депозитариях, либо в хранилище в виде наличности. Законы штатов предусматривают различные нормы резервирования от суммы депозитов до востребования - от 7 до 30% (в последнем случае - в порядке исключения), довольно четко ориентируясь на 15%. Нормы резервирования по срочным депозитам составляют от 0 до 10%, ориентируясь на величину в 5%. Различные законодательно закрепленные резервные требования по депозитам до востребования и срочным депозитам в тех или иных вариантах имеют место в 23 штатах и федеральном округе Колумбия. Привязка резервных требований к месту нахождения встречается в весьма незначительном числе штатов. Конкуренция в отношении уровня обязательных Р. между федеральными властями и штатами может как являться, так и не являться фактором, влияющим на желание банков штатов, не членов ФРС, войти в ФРС, в зависимости от того, насколько он серьезен, если вообще существует.
Другие виды банковских резервов. Вторичные Р. - это доходные активы, обладающие высоким качеством и ликвидностью, с близким, как правило, сроком погашения, такие, как гос. краткосрочные ценные бумаги, банковские акцепты, коммерческие бумаги, онкольные ссуды и т. п. Для создания вторичных Р. банками часто используются казначейские векселя. Избыточные Р. для банков - это все пригодные для создания обязательных Р. активы в сумме, превышающей обязательные резервные требования.
Наличие полномочий по установлению резервных требований является действенным инструментом в руках ФРС для регулирования количества денег в обращении и рентабельности кредитно-фин. учреждений. При повышении норм обязательного резервирования ФРС сокращает величину депозитов, к-рой могут располагать кредитно-фин. учреждения, что приводит к сокращению количества денег в обращении. Кроме того, в связи с тем, что на остатки на резервных счетах не начисляются проценты, повышение норм обязательного резервирования снижает прибыльность депозитных учреждений. И наоборот, снижение норм обязательного резервирования ведет к увеличению количества денег в обращении и росту доходности банковских учреждений.
Изменение резервных требований является настолько действенным инструментом и последствия его применения настолько велики, что ФРС пользуется им очень редко. Вместо этого для достижения своих целей ФРС, как правило, использует операции на открытом рынке. Воздействие посредством изменения норм обязательного резервирования осуществляется только при действительном наступлении фин. кризиса.
Некоторыми экономистами было предложено вообще отменить резервные требования из-за их негативного влияния на рентабельность банковской деятельности. Др., напр., Милтон Фридмен (Milton Friedman), считают возможным введение 100-процентного резервирования, утверждая, что такая мера позволит ФРС лучше контролировать ден. обращение. Оба эти предложения являются крайними и вряд ли будут реализованы в ближайшем будущем.
Международные валютные отношения. В международной валютной терминологии под термином `Р.` понимается золотой запас страны, включая Валютный стабилизационный фонд; специальные права заимствования (СДР); валютные Р.; а также неиспользованная резервная позиция в МЕЖДУНАРОДНОМ ВАЛЮТНОМ ФОНДЕ.
См. ЗОЛОТОЙ РЕЗЕРВ; НОРМА РЕЗЕРВИРОВАНИЯ; РЕЗЕРВ БАНКА; РЕЗЕРВ ЧИСТЫЙ.
БИБЛИОГРАФИЯ:
FEDERAL RESERVE BOARD OF GOVERNORS. Annual reports.
. Monetary Policy and Reserve Requirements. Handbook.
. Federal Reserve Regulation Service.
Federal Reserve Bulletin.

Начало

 


Copyright © Fedoroff Corp.