|
|
|
БАНКНОТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО РЕЗЕРВА ФРС (FEDERAL RESERVE NOTES). Банкноты, выпускаемые в обращение федеральными резервными банками (ФРБ) согласно разделу 16 Закона о ФРС. Они играют главную роль в качестве находящихся в обращении в США наличных денег и представляют собой основной вид обязательств ФРБ Любой ФРБ может подать заявку своему федеральному резервному агенту (к-рый также является председателем совета директоров своего банка, одним из трех директоров категории `С`, к-рые все назначаются Советом управляющих ФРС) на получение такого количества Б.ф.р., к-рое необходимо для удовлетворения потребностей банков - членов ФРС в наличных деньгах. Заявка, направляемая федеральному резервному агенту, сопровождается предложением предоставить предусмотренное законом обеспечение на сумму, равную сумме банкнот, на к-рую подана заявка. Конгресс США своим решением от 18 марта 1968 г. (P.L. 90-269) отменил положение раздела 16 Закона о ФРС, согласно к-рому ФРБ были обязаны иметь резервы в золотых сертификатах в размере не менее 25% суммы банкнот, выпускаемых банками - членами ФРС. Предлагаемое обеспечение должно было состоять из следующих позиций: 1. Векселя, приемлемые для переучета. Долговые обязательства, переводные векселя, тратты или банковские акцепты, приобретенные согласно положениям раздела 13 Закона о ФРС, или тратты, индоссированные банками - членами ФРС, находящимися в любом федеральном резервном округе, и приобретенные согласно положениям раздела 14 Закона о ФРС (операции на открытом рынке или акцептованные банком векселя, приобретенные согласно разделу 14); и/или 2. Прямые обязательства США. Использование гос. ценных бумаг в качестве покрытия Б.ф.р. стало постоянной практикой по Закону от 12 июня 1945 г. (59 Stat. 237). Ранее (с 1932 г.) гос. ценные бумаги могли использоваться в качестве покрытия лишь согласно временным разрешениям. Положения, содержащиеся в Сборнике законов, принятых Конгрессом США (P.L. 90-269), также отменили действие правила, содержащегося в разделе 16 Закона о ФРС, к-рое требовало от каждого ФРБ держать на депозите в Казначействе США сумму в золотых сертификатах, достаточную, по мнению Секретаря Казначейства, для покрытия Б.ф.р., выпущенных этим банком, но ни в коем случае не менее 5% общей суммы выпущенных банкнот за вычетом суммы золотых сертификатов, удерживаемых федеральным резервным агентом в качестве обеспечения. Этот депозит золотых сертификатов включался в качестве составной части в 25-процентный резерв в золотых сертификатах, к-рый был отменен. Однако Закон о ФРС (с поправками) продолжает требовать наличия обеспечения под чистую сумму эмитированных Б.ф.р., равного номинальной сумме выпущенных банкнот. Такое обеспечение может быть в форме кредитов золотыми сертификатами или специальными правами заимствования, гос. ценных бумаг США, ценных бумаг феценных бумаг в качестве покрытия Б.ф.р. стало постоянной практикой по Закону от 12 июня 1945 г. (59 Stat. 237). Ранее (с 1932 г.) гос. ценные бумаги могли использоваться в качестве покрытия лишь согласно временным разрешениям. Положения, содержащиеся в Сборнике законов, принятых Конгрессом США (P.L. 90-269), также отменили действие правила, содержащегося в разделе 16 Закона о ФРС, к-рое требовало от каждого ФРБ держать на депозите в Казначействе США сумму в золотых сертификатах, достаточную, по мнению Секретаря Казначейства, для покрытия Б.ф.р., выпущенных этим банком, но ни в коем случае не менее 5% общей суммы выпущенных банкнот за вычетом суммы золотых сертификатов, удерживаемых федеральным резервным агентом в качестве обеспечения. Этот депозит золотых сертификатов включался в качестве составной части в 25-процентный резерв в золотых сертификатах, к-рый был отменен. Однако Закон о ФРС (с поправками) продолжает требовать наличия обеспечения под чистую сумму эмитированных Б.ф.р., равного номинальной сумме выпущенных банкнот. Такое обеспечение может быть в форме кредитов золотыми сертификатами или специальными правами заимствования, гос. ценных бумаг США, ценных бумаг федеральных агентств США или выданных под обеспечение ссуд и авансов федеральных резервных банков (дисконтное окно). В результате принятия ЗАКОНА О ДЕРЕГУЛИРОВАНИИ ДЕПОЗИТНЫХ ИНСТИТУТОВ И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОМ КОНТРОЛЕ 1980 г. др. фин. инструменты стали приемлемыми в качестве обеспечения банкнот, напр., ценные бумаги ин. гос-в или их агентств, купленные ФРБ. Каждый ФРБ получает долю общей суммы в форме кредитов золотыми сертификатами или специальными правами заимствования (СДР), равную доле каждого ФРБ в общей сумме выпущенных банкнот. Если необходимо, то проводится перераспределение кредитов, что отражает изменения в доле каждого ФРБ от общей суммы банкнот, выпущенных в предыдущем году. Федеральный резервный агент является представителем Совета управляющих ФРС в каждом ФРБ. Помощники агентов аккредитованы при Совете управляющих и представляют федерального резервного агента, имеющегося в каждом ФРБ. Чтобы выпустить в обращение банкноты, находящиеся в хранилище ФРБ, последний должен представить обеспечение, по крайней мере, равное сумме банкнот, к-рые он намеревается выпустить. Эмиссию денег по заявке соответствующего федерального резервного банка осуществляет агент, находящийся в Вашингтоне. Закон о ФРС (раздел 4) предусматривает, что Совет управляющих назначает одного из трех директоров класса С (назначаемых Советом) каждого ФРБ в качестве председателя совета директоров ФРБ и федерального резервного агента. Федеральный резервный агент ежедневно извещает Совет управляющих о всех случаях выпуска банкнот и изъятия их из обращения, проводимых ФРБ, в к-ром он аккредитован. Совет управляющих в любое время может потребовать у ФРБ дополнительного обеспечения выпущенных банкнот. Любой ФРБ может изъять из обращения любое количество выпущенных банкнот путем депонирования их у федерального резервного агента или Казначея США и получить таким образом обратно обеспечение, депонированное у федерального резервного агента в качестве гарантии при выпуске банкнот. Каждый ФРБ в любое время может снизить уровень своих обязательств по выпущенным банкнотам путем депонирования у федерального резервного агента своих банкнот, золотых сертификатов или законных платежных средств США. Любой ФРБ по своему усмотрению, но с согласия федерального резервного агента может заменить одно обеспечение другим, равным по сумме. Закон от 19 июля 1954 г. (68 Stat. 495) отменил ту часть раздела 16 Закона о ФРС, в к-рой содержался запрет одному ФРБ выплачивать банкноты, выпущенные любым др. ФРБ, под угрозой штрафа в размере 10% номинальной стоимости выплаченных подобным образом банкнот. В дополнение к тому, что Б.ф.р. гарантированы непосредственным предоставлением обеспечения, они одновременно являются прямым обязательством эмитирующего их ФРБ, к-рое подлежит первоочередному удовлетворению за счет всех активов банка. Закон, принятый Конгрессом США 4 июня 1963 г. (P.L. 88-36) в дополнение к отмене законов о закупках серебра и связанных с ними налогов на перевод (передачу) серебряных слитков, внес поправки в раздел 16 Закона о ФРС, предусматривающие выпуск банкнот номиналом в 1 дол. и 2 дол. Цель этих изменений в законодательстве заключалась в том, чтобы обеспечить возможность использования монетарного серебра для чеканки серебряных монет путем замены серебряных сертификатов Б.ф.р. До принятия этой поправки закон ограничивал эмиссию Б.ф.р. банкнотами номиналом в 5 дол. и выше. Соответственно банкноты номиналом в 1 дол. были впервые выпущены в ноябре 1963 г. Выпуск банкнот номиналом 2 дол. был оформлен таким образом, что предусматривалась эмиссия Б.ф.р. всех существующих номиналов бумажных денег, т. е. номиналом в 1, 2, 5, 10, 20, 50, 100, 500, 1000, 5000 и 10000 дол. Впервые эмиссия 2-долларовых Б.ф.р., призванных заменить собой 2-долларовые БАНКНОТЫ США, была проведена 13 апреля 1976 г. Выпуск билетов номиналом в 500, 1000, 5000, 10000 дол. был приостановлен решением Совета управляющих ФРС от 27 декабря 1945 г., а 14 июля 1969 г. он был окончательно прекращен. Банкноты имеют на лицевой стороне отличительное буквенное обозначение и номер серии, присвоенные Советом управляющих ФРС каждому ФРБ. Первоначальный текст принятого в 1913 г. Закона о ФРС предусматривал, что Б.ф.р. на 100% будут гарантированы ВЕКСЕЛЯМИ или иными ДОКУМЕНТАМИ, ПРИЕМЛЕМЫМИ ДЛЯ ПЕРЕУЧЕТА, что сделало бы банкноты идеальным ЭЛАСТИЧНЫМ ПЛАТЕЖНЫМ СРЕДСТВОМ, к-рое бы расширялось или сокращалось в зависимости от объема коммерческих обязательств, хотя одновременно закон разрешал ФРБ сокращать объем своих обязательств по банкнотам путем депонирования золота или др. законных платежных средств у федеральных резервных агентов. С течением времени постепенно происходил отход от этого идеала: в 1916 г., когда было разрешено использовать казначейские векселя, приобретенные на открытом рынке, в качестве обеспечения банкнот; в 1917 г., когда было разрешено использовать золото, золотые сертификаты и долговые обязательства банков - членов ФРС в качестве обеспечения; в начале 1932 г., когда была разрешена практика (ставшая постоянной в 1945 г.) использования гос. ценных бумаг США в качестве обеспечения. Тем не менее эластичный характер обращения Б.ф.р. продолжает сохраняться, так как объем ден. обращения изменяется в зависимости от потребности делового мира и частных лиц в наличных деньгах. Не следует смешивать Б.ф.р. с ФЕДЕРАЛЬНЫМИ БАНКОВСКИМИ БИЛЕТАМИ, находящимися в процессе изъятия из обращения. См. ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ.
Начало
|
|