|
|
|
БАНКИ СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЕ SAVINGS BANKS Банковские учреждения, созданные специально с целью аккумуляции сбережений широких слоев населения (в первую очередь скромного достатка) путем выплаты процентов (дивидендов) по размещенным в них сбережениям. Первоначально Б.с. рассматривались как полуфилантропические учреждения, предоставлявшие услуги по аккумуляции сбережений малообеспеченных людей и инвестированию этих сбережений в надежные ценные бумаги с целью получения в итоге по этим накоплениям регулярного процентного дохода. Хотя современные взаимные Б.с. продолжают числиться в категории бесприбыльных (некоммерческих) организаций, они более не считаются полуфилантропическими организациями для бедных. Однако одна характерная особенность Б.с. осталась без изменения: поощрение сбережений и строгий контроль над направлением использования депозитов как средство защиты той категории вкладчиков, для к-рых потеря личных сбережений чревата наиболее тяжелыми последствиями, но к-рые в наименьшей степени способны сделать правильный выбор банка Считается, что сама концепция Б.с. была разработана английским писателем Даниэлем Дефо, к-рый в 1697 г. предложил организовать `Общество друзей для развития предусмотрительности у населения` (Friendly Societies for Provident Habits in General). Первые общества, однако, появились не ранее 1765 г., и их развитие было медленным. Название `Б.с.` впервые появилось в 1810 г., когда священник Генри Дункан из деревни Ратвелл графства Дамфришир в Шотландии основал маленький банк для своих прихожан. В первый год он привлек примерно 750 дол. депозитов. Ниже приводятся сведения о самых первых сберегательных учреждениях, основанных в США. Филадельфийское сберегательное общество (Fhiladelphia Savings Fund Sosiety), организованное богатым бизнесменом и филантропом Конди Раке, начало операции в декабре 1816 г., хотя официально было зарегистрировано лишь в 1819 г. Провидент Сэйвингс инститьюшн (Бостон), зарегистрированное в середине 1816 г., приступило к операциям в феврале 1817 г. Сэйвингс бэнк оф Балтимор (Savings Bank of Baltimore) и Салем Сэйвингс бэнк (Salem Savings Bank) (Массачусетс) были основаны в 1818 г. Bank for Savings (Нью-Йорк), Society for Savings of Hartford (Коннектикут), Savings Bank of Newport (Род Айленд) начали действовать в 1819 г.; Institution for Savings in Newburyport and Vicinity (Массачусетс), Albany Savings Bank (Нью-Йорк) начали операции в 1820 г. Третий по величине сберегательный банк США - Bowery Savings Bank (Нью-Йорк) с общим объемом депозитов в середине 1981 г. в 4867 млн дол. возник еще в 1834 г. Период наиболее бурного учреждения Б.с. приходится на двадцатилетие с 1850 по 1870 гг., особенно после окончания гражданской войны, и на восточные штаты. Большая часть взаимных Б.с. расположена в десяти штатах Северо-Востока. С развитием ссудосберегательных аберегательных учреждениях, основанных в США. Филадельфийское сберегательное общество (Fhiladelphia Savings Fund Sosiety), организованное богатым бизнесменом и филантропом Конди Раке, начало операции в декабре 1816 г., хотя официально было зарегистрировано лишь в 1819 г. Провидент Сэйвингс инститьюшн (Бостон), зарегистрированное в середине 1816 г., приступило к операциям в феврале 1817 г. Сэйвингс бэнк оф Балтимор (Savings Bank of Baltimore) и Салем Сэйвингс бэнк (Salem Savings Bank) (Массачусетс) были основаны в 1818 г. Bank for Savings (Нью-Йорк), Society for Savings of Hartford (Коннектикут), Savings Bank of Newport (Род Айленд) начали действовать в 1819 г.; Institution for Savings in Newburyport and Vicinity (Массачусетс), Albany Savings Bank (Нью-Йорк) начали операции в 1820 г. Третий по величине сберегательный банк США - Bowery Savings Bank (Нью-Йорк) с общим объемом депозитов в середине 1981 г. в 4867 млн дол. возник еще в 1834 г. Период наиболее бурного учреждения Б.с. приходится на двадцатилетие с 1850 по 1870 гг., особенно после окончания гражданской войны, и на восточные штаты. Большая часть взаимных Б.с. расположена в десяти штатах Северо-Востока. С развитием ссудосберегательных ассоциаций и открытием сберегательных счетов коммерческими банками, включая нац. банки после принятия Закона о нац. банках, распространение Б.с. взаимного типа замедлилось. К 1990 г. в США насчитывалось 492 взаимосберегательных банка с общим объемом депозитов, равным примерно 2 млрд дол. Особенностью устава взаимного учреждения является то, что оно, будучи корпорацией, не является акционерным обществом (не выпускает акций). Управляется группой попечителей, вкладчики не имеют права голоса (при получении федеральной лицензии предусматривается, что вкладчики должны избирать попечителей, правда, через шесть лет после конверсии). Неакционерный статус означает, что вкладчики являются обычными кредиторами (general creditors). Распределению между ними подлежит та часть доходов, к-рая остается за вычетом расходов, и, по усмотрению попечителей, отчислений в резервы и в нераспределенную прибыль (иногда называемой гарантийным фондом). Вклады в Б.с. как акционерного, так и взаимного типа являются обязательствами, а сами вкладчики выступают как кредиторы. При ликвидации из-за этого всегда возникают споры: имеют ли теперешние вкладчики право на распределение всей суммы резервов и нераспределенной прибыли пропорционально размерам их вкладов, к-рые были накоплены за счет удержаний из доходов всех вкладчиков - как нынешних, так и прежних. Неакционерная форма организации также подразумевает, что, с точки зрения налогообложения, взаимные Б.с. являются бесприбыльными организациями и подлежат специальному налоговому режиму, однако в отличие от вкладчиков в пр. кооперативных фин. учреждениях их вкладчики не имеют права голоса. Высшим органом управления взаимосберегательного банка является Совет попечителей или управляющих. Как отмечал журнал `Америкэн бэнкер` (`American Banker`), `по законодательству штатов и давней традиции считается, что они лучше управляются в том случае, если попечители выбираются из числа наиболее талантливых и преуспевающих граждан, проживающих на данной территории`. Эта практика, вероятно, основывается на том, что изначально взаимосберегательные банки создавались как сберегательные учреждения для бедных и лиц наемного труда - т. е. для той категории вкладчиков, к-рые, как считалось, являются слишком неискушенными, чтобы сделать правильный выбор на голосовании, а также на весьма высокой степени ответственности, к-рая требуется от доверенных лиц. Тем не менее в отдельных штатах попечители избираются группой вкладчиков (corporators); банковский Контролер штата может возразить против кандидатуры нового попечителя (напр., в случае откровенного кумовства). Многие попечители не имеют специальной банковской подготовки и фактически зависят от знаний, к-рыми обладают исполнители, к-рых сами доверенные лица и назначают. Обязанности попечителей по законодательству большинства штатов включают следующее: 1. Соблюдение присяги попечителем, к-рая в некоторых штатах должна подтверждаться ежегодно. Как и в присяге директора нац. банка, в присяге попечителя подтверждается его обязательство честно и старательно исполнять свои обязанности. Некоторые штаты запрещают исполнение обязанностей попечителя лицам, когда-либо терпевшим банкротство. Это, конечно, некорректно, поскольку определяющим фактором должен выступать характер и поведение конкретного индивидуума. 2. Попечительские обязанности в отношении вкладчиков исполнять свой долг осмотрительно и старательно. Если из-за недостаточной осмотрительности и старательности по вине попечителей вкладчики понесли убытки, они могут понести персональную ответственность своим имуществом. 3. Активное участие в управлении, включая проверку деятельности банка; надзор за предоставлением ипотечных ссуд и осуществлением инвестиций; объявление дивидендов в соответствии с полученными доходами и уставом; определение общих направлений кредитной и инвестиционной политики. 4. Отсутствие конфликта интересов. Почти во всех штатах попечитель не имеет права получить ссуду в собственном банке или участвовать в распределении доходов банка, будь то плата за исполнение функций попечителя или гонорар за посещение собраний попечителей. Однако оплате подлежит исполнение попечителем функций служащего банка или выполнение адвокатских услуг, но при этом не допускаются никакие комиссионные или иные выплаты за полученную от банка ссуду. Любой попечитель (или служащий) Б.с. подлежит увольнению после уведомления и расследования за нарушения закона, продолжения небезопасных операций или за действия, противоречащие интересам банка. Вместо акционерного капитала учредители взаимосберегательного банка создают первоначальный фонд (original fund), к-рый впоследствии постепенно погашается из доходов. Поэтому, хотя формально Б.с. является `бесприбыльным` учреждением по своим целям, его организация на самом деле зависит от того, насколько высока вероятность его успешного функционирования. В законах штатов по-разному определяется размер минимального гарантийного (резервного) фонда (surplus), к-рый должен поддерживаться Б.с. Как правило, 10-15% объема депозитов считается нормальной величиной. Регулирование ссуд и инвестиций. Еще одна отличительная особенность взаимосберегательного банка - детальная регламентация его операций. В отношении инвестиций акционерные Б.с. не контролируются столь жестко в своих штатах, как взаимные банки, но в ряде этих штатов существует такое же жесткое регулирование, как и в штатах со взаимными банками. Влияние Закона о дерегулировании депозитных учреждений и денежно-кредитном контроле 1980 г. Этот закон, подписанный президентом 31 марта 1980 г., включал следующие положения, касающиеся Б.с. Постепенный отказ от положений Правила Q Совета управляющих ФРС и поддержания разницы между процентными ставками по депозитам. Контроль федеральных органов над процентной ставкой был продлен на шесть лет, до 31 марта 1986 г. Право фиксировать процентные ставки в этот переходный период было передано КОМИТЕТУ ПО ДЕРЕГУЛИРОВАНИЮ ДЕПОЗИТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (КДДУ), перед к-рым была поставлена задача быстро, насколько это было экономически целесообразно, и при должном уровне безопасности для депозитных учреждений обеспечить полную отмену контроля над процентными ставками. В течение переходного периода комитет был уполномочен повышать верхние пределы процентных ставок (ceilings) по существующим видам счетов, создавать новые виды счетов, не подлежащих каким-либо ограничениям, или полностью отменять максимальные ставки. Однако комитет был не вправе устанавливать предельные ставки процента выше рыночных. В качестве цели предполагалось повысить процентные ставки по счетам со сберегательной книжкой и аналогичным сберегательным счетам по меньшей мере на 0,25% в первые 18 месяцев и на 0,5% к концу каждого года - с третьего по шестой. Как указывалось Нац. ассоциацией взаимосберегательных банков (НАВБ), регламентируемые повышения процентных ставок не были обязательными. Комитет вправе корректировать эти уровни выше или ниже установленных ориентиров, причем в течение всего шестилетнего периода по всем категориям счетов, существовавшим по состоянию на 19 декабря 1975 г., по процентным ставкам должна была сохраняться 0,25-процентная разница между ставками по депозитам сберегательных учреждений и коммерческих банков. В течение 1980 г. НАВБ подвергала критике различные действия КДДУ, предложив новое законодательство, призванное сохранить эту разницу (между процентными ставками по депозитам сберегательных учреждений и коммерческих банков) и поддержала поправку к Закону о жилищном строительстве 1980 г., согласно к-рой министр по делам жилищного строительства и городского развития должен был быть включен в состав КДДУ. Обязательные резервные требования. Обязательные резервные требования были установлены Законом о дерегулировании депозитных учреждений по отношению ко всем фин. учреждениям, ведущим трансакционные счета (включающие депозиты до востребования, НАУ-счета, счета с автоматическим переводом средств, по оплате счетов за телефон или их аналоги). Норма резервирования, равная 3%, была установлена на первые 25 млн дол. остатков по трансакционным счетам, по остаткам сверх 25 млн норма резервирования могла изменяться в пределах от 8 до 14%, причем начальная норма резервирования составляла 12%. Кроме того, норма резервирования по срочным счетам юр. лиц первоначально составляла 3%, причем Совет управляющих ФРС установил пределы изменения этой нормы от 0 до 9%. Закон также разрешил вводить дополнительные резервы по трансакционным счетам с начислением процентов в размере до 4% годовых в случае, если этого требовало проведение ден. политики. Позиция НАВБ по вопросу об обязательных резервных требованиях, распространенных на все фин. учреждения, заключалась в том, что, по ее мнению, не было убедительных оснований распространять эти требования на сберегательные учреждения. НАВБ указывала на то, что Б.с. находятся под сильным воздействием политики ФРС благодаря влиянию КОМИТЕТА ПО ОПЕРАЦИЯМ НА ОТКРЫТОМ РЫНКЕ на уровень процентных ставок, а также благодаря изменениям на основе Правила Q. Существовало опасение, что распространение полномочий ФРС по установлению норм резервирования на банки - не члены ФРС способно создать прецедент, и вскоре резервные требования могут быть предъявлены не только к трансакционным счетам, но и к обычным сберегательным и срочным счетам. Корпоративные права для федеральных сберегательных банков. Закон предоставлял корпоративные банковские права федеральным взаимосберегательным банкам, но не федеральным ссудосберегательным ассоциациям (это расширение прав было предоставлено ссудосберегательным ассоциациям ЗАКОНОМ ГАРНА-СЕН-ЖЕРМЕНА О ДЕПОЗИТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 1982 г.). По закону федеральным Б.с. было разрешено предоставлять коммерческие или деловые ссуды на сумму до 5% их активов при условии, что такие ссуды сделаны в пределах штата или 75 миль от штаб-квартиры банка. Федеральные Б.с. могли также `принимать депозиты до востребования, связанные с этими коммерческими или деловыми ссудами`. Эти права (а также др., перечисленные ниже) были предоставлены в дополнение к тем, что уже существовали по законодательству штатов. Федеральным взаимосберегательным банкам и федеральным ссудосберегательным ассоциациям законом было разрешено инвестировать до 20% своих активов в обеспеченные и необеспеченные потребительские ссуды, коммерческие бумаги (commercial paper) и облигации корпораций. Им также были предоставлены новые права в области выпуска кредитных карточек, кредитовании землеустроительных работ, доверительных операций и выпуска взаимных сертификатов (mutual capital certificates) (одна из форм финансирования). Получение федеральной лицензии (чартера) предусматривалось разделом XII ЗАКОНА О РЕГУЛИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИНАНСОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И КОНТРОЛЕ НАД ПРОЦЕНТНЫМИ СТАВКАМИ 1978 г., к-рый давал Б.с. возможность по желанию превратиться в федеральные банки в 17 штатах, где они действовали. Эти учреждения контролируются СОВЕТОМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ БАНКОВ ЖИЛИЩНОГО КРЕДИТА и застрахованы ФЕДЕРАЛЬНОЙ КОРПОРАЦИЕЙ СТРАХОВАНИЯ ССУДОСБЕРЕГАТЕЛЬНЫХ АССОЦИАЦИЙ. Федеральная лицензия не разрешает предоставлять лицензии новым учреждениям; только существовавшие прежде Б.с. с лицензией штата могут превратиться в федеральные взаимосберегательные банки. Б.с., переходящему под федеральную юрисдикцию, при одобрении правления разрешено следующее: 1. Продолжать все операции, к-рые он выполнял по состоянию на 31 декабря 1977 г. 2. Осуществлять все виды инвестиций, имевшие место в конце 1977 г., но при этом инвестиции в акции, корпоративные облигации и потребительские ссуды не могут превышать средней доли подобных инвестиций в активах за пять лет, предшествующих подаче заявления на перерегистрацию. 3. Открывать отделения на основе предписаний и законов штатов, за тем исключением, что в данном случае ограничения штатов на количество отделений на них не распространяются, и Б.с. может открывать отделения в пределах своего стандартного городского статистического района, в пределах своего округа или в пределах 35 миль от своей штаб-квартиры вне зависимости от закона штата. Нельзя открывать отделения за пределами штата. Если в любой момент конверсии правление определит, что антидискриминационные законы и правила, относящиеся к предоставлению жилищной ипотечной ссуды, или любые требования к выполнению Закона о защите потребительского кредита являются более жесткими, чем аналогичные федеральные, для регулирования сберегательных банков применяется законодательство штата. Раздел XII Закона 1978 г. также ставит условие, что федеральный взаимосберегательный банк не может в дальнейшем превратиться из взаимного в акционерный. НАВБ приветствовала принятие данного закона как документа, впервые открывшего доступ Б.с. к преимуществам банковской системы двойного подчинения (федерального-штатного) - `привилегии, уже давно доступной всем остальным депозитным учреждениям США`. 11 сентября 1980 г. правление одобрило заявку Нью-Порт Сэйвингс бэнк (штат Нью-Гэмпшир) на замену банковской штатной лицензии на федеральную. Это был первый случай, когда на основании закона, создавшего систему федеральной регистрации взаимосберегательных банков, Б.с. получил федеральную лицензию. По вопросу о др. положениях документа см. ЗАКОН О ДЕРЕГУЛИРОВАНИИ ДЕПОЗИТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОМ КОНТРОЛЕ 1980 г. Проблемы дерегулирования. В 1980 г. впервые после окончания второй мировой войны Б.с. в целом как отрасль имели убытки. В 1980 г. они составили 205 млн дол., или 0,12% по отношению к активам, по сравнению с прибылью в размере 741 млн дол., или 0,46% активов в 1979 г. Темпы прироста процентных выплат по депозитам значительно опережали доходы, в результате чего процентные платежи вкладчикам достигли в 1980 г. рекордного уровня - 2 млрд дол. Эффективная процентная ставка по депозитам Б.с. в 1980 г. составила 7,85%, что было на 105 базисных пунктов выше, чем в 1979 г. Значительный рост процентных выплат по депозитам в 1980 г. был вызван заключением различных депозитных соглашений, по к-рым выплачивались более высокие проценты, чем те, что были разрешены по вкладам с выпиской сберегательной книжки, что, в свою очередь, объяснялось стремлением предотвратить массированный отток депозитов в более доходные инструменты ден. рынка. Эти изменения включали: резко возросшие процентные ставки по 6-месячным депозитным сертификатам, ускоренный переход с фиксированных на плавающие процентные ставки, возросшие расходы, связанные с погашением краткосрочных депозитных сертификатов, значительный рост выпуска депозитных сертификатов сроком на 2,5 года с плавающей процентной ставкой, а также повышение `потолка` процентных ставок по 6-месячным и 30-месячным депозитным сертификатам. К 1981 г. из-за продолжающихся операционных убытков капитальная база ряда Б.с. оказалась настолько ослабленной, что некоторые из них, в т. ч. очень крупные, были вынуждены провести слияния. В начале 1981 г. ФРС провела специальное исследование по вопросу создания филиальных структур между коммерческими банками и сберегательными учреждениями. НАВБ продолжала оказывать противодействие любым попыткам Совета управляющих ФРС разрешить банковским холдинговым компаниям приобретать сберегательные учреждения. Законопроект, внесенный Сенатом США в сентябре 1980 г. и поддержанный НАВБ, предусматривал установление на неопределенный период моратория на приобретение сберегательных учреждений коммерческими банками за исключением случаев, когда поглощение являлось средством предотвратить банкротство. Позиция НАВБ заключается в том, что не какие-либо регулирующие органы, а Конгресс должен решать этот вопрос, с тем чтобы было обеспечено `единство сберегательной индустрии как основного конкурента коммерческих банков`. Воздействие Закона Гарна-Сен-Жермена о депозитных учреждениях 1982 г. Этим законом в конце концов была создана эффективная федеральная программа помощи сберегательным учреждениям, в частности Б.с., на к-рой настаивали сберегательные институты. Раздел I закона, озаглавленный `Гибкость в страховании депозитов`, увеличивал способность ФЕДЕРАЛЬНОЙ КОРПОРАЦИИ СТРАХОВАНИЯ ДЕПОЗИТОВ (ФКСД) и ФЕДЕРАЛЬНОЙ КОРПОРАЦИИ СТРАХОВАНИЯ ССУДОСБЕРЕГАТЕЛЬНЫХ АССОЦИАЦИЙ (ФКССА) оказывать помощь нуждающимся учреждениям путем увеличения количества форм фин. помощи, к-рую могли оказывать эти агентства, расширения круга обстоятельств, когда эта помощь могла быть оказана, и введения специальных процедур, к-рые было необходимо соблюдать при осуществлении поглощений или слияний неплатежеспособных учреждений. Также расширялись некоторые опекунские полномочия страховых учреждений. Раздел II закона, носящий название `Сертификаты собственного капитала` (Net Worth Certificates), касался вопросов оказания помощи застрахованным учреждениям, у к-рых размер собственного капитала не превышал 3% стоимости активов. Для получения подобной помощи размер собственного капитала у учреждения должен быть равен или превышать 0,5% их активов после выпуска сертификатов собственного капитала (capital notes), к-рые могут быть учтены в составе резервного капитала (surplus). Если резервный капитал сокращается до уровня в 2-3% активов, учреждение имеет право на выпуск сертификатов в размере до 50% чистых операционных убытков за предшествующие два квартала; если резервный капитал снижается до 1-2% активов, `впрыскивание` капитала могло достигать 60% с повышением до 70%, если резерв сократился до уровня 0,5-1%. Помощь, полученная на основании раздела I закона, не исключает возможности получения помощи по разделу II. Однако, если резервный капитал падает ниже уровня 0,5% активов, учреждение не имеет право на помощь в виде вливаний капитала, предусмотренную разделом II. В январе 1983 г. ФКСД сообщила, что она предоставила помощь в размере ок. 175 млн дол. 15 Б.с., большая часть к-рых находилась в Нью-Йорке, все еще имевшим операционные убытки в результате высоких ставок по депозитам, необходимых для того, чтобы справиться с конкурентами в лице фондов ден. рынка. Ставки оказывались особенно высокими на фоне низких ставок по ипотечным кредитам, сделанным за несколько лет до того, как общий уровень процентных ставок был ниже. Закон Гарна-Сен-Жермена о депозитных учреждениях также предписывал КДДУ выдавать разрешение депозитным учреждениям на открытие депозитных счетов ден. рынка (money market deposit account) (эти полномочия были предоставлены 14 декабря 1982 г.). КДДУ в дальнейшем также разрешила открывать новые `Супер-НАУ-счета` (Super-NOW) с 5 января 1983 г. Оба эти счета, наряду с тенденцией понижения процентных ставок на ден. рынке, снизили остроту проблемы привлечения депозитов и сохранения ставки по депозитам на более низком уровне, что тем самым позволило увеличить активы, включая новые ипотечные ссуды, при благоприятной процентной марже (спреде), а также увеличить операционные доходы. См. АССОЦИАЦИИ ССУДОСБЕРЕГАТЕЛЬНЫЕ. БИБЛИОГРАФИЯ: FEDERAL DEPOSIT INSURANCE CORPORATION. Annual Report. FEDERAL SAVINGS INSURANCE FUND. Annual Report. National Fact Book. National Council of Savings Institutions. Washington, DC. Annual. Savings Bank Journal. Taxation of Financial Institutions. Matthew Bender & Co., Inc., New YORK, NY. Looseleaf.
Начало
|
|