|
ВАЛЮТНЫЙ СТАБИЛИЗАЦИОННЫЙ ФОНД EXCHANGE STABILIZATION FUND В.с.ф. США был создан в соответствии со статьей 10 Закона о золотом резерве 1934 г. (вступил в силу 30 января 1934 г). Решением президента, объявленным на следующий день, доллар был девальвирован, его золотое содержание снизилось с 25,8 до 15 гранов золота 900-й пробы, а долларовая цена золота повысилась с 20,67 до 35 дол. за тройскую унцию. Т. о., Казначейство, к-рое по данному закону стало единственным собственником всего монетарного золота США (в результате его переоценки. - Прим. науч. ред.), получило прибыль `на бумаге` в размере 2808512,06 тыс. дол Проводкой в бух. счетах Казначейства средства на общую сумму 2 млрд дол. были переведены со счета `Золото в общем фонде` на счет `Валютный стабилизационный фонд (специальный № 1)`. Эта сумма, в свою очередь, была разделена на две части: пассивная (1,8 млрд дол., к-рая по-прежнему учитывалась в общем объеме золотого запаса) и остаток в 200 млн дол., к-рый стал капиталом фонда. Закон о золотом резерве уполномочил Секретаря Казначейства осуществлять операции с золотом и ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТОЙ за счет В.с.ф. в целях стабилизации доллара. Первоначально В.с.ф. был создан для защиты доллара от снижения его курса, однако в период после второй мировой войны, когда был создан МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД (МВФ), В.с.ф. сосредоточил свою деятельность в основном на разработке валютных соглашений в целях поддержки различных инвалют. Он больше не осуществляет валютные операции. Пассивная часть `золотой прибыли` - 1,8 млрд дол. - была впоследствии использована для оплаты квоты США в МВФ в соответствии с Законом о Бреттон-Вудских соглашениях 1945 г. Данный закон гласил, что курс доллара может быть изменен только Конгрессом (Секретарь Казначейства может административным путем девальвировать доллар, осуществляя покупку золота по цене выше номинала). Кроме того, США как член МВФ обязались в соответствии со статьями соглашения свободно покупать и продавать золото в операциях на мировом рынке по ценам, к-рые не могли отклоняться более чем на установленную величину. Однако 15 августа 1971 г. по указанию Президента США Секретарь Казначейства приостановил конвертируемость доллара в золото и др. резервные активы США для ин. офиц. органов. В частности, Секретарь Казначейства уведомил МВФ, что с момента данного уведомления США перестают свободно покупать и продавать золото для расчетов по международным операциям. До создания МВФ, когда понижение валютного курса, валютные и торговые ограничения были обычным явлением, основная задача В.с.ф. США состояла в поддержании курса доллара на желаемом уровне по отношению к др. валютам. После создания МВФ основной целью В.с.ф. стало проведение дополнительных мероприятий по стабилизации доллара (операции с золотом, конкретными валютами и т. п.). С марта 1961 г. Казначейство США с помощью своего помощью своего стабилизационного фонда и Федерального резервного банка Нью-Йорка, выступающего в качестве агента, занимается валютными операциями. Они стали составной частью мероприятий министерств финансов и центральных банков европейских гос-в и США по созданию первой линии обороны против хаотичных спекуляций на валютных рынках. За несколько месяцев до своего заседания, состоявшегося 23 января 1962 г., ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ ПО ОПЕРАЦИЯМ НА ОТКРЫТОМ РЫНКЕ изучал целесообразность введения программы операций ФРС с инвалютами, к-рая осуществлялась бы в дополнение к деятельности В.с.ф. и была бы согласована с нею. На заседании Комитета 23 января 1963 г. было одобрено предложение внедрить такую программу в порядке эксперимента. Кроме того, данное предложение давало представителям Комитета право проводить консультации с Казначейством в целях определения директив по проведению подобных операций с учетом опыта Казначейства и для разработки программ развития эффективного рабочего взаимодействия Казначейства и ФРС в данной сфере. На заседании 13 февраля 1962 г. были доложены результаты трех обсуждений, и Комитет утвердил заявление об основных направлениях проведения валютных операций ФРС и полномочия в области управления данными операциями; заявление вступало в силу сразу же после утверждения. В дальнейшем ФРС занималась валютными операциями, к-рые, с ее точки зрения, были предназначены для смягчения временного неравновесия на валютных рынках, а не для замены более масштабных мер по сокращению дефицита платежного баланса США. При осуществлении этих операций ФРС использовала ряд соглашений с центральными банками ин. гос-в о валютных `свопах`, к-рые она стала применять в начале 1962 г. Подобные свопы увеличивают объем потенциальных или наличных валютных ресурсов для защиты доллара. Регулярные отчеты руководителя, курирующего валютные операции в Федеральном резервном банке Нью-Йорка, и специального менеджера по счетам открытого рынка в ФРС, занимающегося вопросами валютных операций Казначейства и ФРС, публикуются в издании Федерального резервного банка Нью-Йорка - Quarterly Review. Федеральный резервный банк Нью-Йорка выступает в качестве агента как Казначейства, так и ФРС при проведении валютных операций. Подобные операции приобрели особое значение после 15 августа 1971 г., когда США объявили о новой широкомасштабной программе мер нац. и международного характера, включающей временное введение 10-процентной дополнительной пошлины по импортируемым товарам и приостановку конвертируемости доллара в золото и пр. резервные активы. После 15 августа 1971 г. преобладал режим контролируемого, а не свободно плавающего валютного курса. Как указывалось в одном из периодических отчетов Федерального резервного банка Нью-Йорка, многие центральные банки продолжали осуществлять валютную интервенцию в особых случаях, в то время как рынок подвергался дальнейшему воздействию новых форм валютного контроля, введенных специальных пошлин с импортируемых товаров и диаметрально разных оценок офиц. лиц относительно методов выравнивания паритетов. Подобная нестабильность в международном масштабе была временно приостановлена после 18 декабря 1971 г. с принятием `Группой десяти` СМИТСОНОВСКОГО СОГЛАШЕНИЯ о выравнивании валютных курсов на основе повышения офиц. цены золота с 35 до 38 дол. за унцию, или девальвации доллара в размере 8,57%. Позднее, с 18 октября 1973 г., офиц. цена на золото была повышена с 38 до 42,22 дол. за унцию, т. е. произошла дополнительная девальвация доллара на 11,11%. После перехода в 1973 г. наиболее крупных стран к режиму плавающего валютного курса ФРС и центральные банки во многих случаях стали использовать СВОП-СЕТИ для осуществления валютной интервенции. Данные интервенции были направлены на стабилизацию валютных рынков. После ратификации США статей соглашения о МВФ с внесенными в них изменениями Конгресс США внес поправки в Закон о золотом резерве 1934 г. в части, касающейся `стабилизации валюты` как основной задачи В.с.ф. Было установлено, что данный фонд должен быть использован `по усмотрению Секретаря Казначейства и в соответствии с обязательствами США в МВФ относительно упорядочения валютных соглашений и стабилизации валютных курсов`. Кроме того, в последние годы Казначейство использовало В.с.ф. для финансирования операций соглашений с правительствами ин. гос-в о предоставлении краткосрочных валютных кредитов. Операции В.с.ф. осуществляются через Федеральный резервный банк Нью-Йорка, к-рый является агентом правительства и международным отделом ФРС. Деятельность от лица Казначейства осуществляется по распоряжению Секретаря Казначейства, а от лица ФРС - по распоряжению Федерального комитета по операциям на открытом рынке, определяющего политику ФРС в этой области. В ходе постоянных консультаций на различных уровнях Казначейство и ФРС осуществляют тесную координацию своих позиций по данным вопросам и часто проводят совместную политику. Казначейство компенсирует расходы Федерального резервного банка Нью-Йорка на проведение операций по его поручению. В.с.ф. используется также для обеспечения ряда кредитных соглашений с правительствами ин. гос-в, однако при этом он не занимается предоставлением ин. помощи, финансированием каких-либо конкретных сделок или поддержкой фиксированного курса валюты. Помимо проведения валютных операций и обеспечения краткосрочных кредитов, В.с.ф. ведет счет СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРАВ ЗАИМСТВОВАНИЯ, выделенных МВФ или полученных США, и управляет ими, а также оплачивает свои административные расходы. В.с.ф. финансируется из утверждаемых Конгрессом ассигнований, получаемых за счет переоценки счетов при девальвации доллара. В настоящее время он получает средства от прибыли по операциям и от процентов по ценным бумагам Казначейства, в к-рые он инвестирует свои временно свободные средства. Операции В.с.ф., как и деятельность ФРС, осуществляющей ДЕНЕЖНУЮ ПОЛИТИКУ, не имеют своей основной целью извлечение прибыли. См. ВАЛЮТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ; ВАЛЮТНЫЙ УРАВНИТЕЛЬНЫЙ ФОНД; ИНОСТРАННЫЕ ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА; ОПЕРАЦИИ НА ОТКРЫТОМ РЫНКЕ.
Начало
|