ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

 

Демонстрационная версия

БАНКОВСКОГО ДЕЛА И ФИНАНСОВ
                                   Encyclopedia of Banking & Finance       Charles J. Woelfel          Tenth edition

aбвгд
ежзик
лмноп
рстуф
хцчшщ
эюя
abcde
fghij
klmno
pqrst
uvwxy
z
> Заказ книги
ЗОЛОТОЙ СТАНДАРТ
GOLD STANDARD
По сравнению с др. ден. системами при З.с. ден. единица имеет золотое содержание. Разновидностями З.с. являются золотомонетный стандарт, при
к-ром производится свободная чеканка золотых монет без взимания пошлин, за исключением брассажа для покрытия издержек на чеканку; ЗОЛОТОСЛИТКОВЫЙ СТАНДАРТ, при к-ром использование золота более экономично и не осуществляется чеканка золотых монет; при этом поддерживается золотое содержание обращающихся денег, к-рые свободно могут быть разменены только на золотые слитки; ЗОЛОТОДЕВИЗНЫЙ СТАНДАРТ, при к-ром использование золота является наиболее экономичным, т. к. все виды денег, находящиеся в обращении, могут обмениваться только на инвалюту, базирующуюся на З.с.
Валюты, базирующиеся на неурезанном З.с., свободно конвертируются в золото по фиксированной цене, устанавливаемой на основании закона, как правило, фин. органами, и, следовательно, золото может использоваться в международном обороте как средство платежа или средство, обеспечивающее движение капитала.
На мировом рынке, где нет ограничений, использование золота по фиксированной цене обеспечивает действие верхних и нижних пределов колебаний валютных курсов, называемых `ЗОЛОТЫМИ ТОЧКАМИ`. Так, для амер. должников по ин. требованиям покупка и продажа золота с учетом всех издержек (цена покупки, транспортные расходы, отгрузка, страхование, потеря процента на время в пути и т. д.) может привести к повышению курса инвалюты сверх золотого паритета валюты (премия); при этом становится выгоднее осуществлять расчеты путем купли-продажи золота, чем платить дороже в инвалюте, т. е. речь в данном случае идет о `золотой экспортной точке`. С др. стороны, ин. должники по требованиям США могут предпочесть расплачиваться не долларами, а золотом, путем покупки и поставки его, если размер снижения (дисконта) курса их валюты к доллару по сравнению с золотым паритетом окажется выше издержек на покупку и поставку золота, т. е. в данном случае речь идет о `золотой импортной точке` (для США. - Прим. науч. ред.).
Свободно функционирующий З.с. без ограничений размена банкнот на золото служит механизмом автоматического выравнивания платежного баланса. В случае, если страна покрывает дефицит платежного баланса золотом, отлив золота оказывает дефляционное воздействие на экономику, имеющее тенденцию стимулировать экспорт и ограничивать импорт, но со временем может показать свою эффективность в плане изменения направления движения золота (вызывая приток золота в страну). С др. стороны, если приток золота в страну возрастает, инфляционное воздействие на экономику, имеющее тенденцию сдерживать экспорт и стимулировать импорт, со временем может привести к обратному изменению движения золота (вместо притока - отток). Этот автоматизм действует при наличии диверсифицированной внешней торговли стран торговли страны, свободной от торговых ограничений, к-рые могут воспрепятствовать подобному автоматическому выравниванию; страны, испытывающие хронический дефицит платежного баланса, отражающего несбалансированность экспорта и импорта, не способны привлечь золото по линии торгового баланса, они зависят от притока ин. капитала для покрытия торгового дефицита. Т. о., необходимо обеспечить элементы управления экономикой, такие, как установление центральным банком учетных ставок на надлежащем уровне, стимулирующем инвестиции, установление процентных ставок на соответствующем уровне, а также разработка программ развития торговли. Страны, выступающие в качестве международных кредиторов, в свою очередь были бы заинтересованы в осуществлении инвестиций в страны, являющиеся международными должниками, чтобы избежать кризиса функционирования механизма выравнивания платежных балансов путем перелива золота, т. к. любая сбалансированная ден. система должна базироваться на столь же сбалансированных торговле и инвестициях.
Введение золотого стандарта. В масштабах всемирной истории З.с. был введен сравнительно недавно. Впервые золотой монометаллизм, при к-ром золото являлось единственным ден. металлом, а серебру придавались функции вспомогательных металлических денег, был официально введен в Англии в 1816 г. Закон Англии 1774 г. (предусматривавший, что серебряная монета может служить законным средством платежа в пределах 25 фунтов единовременно, за исключением случаев, когда платеж свыше 25 фунтов осуществляется серебряными монетами, но по цене слитка) практически закрепил введение золотого монометаллизма, хотя его значение в то время не было полностью осознано. Банк Англии приостановил в 1797 г. размен своих банкнот на золото, однако к 1821 г., когда этот размен был возобновлен, Англия уже полностью осознавала значение З.с. в современном понимании.
США официально начали использовать биметаллизм (золото и серебро по фиксированному соотношению), однако из-за колебаний рыночных цен на золотые и серебряные слитки и наличия права свободной чеканки монет на Монетном дворе из любого из этих двух металлов по фиксированному соотношению биметаллизм на практике обычно был либо золотым, либо серебряным стандартом, в зависимости от того, цена какого из двух металлов на соответствующий момент была завышена Монетным двором по сравнению с рыночными ценами. После изменения офиц. соотношения между золотом и серебром с принятием Закона 1853 г., в соответствии с к-рым было снижено металлическое содержание вспомогательных серебряных монет, начался отход от биметаллизма; этот процесс продолжался в связи с принятием в 1873 г. Закона о возобновлении размена бумажных денег на металл, в к-ром было опущено положение о чеканке серебряного доллара; и, наконец, отход от биметаллизма был подтвержден ЗАКОНОМ О ЗОЛОТОМ СТАНДАРТЕ 1900 г.
В `золотой век` функционирования З.с. без ограничения (1900-1914 гг.) наиболее влиятельные в фин. отношении страны использовали золотой стандарт: Великобритания, США, Германия (принят в 1871 г.), Бельгия, Франция, Италия и Швейцария (1874 г.), Нидерланды (1875 г.), Австрия (1892 г.), Россия (1898 г.), Япония (1897 г.), Швеция (1873 г.) и др.
Приостановка золотого стандарта и изменение валютных курсов. В годы первой мировой войны все воевавшие европейские страны оказались не в состоянии поддерживать З.с. без ограничений. Запрет вывоза золота, по сути дела, отменил З.с. Ден. системы стран стали опираться либо на урезанный З.с., либо на бумажные деньги. В последующее после первой мировой войны десятилетие многие валюты оказались обесцененными вследствие инфляции, и попытки добиться их стабилизации путем отказа от уплаты долгов, изменения золотого содержания или ден. реформы привели к дальнейшему изменению курсов европейских валют по отношению к доллару США (данные Совета управляющих ФРС).
Австрия: 1923-1924 гг. 1 золотая крона = 0,2026 дол. США;
1925 г. 1 шиллинг = 0,1407 дол. США.
Бельгия: 1913-1925 гг. 1 франк = 0,1930 дол. США;
1926 г. 1 бельга = 0,1390 дол. США.
Болгария: 1913-1926 гг. 1 лев = 0,1930 дол. США;
1927 г. 1 лев = 0,0072 дол. США.
Эстония: 1921-1922 гг. 1 эстонская марка = 0,00238 дол. США; 1924-1927 гг. 1 эстонская марка = 0,00268 дол. США;
1928 г. 1 крона = 0,2680 дол. США.
Финляндия: 1913-1925 гг. 1 марка = 0,1930 дол. США;
1925 г. 1 марка = 0,0252 дол. США.
Франция: 1913-1928 гг. 1 франк = 0,1930 дол. США;
1928 г. 1 франк = 0,0392 дол. США.
Германия: 1913-1923 гг. 1 марка = 0,2382 дол. США;
1924 г., после обмена денег по курсу 1 рейхсмарка на 1 трлн марок, 1 рейхсмарка = 0,2382 дол. США.
Греция: 1913-1928 гг. 1 драхма = 0,1930 дол. США;
1928 г. 1 драхма = 0,0130 дол. США.
Венгрия: 1924 г. 1 крона = 0,2026 дол. США;
1925 г. 1 пенге = 0,1749 дол. США.
Италия: 1913-1926 гг. 1 лира = 0,1930 дол. США;
1927 г. 1 лира = 0,0526 дол. США.
Польша: 1913-1923 гг. 1 польская марка = 0,2382 дол. США;
1924-1926 гг. 1 злотый = 0,1930 дол. США;
1927 г. 1 злотый = 0,1122 дол. США.
Румыния: 1913-1929 гг. 1 лей = 0,1930 дол. США;
1929 г. 1 лей = 0,0060 дол. США.
Россия: 1913-1917 гг. 1 рубль = 0,5146 дол. США;
1922 г. 1 червонец = 5,1460 дол. США.
К концу 1928 г. З.с. был восстановлен большинством ведущих стран, однако они приняли варианты, к-рые отличались от З.с., функционировавшего до первой мировой войны. Отличие состояло в том, что после войны установлены его разновидности - золотослитковый или золотодевизный стандарты с ограниченным разменом банкнот на золото; регулирование З.с. в значительно большей степени осуществлялось такими инструментами, как политика центральных банков и налоговая политика; функционирование З.с. сдерживалось тарифными, торговыми ограничениями, нестабильностью платежных балансов под влиянием факторов, связанных с репарациями, военными долгами и неравномерной миграцией международных инвестиций.
Отмена золотого стандарта, 1931-1932 гг. В 1929 и 1930 гг. лишь несколько стран отказались от З.с., а всеобщий отказ произошел в 1931 г. После напряженного десятилетия после первой мировой войны, когда Великобритания поддерживала довоенный золотой паритет своей валюты, в 1931 г. она положила начало всеобщему отказу от З.с. После отмены Великобританией 2 сентября 1931 г. расчетов золотом, волна отказа от З.с. немедленно охватила весь мир в конце 1931 г. и первой половине 1932 г. Более 40 стран отказались от З.с. официально или путем введения жесткого регулирования или контроля за экспортом золота и операциями с инвалютой в этот период. Страны Золотого блока остались единственными странами, занимавшими значительные позиции в международных финансах, к-рые продолжали использовать З.с.; в США отмена в 1933 г. расчетов золотом явилась составной частью политики, направленной на восстановление экономики, а не мерой, вызванной крайней необходимостью.
Большинство стран, не входящих в Золотой блок (в блок входили Франция, Швейцария, Нидерланды, Бельгия и др.), были вовлечены в `гонки` по обесценению валют и введению валютных ограничений, что вызвало `бегство` золота в страны `Золотого блока` вплоть до 1934 г., когда амер. доллар, наиболее стабильная валюта, наконец, был девальвирован, и курс его стабилизировался, а страны Золотого блока с золотыми паритетами практически остались в одиночестве. В результате этого последовал отток золота в США, к-рый в период между февралем 1934 г. и декабрем 1940 г. достиг 15 млрд дол. золотом при одновременном сокращении золотых резервов зарубежных стран на 5 млрд дол. Подобное `бегство` золота было вызвано не только растущей ненадежностью положения некоторых членов Золотого блока, но также усилением влияния фактора подготовки ко второй мировой войне. Повышение в США офиц. цены золота с 20,67 дол. до 35 дол. за унцию существенно помогло зарубежным странам сдержать отток золота в США. В годы второй мировой войны огромный объем поставок по ленд-лизу и военных расходов США в зарубежных странах приостановил приток золота в США, одновременно зарубежные страны перестали вывозить золото.
Период после второй мировой войны. Существенным подспорьем для рационализации послевоенных международных валютно-фин. отношений явилось стимулирование добычи золота в предвоенные годы, а также переоценка золотых резервов путем повышения офиц. цены золота в связи с его девальвацией в США в 1933 и 1934 гг. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД (МВФ) в 1946 г., когда начал свою деятельность с целью ослабления и устранения ограничений в фин. и торговых операциях, достижения валютной стабилизации и избежания конкурентного обесценения валют, столкнулся с доставшимися в наследство от предвоенных лет неуравновешенными торговыми балансами, торговыми и валютными ограничениями, конкурентным обесценением валют и т. д., а также с нарушениями нормальной экон. деятельности, вызванными войной. Золотые паритеты валют должны были согласовываться с МВФ, причем страны - члены МВФ брали обязательство проводить интервенции на валютном рынке, чтобы рыночный курс их валют не повышался дальше верхнего предела (1% выше паритета) и не опускался ниже минимального предела уровня (1% ниже паритета). Подобные искусственно фиксируемые курсы должны были обеспечить их относительную стабильность, что способствовало бы снижению валютных рисков в международной торговле и инвестиционной деятельности; паритеты, вокруг к-рых колебались валютные курсы, могли быть изменены более чем на 10% лишь в случае `фундаментального неравновесия` с согласия МВФ. С др. стороны, для преодоления временного, краткосрочного снижения курса валюты страны - члена МВФ фонд вправе предоставить ей возможность заимствования средств из своего капитала, состоящего из валют, обеспеченных золотом, и др. валют, внесенных странами - членами МВФ в качестве своей квоты по подписке, при этом Фонд устанавливает максимальную сумму заимствований и условия погашения долга. Т. о., был введен урезанный золотовалютный стандарт, при к-ром доллар США в качестве ключевой валюты дополнил золото в качестве международного резервного средства.
При этой валютной системе после второй мировой войны существенно расширились объемы мировой торговли и международных инвестиций. Этот успех, однако, породил проблемы и неравновесие платежных балансов, к-рые подорвали систему и привели к ее модификации: снизилась доля резервов по отношению к импорту в большинстве стран - членов МВФ, особенно в США, в связи с более крупным дефицитом их платежного баланса и возросшим импортом; способность доллара США играть роль резервной валюты была подорвана в связи с сокращением золотого запаса США и резким увеличением зарубежных долларовых авуаров в результате дефицита платежного баланса США; поправки к соглашению о создании МВФ предусматривали неоднократное увеличение квот и в конечном счете создание дополнительных прав заимствования, известных как Специальные права заимствования (СДР) МВФ. Более того, неравновесие платежных балансов и нестабильность усилились в связи с движением `горячих` денег, обменом этих краткосрочных капиталов в одной валюте на др., что стимулировалось межстрановыми различиями в уровне прибыли, а также ожиданиями, связанными с изменением курсов валют.
Основными событиями в сфере изменения паритетов валют являлись следующие: девальвация фунта стерлингов в 1949 г. на 30,5%; девальвация фунта стерлингов в ноябре 1967 г. на 14,3%; эмиссия 1 января 1960 г. нового фр. франка, равного 100 старым франкам, а также его девальвация в августе 1969 г. на 11,1%; принятие решения о введении в мае 1971 г. плавающего курса западногерманской марки (без соблюдения пределов колебаний курсов, предусмотренных соглашением о создании МВФ) вслед за ревальвацией марки в октябре 1969 г. на 9,3%. В начале 70-х гг. основными дестабилизирующими факторами в международном масштабе являлись: дефицит платежного баланса США и активное сальдо платежного баланса ФРГ.
Новая мировая валютная система. После приостановки международной конвертируемости доллара на золото, объявленной президентом США 15 августа 1971 г. в качестве составной части новой политики регулирования доходов, курс доллара на мировых валютных рынках стал плавающим, и дол. перестал быть ключевой валютой, используемой как международное резервное средство в отличие от предыдущего этапа, когда доллар по требованию офиц. ин. органов конвертировался в золото.
Вслед за закрытием `золотого окошка` США 15 августа 1971 г., а также введением дополнительной 10-процентной пошлины на импорт товаров и сокращением на 10% ин. помощи по распоряжению президента, курс доллара на валютных рынках стал плавающим, а курс основных валют по отношению к нему повысился по сравнению с прежними паритетами. Такое относительное обесценение доллара приветствовалось властями США, к-рые считали, что для достижения стабилизации США нуждались дополнительно в 13 млрд дол. для покрытия базисного сальдо своего платежного баланса (текущие операции и движение долгосрочных капиталов плюс правительственные субсидии). Рыночное формирование валютных курсов, однако, вызвало возражения др. стран, чьи центральные банки проводили интервенции на валютных рынках, во-первых, для того, чтобы удержать курсы в пределах установленных границ колебаний вокруг паритета и, во-вторых, для сдерживания темпа повышения курса их валют по отношению к доллару.
В ходе последовавших затем переговоров с основными торговыми партнерами США согласились рассмотреть новый режим формирования валютных курсов с использованием метода усредненного выравнивания, к-рое не полностью бы обеспечило приток в США 13 млрд дол. для сбалансирования их платежного баланса; переговоры были завершены на встрече группы десяти в Смитсоновском институте в Вашингтоне (СМИТСОНОВСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ) 17-18 декабря 1971 г. Ключевые элементы соглашения представляли собой новый режим валютных курсов, предусматривавших расширение допустимых пределов рыночных колебаний вокруг паритетов до +2,25% от новых центральных курсов. Составной частью соглашения явилась отмена со стороны США 10-процентной таможенной импортной пошлины, введенной 15 августа 1971 г.; соглашение формально приобрело завершенный вид, когда Конгресс США разрешил проведение девальвации доллара по отношению к золоту (P.L. 92-268 от 8 мая 1972 г.). В соответствии с Законом об изменении паритета, золотое содержание доллара было снижено с 13,71 грана чистого золота (35 дол. за 1 унцию чистого золота) до 12,63 грана (38 дол. за 1 унцию чистого золота). США больше не возобновляли конвертируемость доллара в золото, однако выразили готовность взять на себя соответствующие обязательства по конвертируемости в рамках должным образом реформированной мировой валютной системы при условии существенного улучшения платежного баланса США и их (золотых. - Прим. науч. ред.) резервов, что сделало бы такие обязательства реальными.
СОВЕТ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КОНСУЛЬТАНТОВ при президенте США докладывал, что в ходе последующих переговоров в 1972 г. по вопросам реформ с Комитетом двадцати МВФ, назначенным для своевременной разработки проекта основных направлений реформы к ежегодной сессии МВФ в 1973 г., США предложили усилить значение СДР как резервных активов для повышения международной ликвидности (СДР в принципе были одобрены на сессии в Рио-де-Жанейро в 1967 г. и введены МВФ в 1970 г.); сделать упор на рассмотрение непропорциональных изменений резервов той или иной страны (увеличение или уменьшение), что свидетельствует о насущной необходимости ликвидировать неуравновешенность платежных балансов; постепенно уменьшить роль золота в мировой валютной системе. Валютные резервы не должны ни запрещаться, ни поощряться, но, по мнению США, их доля в совокупных международных резервных активах должна быть ниже.
1973 г., однако, начался в условиях весьма хрупкой стабильности, к-рая вскоре привела к отказу от фиксированных валютных курсов, предусмотренных Смитсоновским соглашением. 22 января 1973 г. Швейцария, `олицетворение фин. ортодоксальности`, приняла решение ввести плавающий курс швейцарского франка в связи со значительным притоком капиталов из-за рубежа, что ускоряло и без того высокие темпы инфляции в стране. Италия ввела плавающий курс в результате `бегства` капиталов из Италии в Швейцарию. Ожидание неизбежных корректировок курсов валют, особенно Японии и Германии, привело к резкому увеличению покупок марок и иен на доллары, причем пик этих сделок наступил в первую неделю февраля, что заставило закрыть валютные рынки 10 февраля. Поспешное многостороннее выравнивание валютных курсов, одобренное соглашением 14 ведущих промышленно развитых стран, включало новую 10-процентную девальвацию доллара США по отношению к СДР (это решение вступило в силу 18 октября 1973 г. в соответствии с поправкой, внесенной в раздел 2 Закона об изменении паритета (P.L. 93-110), принятый 21 сентября 1973 г.). Повышение цены золота с 38 дол. за тройскую унцию чистого золота до 42,22 дол. узаконило девальвацию доллара США; курс японской иены был повышен и стал также плавающим.
Однако эта проведенная в спешке многосторонняя корректировка курсовых соотношений не восстановила доверие рынка к ним, особенно к курсу немецкой марки; широкомасштабный перевод спекулятивных капиталов из долларов в марки и ряд др. валют продолжался вплоть до нового закрытия валютных рынков, со 2 марта до 19 марта 1973 г., хотя частная торговля валютами продолжалась в промежутке между этими датами. 19 марта 1973 г. пять стран - членов Европейского экон. сообщества (ЕЭС): Бельгия, Дания, Франция, Германия и Нидерланды - ввели совместно плавающий курс своих валют по отношению к доллару и др. валютам, и, как и прежде, эти страны приняли решение удерживать курсы любых двух валют этих стран в пределах 2,25% от согласованных курсов их соотношений (европейская `змея`). Впоследствии Норвегия и Швеция приняли решение поддерживать курс своих валют по отношению к совместно плавающим курсам валют стран ЕЭС.
В течение второго квартала уже и так хаотично начавшегося 1973 г. произошло дальнейшее существенное обесценение доллара по отношению к большинству европейских валют, в т. ч. на 11% по отношению к большинству валют стран ЕЭС с совместно плавающим курсом и на 15% к немецкой марке, к-рая была ревальвирована на 5,5% по отношению к др. валютам стран ЕЭС с совместно плавающим курсом. Быстрое падение курса доллара значительно ниже той точки, к-рую многие рассматривали как долговременный ориентир для расчетов в долларах создало ситуацию общей неопределенности в отношении будущих тенденций на валютных рынках, в результате чего возросли трудности трейдеров с покрытием сделок форвардными контрактами. (Один из ключевых аргументов в пользу свободно плавающих валютных курсов заключался в том, что валютного риска можно избежать при помощи форвардных валютных сделок.) Тем не менее, как отмечал в докладе Совет экон. консультантов, в течение этого периода валютные рынки оставались открытыми, и `обычные международные торговые и инвестиционные сделки продолжали заключаться без существенных сбоев. Опасения многих, что плавающие валютные курсы могут нарушить ход международной торговли, оказались безосновательными`.
К началу третьего квартала 1973 г. существенное увеличение экспорта товаров и услуг из США, объявление 18 июля 1973 г. о намерении валютных органов США осуществлять интервенции на валютном рынке `с целью поддержания упорядоченных рыночных условий` в сочетании с превалирующим мнением о том, что доллар США котируется ниже его реальной стоимости, остановили и повернули вспять процесс падения курса доллара. К концу 1973 г. курс доллара США почти вернулся к февральскому последевальвационному уровню.
Комитет двадцати на своем заседании в ходе ежегодной сессии МВФ в сентябре 1973 г. определил 31 июля 1974 г. конечной датой достижения соглашения о структурной валютной реформе. Однако объявленное странами ОПЕК в октябре и декабре 1973 г. повышение цен на нефть, рост общемировых темпов инфляции и распространение плавающих валютных курсов привели к необходимости дальнейшего изучения и корректировки предложений по внесению изменений (поправок) в Соглашение о создании МВФ, к-рые окончательно были согласованы и одобрены временным комитетом МВФ в январе 1976 г. для последующего их вынесения на утверждение стран - членов МВФ (Кингстон, Ямайка, далее достигнутые соглашения именуются как Ямайское соглашение). Были внесены следующие существенные изменения и поправки.
1. Предоставление стране - члену МВФ права выбора из определенного набора мер валютного регулирования, включая ее право поддерживать курс своей валюты по отношению к СДР или др. точке отсчета, кроме золота; или применение странами-членами совместных мер по поддержанию курсов их валют по отношению к валюте или валютам др. стран-членов; или др. меры валютного регулирования по выбору страны - члена МВФ. Однако внесенные поправки давали МВФ право при поддержке большинства в 85% голосов устанавливать систему валютного регулирования, базирующуюся `на устойчивых, но регулируемых с учетом международной экон. конъюнктуры валютных паритетах`.
2. Постепенное исключение золота из операций МВФ. Золото больше не должно было служить платежным средством по сделкам в рамках МВФ; одна шестая часть золотого запаса МВФ должна быть возвращена странам-членам (пропорционально их квотам); одна шестая золотого запаса МВФ должна быть продана через аукцион в течение 4 лет с целью создания доверительного фонда для оказания помощи беднейшим странам - членам МВФ; соглашение десяти крупнейших промышленных развитых стран, подлежащее пересмотру каждые два года, предусматривало запрет любых действий, направленных на искусственное поддержание цены золота, а также установило, что совокупные запасы золота МВФ и валютных органов стран - членов МВФ, не должны увеличиваться.
3. Увеличение на 33,6% ресурсов фонда до 39 млрд СДР в соответствии с шестым пересмотром квот. (Вторая эмиссия СДР на 1979-1981 гг. была предназначена для ликвидации последствий неравномерного распределения резервных активов стран - членов МВФ.)
Решение о выпуске СДР на сессии МВФ в Рио-де-Жанейро в 1968 г. и стало первой поправкой к Соглашению о создании МВФ; впоследствии на ее основе внесена вторая поправка к Соглашению о создании МВФ, вступившая в силу 1 апреля 1978 г.
Вторая поправка предоставляет странам - членам МВФ свободу выбора форм валютного регулирования, за исключением права устанавливать курс нац. валюты по отношению к золоту. В то же время любая страна - член МВФ в соответствии со статьей IV Соглашения берет на себя обязательство `сотрудничать с Фондом и др. странами-членами в целях обеспечения упорядоченных валютных механизмов и содействия поддержанию стабильной системы валютных курсов`, одновременно Фонд обязан осуществлять `жесткий надзор` за политикой стран-членов в области валютных курсов с тем, чтобы существовала уверенность, что указанная политика соответствует курсу на достижение указанной глобальной цели. Для выполнения указанной функции в апреле 1977 г. Фонд утвердил принципы в качестве руководства для стран - членов МВФ при проведении ими политики валютных курсов, а также определил принципы и процедуры, используемые Фондом для надзора за осуществлением этой политики. Были разработаны три принципа проведения политики валютных курсов стран - членов МВФ в целях ее соответствия их общим обязанностям, изложенным в статье IV Устава МВФ.
1. Страна - член МВФ должна избегать манипулирования валютными курсами или мировой валютной системой, направленного на то, чтобы препятствовать эффективному выравниванию платежного баланса или получать несправедливое конкурентное преимущество перед др. членами МВФ.
2. Страна-член должна осуществлять валютную интервенцию, если необходимо противодействовать созданию условий дезорганизации, к-рые могут в частности проявиться в периодических кратковременных колебаниях курса их валют.
3. Страны - члены МВФ должны учитывать при проведении валютной интервенции интересы др. стран-членов, включая те страны, в валюте к-рых осуществляются интервенции.
С апреля 1978 г. `многие страны пересмотрели свои взгляды относительно понятия надлежащего режима валютного курса`; 1 января 1979 г. была образована ЕВРОПЕЙСКАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА (ЕВС), призванная быть и `оставаться` системой, функционирующей в полном соответствии со статьями Соглашения о создании МВФ (с марта 1979 г. страны - члены ЕВС депонировали 20% их офиц. золотых и долларовых резервов в Европейском фонде валютного сотрудничества, к-рый выпустил европейские валютные единицы (экю) на сумму, эквивалентную приблизительно 20 млрд СДР против депозитов соответствующей доли золотых резервов стран - членов ЕВС).
Резюме. Новая мировая валютная система отказалась от системы жестких фиксированных валютных курсов (с пределами разрешенных рыночных колебаний выше и ниже фиксированных курсовых соотношений, базирующихся на золотых паритетах валют стран-членов. Золото было заменено СДР, служащими в качестве `нюмерер` (счетных денег) МВФ, однако оно продолжает оставаться составной частью совокупных резервных активов стран в дополнение к СДР, зачисленным на их счета, резервной позиции в МВФ и валютных резервов. Хотя валютные курсы формально являются плавающими, следует учитывать, что этот процесс носит регулируемый характер в соответствии с директивами МВФ относительно политики валютных интервенций. МВФ больше не является `строгим надзирателем` за валютными курсами, каким он являлся в рамках Бреттонвудской системы, а его функция надзора зависит от степени сотрудничества стран - членов МВФ и достижения ими консенсуса.
См. ДОБЫЧА ЗОЛОТА; ЗАКОН О ЗОЛОТОМ РЕЗЕРВЕ 1934 г.; ЗОЛОТОЙ РЕЗЕРВ.
БИБЛИОГРАФИЯ:
`Floating Rate Sinks: The World Economy Needs a Fixed Standard of Value`. Barrons, October, 2 1989.

Начало

 


Copyright © Fedoroff Corp.