ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

 

Демонстрационная версия

БАНКОВСКОГО ДЕЛА И ФИНАНСОВ
                                   Encyclopedia of Banking & Finance       Charles J. Woelfel          Tenth edition

aбвгд
ежзик
лмноп
рстуф
хцчшщ
эюя
abcde
fghij
klmno
pqrst
uvwxy
z
> Заказ книги
ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО ТАРИФАМ И ТОРГОВЛЕ
ГАТТ
(GENERAL AGREEMENT ON TARIFFS AND TRADE - GATT). Международная организация, связанная с ООН, ставящая своей целью снижение тарифов и устранение др. барьеров, препятствующих развитию международной торговли. В рамках ГАТТ было проведено 8 раундов многосторонних торговых переговоров: Женева, 1947 г.; Аннеси (Франция), 1949 г.; Торквей (Великобритания), 1951 г.; Женева, 1956 г.; Женева (раунд Диллона), 1960-1961 гг.; Женева (раунд Кеннеди), 1964-1967 гг.; Токио/Женева (токийский раунд), 1973-1979 гг.; Пунта дель-Эсте (уругвайский раунд; последние заседания проведены в Монреале), начался в 1987 г. Последние раунды запланированы как переговоры в рамках четырехгодичного цикла. Штаб-квартира ГАТТ расположена в Женеве. В 1992 г. насчитывалось 103 страны - участницы Соглашения и 29 стран, применяющих правила ГАТТ
Сессия стран-членов является главным органом, вырабатывающим политику ГАТТ, и проводится ежегодно. Каждое государство - член организации имеет один голос. В ГАТТ решения принимаются большинством голосов, за исключением случаев, когда необходимо санкционировать некоторые отклонения от определенных обязательств, проистекающих из условий ГАТТ; в таких случаях требуется поддержка 2/3 голосов. Для разрешения торговых споров созданы согласительные группы (комиссии).
Переговоры о создании ГАТТ проходили в 1947 г., соглашение вступило в силу 1 января 1948 г. Время от времени в Соглашение вносились изменения и поправки. Соглашение представляет собой многосторонний торговый договор, заключающий в себя четыре фундаментальных принципа: 1) недискриминационный подход к мировой торговле (страны-участницы связаны оговоркой о наиболее благоприятствуемой нации, требующей недискриминационного подхода к любому импорту, вне зависимости от его происхождения); 2) защита нац. производства исключительно при помощи таможенных тарифов, а не др. мер, таких, как введение квот на импорт; 3) упор на проведение консультаций, с тем чтобы не нанести ущерб коммерческим интересам стран-участниц; 4) создание системы переговорного процесса с целью снижения тарифов и устранения др. барьеров на пути развития торговли, а также оформление результатов переговоров в форме юр. документа.
Изначально ГАТТ планировалось в качестве временного международного, многостороннего соглашения по торговле и тарифам до ратификации странами Гаванской хартии МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТОРГОВЛИ (МОТ), к-рая должна была стать постоянной основой регулирования торговых отношений. Однако после того как Сенат США не ратифицировал хартию МОТ в 1950 г., дальнейшая работа по ее ратификации была свернута, а вместо нее ГАТТ стало действовать в качестве международного свода правил по торговле и тарифам. США подписали первое ГАТТ в качестве исполнительного соглашения (не требующего ратификации); 21 марта 1955 г. США также подписаА также подписали пересмотренное соглашение на такой же основе, а не в качестве договора, требующего ратификации Сенатом США.
ГАТТ 1955 г. предусматривало возобновление деятельности предложенной ранее постоянной организации, Организации торгового сотрудничества (ОТС), к-рая осуществляла бы руководство реализацией положений ГАТТ; протокол ОТС 21 марта 1955 г. был подписан представителями Госдепартамента США при условии, что такое решение будет утверждено Конгрессом США. Протокол ОТС 14 апреля 1955 г. был направлен президентом США в Конгресс для утверждения, хотя юристы не рассматривали этот документ в качестве договора, требующего утверждения Конгрессом. Предполагалось, что ОТС будет состоять из секретариата и исполнительного комитета в составе 17 членов, а также созывать ассамблею с участием всех стран, подписавших ГАТТ. Указанный постоянный административный орган обладал бы полномочиями заниматься урегулированием торговых споров или рассмотрением жалоб на нарушения соглашения, обладая как исполнительной, так и юр. властью. Протокол ОТС не был ратифицирован Конгрессом США.
С самого начала процесса подготовки ГАТТ финансирование участия США производилось, скорее, не за счет специальных ассигнований, а из резервных фондов для непредвиденных расходов.
Функции. `Раунд Кеннеди` по уменьшению тарифов - шестой раунд многосторонних торговых переговоров, проводившихся в рамках ГАТТ, - начался в мае 1964 г. и завершился 30 июня 1967 г. Эти всеобъемлющие переговоры были названы именем президента США Дж. Кеннеди, к-рый содействовал принятию в 1962 г. Закона о расширении торговли, позволившего США впервые участвовать в процессе полномасштабного снижения тарифов. Переговоры привели к соглашению о тарифных уступках в мировой торговле, общий объем к-рых составлял примерно 40 млрд дол., включая уступки США по импорту в размере 8,5 млрд дол. и уступки др. участвующих в переговорах стран по экспорту США на ту же сумму. Принцип снижения тарифов на 50% был применен ко многим готовым изделиям, в отношении многих др. товаров тарифы также были значительно снижены, хотя и в меньшем размере. Средневзвешенное значение снижения тарифов на готовые изделия для четырех крупнейших участников - США, членов Европейского экон. сообщества (Общий рынок), Великобритании и Японии - составляло примерно 35%. Снижение тарифов со стороны США должно было происходить пятью равными ежегодными долями, причем первое снижение должно было произойти 1 января 1968 г. Совет экон. консультантов (при президенте США) в своем докладе за 1968 г. следующим образом сформулировал преимущества достигнутого в ходе раунда Кеннеди снижения тарифов:
1. Объем существующей торговли, охваченной тарифными сокращениями, не отражал потенциальных возможностей расширения торговли, что рассматривалось как `один из ключевых положительных итогов` снижения тарифов.
2. Для США могут быть созданы новые экспортные возможности.
3. Амер. производители смогут иметь более низкие издержки производства в результате снижения тарифов на многие ввозимые материалы.
4. В результате снижения цен на местные и импортные товары сможет увеличиться благосостояние амер. потребителей.
С др. стороны, Совет экон. консультантов допускал, что может иметь место и обратный эффект: увеличение импорта в результате снижения тарифов со стороны США может создать для определенных отраслей производства трудности, связанные с приспособлением к новым условиям.
Однако когда срок действия Закона о расширении торговли 1962г. истек в июне 1967 г., президент США уже не мог воспользоваться положениями этого закона, к-рый, в общем, предоставлял ему право снизить любой тариф, но не более чем на 50% тарифа, действовавшего на 1 июля 1962 г., и отменить тарифы на любые товары при условии взимания пошлины в размере 5% или менее. В дополнение к указанным общим полномочиям по снижению тарифов закон предоставлял президенту США специальное право вести переговоры ЕЭС по снижению до нулевого уровня тарифов на любой товар, проходящий по любой совокупной статистической категории, по к-рой США и ЕЭС вместе поставляют по меньшей мере 80% общего экспорта стран свободного мира в любой репрезентативный период времени, а также по снижению или отмене тарифов и др. ограничений на импорт тропических культур и продукции лесной и деревообрабатывающей промышленности, не производимых в США в значительных количествах, а также по снижению или отмене тарифа на любой вид с.-х. продукции, если президент придет к выводу, что такое снижение тарифа или его отмена приведут к расширению экспорта с.-х. продукции США. Закон также предусматривал правительственное содействие тем фирмам или работникам, к-рым был нанесен ущерб в результате роста импорта, с тем чтобы помочь им приспособиться к новым условиям и выбрать для себя или др. вид производимой ими продукции, или сменить сферу деятельности.
Проект Закона о торговле 1969 г., внесенный президентом США на рассмотрение Конгресса США в ноябре 1969 г., был нацелен на продолжение движения к более свободной системе торговли; законопроект также однозначно признавал важность обеспечения амер. производителям должного доступа на ин. рынки. Особенно стоило отметить, что принятие закона восстановило бы полномочия президента по осуществлению ограниченного снижения тарифов. Законопроект предусматривал также отмену системы амер. продажной цены (ASP - American Selling Price), в рамках к-рой определенные ключевые пошлины скорее ориентируются на уровень местной продажной цены конкурирующей амер. продукции, чем на уровень фактической экспортной цены. Принятие закона расширило бы возможности действий против тех стран, к-рые принимают неоправданные протекционистские меры против импорта амер. товаров, а также против тех стран, к-рые предоставили экспортные субсидии, приводящие к нечестной конкуренции с амер. экспортом на рынках третьих стран. В то же самое время законопроект существенно бы улучшил систему получения гос. поддержки как представителями деловых кругов, так и непосредственно работниками тех сфер производства, к-рые пострадали из-за снятия или ослабления ограничений на импорт.
Впоследствии др. исполнительные моменты были внесены в президентский законопроект 1969 г., некоторые из к-рых, включая поправку, предусматривающую образование НАЦИОНАЛЬНОЙ КОРПОРАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ, к-рая предоставляла бы налоговые отсрочки амер. фирмам-экспортерам, а также дополнение к положениям о квотах на текстильную продукцию, ориентированное на содействие процессу заключения международных соглашений по текстилю, были поддержаны администрацией. Однако др. поправки, многие из к-рых были неприемлемы для администрации, в конечном итоге были включены в тот вариант закона, к-рый и был принят палатой представителей Конгресса США. Протекционистский подход особенно явно проявился в положении, требующем введения более жестких ограничений на импорт тех товаров, к-рые подпадают под те количественные критерии, соответствие к-рым, по мнению Комиссии по тарифам (переименованной в Комиссию по международной торговле), наносит ущерб местным производителям. По мнению СОВЕТА ЭКОНОМИЧЕСКИХ КОНСУЛЬТАНТОВ (при президенте США), `эта и некоторые др. поправки поставили бы под угрозу прогресс, достигнутый в деле либерализации нашей торговой политики, и развязали бы руки для принятия др. странами ответных мер, направленных против амер. экспорта, а также привели бы к ослаблению борьбы с инфляцией в США` (`Economic Report`, February, 1971).
Вполне очевидно, делает заключение совет, что политика США в области торговли достигла своей критической точки в 1970 г., и хотя Конгресс не принял закон о торговле, носящий протекционистский характер, тем не менее давление в поддержку усиления ограничений на импорт оставалось в начале 1971 г. весьма сильным.
Указанные выше поправки были предназначены для ослабления значительно усилившихся протекционистских настроений в Конгрессе США, что отражается в содержании многих законопроектов, предлагающих введение количественных ограничений на импорт.
Тарифные преференции для развивающихся стран. В 1968 г. Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) предложила, чтобы более развитые страны представили тарифные преференции для товаров, экспортируемых из развивающихся стран. Организация экон. сотрудничества и развития (ОЭСР) образовала рабочую группу для разработки плана общих тарифных преференций, предложение на этот счет было внесено США. Данный отход от принципа наибольшего благоприятствования ГАТТ был, по мнению администрации США (Совет экон. консультантов, Доклад 1970 г.), оправдан тем, что содействовал существенному развитию производственного потенциала развивающихся стран, а также ожиданием того, что либеральная система общих преференций, заменяющая собой региональные преференции, могла бы содействовать развитию мировой торговли и уменьшить те перекосы, к-рые имеются в структуре мировой торговли.
Седьмой раунд переговоров в рамках ГАТТ. Седьмой раунд переговоров, завершившийся в апреле 1979 г., имел своим итогом подписание соглашений, достигнутых в ходе этих, названных им Токийским раундом, многосторонних торговых переговоров. Договоренности, достигнутые в ходе Токийского раунда, предусматривали значительное снижение тарифных и нетарифных барьеров в торговле; посредством целого ряда сводов правил были установлены процедуры, предназначенные для ограничения нетарифных перекосов (искажений) в мировой торговле. Совет экон. консультантов в январе 1980 г. отмечал в своем докладе, что США и его торговые партнеры осуществили взаимное сокращение тарифов. США снизили тарифы в среднем на 30%, Япония - на 22%, а страны ЕВРОПЕЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА - на 27%. В ходе Токийского раунда было согласовано 5 основных документов: 1) свод правил осуществления поставок по заказам правительства, к-рый значительно повысил возможности поставщиков на равноправной основе конкурировать за получение заказов от правительства; 2) соглашение по стандартам, ускоряющим процесс сертификации ин. продукции; 3) соглашение по субсидиям и по компенсационным пошлинам; 4) соглашение об антидемпинговых действиях, ограничивающее применение субсидий и разъясняющее, при каких обстоятельствах могут вводиться компенсационные и антидемпинговые пошлины; 5) соглашение о таможенной оценке, к-рое обеспечило большую последовательность в процессе определения таможенной ценности ввозимых товаров и привело благодаря изменению правил оценки к сокращению масштабов предоставления компенсационных тарифных льгот.
Совет экон. консультантов пришел к заключению, что эти договоренности сами по себе не гарантируют успех при решении сложных вопросов, связанных с нетарифными ограничениями, и что только в ходе их применения в конкретных обстоятельствах процедуры, предусмотренные в указанных документах, могут продемонстрировать свою применимость. Такой прагматичный подход полностью был оправдан ходом последующих событий; Совет в своем докладе за 1981 г. отметил три особые проблемы, угрожающие свободной торговле: растущее давление в пользу того, чтобы использовать торговые барьеры для сохранения рабочих мест; растущее использование прямых и косвенных субсидий для поощрения экспорта; возникающая тенденция смягчить процесс приспособления к новым экон. условиям при помощи раздела рынков.
Восьмой раунд переговоров в рамках ГАТТ. Повестка дня Уругвайского раунда 1987 г. включала проведение переговоров по обеспечению более свободного режима торговли в сфере услуг (т. е. в сфере лицензирования и инвестирования); по снижению тарифов и ослаблению протекционистских ограничений на доступ тропических культур из стран `третьего мира`; по установлению более эффективной процедуры разрешения споров; по применению более жесткой системы наблюдения за торговой политикой стран. Др. темами, включенными в повестку дня раунда, являлись с. х., интеллектуальная собственность, текстильные товары и система гарантий (т. е. правил, регулирующих принятие чрезвычайных мер против импорта).
Преимущественное воздействие работы восьмого раунда шло по линии развития более совершенной системы мировой торговли.
В 1992 г. экон. сотрудничество было поставлено под угрозу в результате острых разногласий между членами ГАТТ. Европейцы настаивали на значительных субсидиях фермерам и на др. формах протекционизма. Позиция США, основанная на принципе свободной торговли, была изменена в результате принятия в 1988 г. поправки (Super 301) об ответных мерах, к-рая нарушала установку ГАТТ на использование установленных правил многосторонней торговли. ГАТТ также намеревалось провести переговоры по устранению барьеров на пути свободной торговли. Великобритания в значительной степени проводила политику односторонней свободной торговли. Заключение двусторонних торговых соглашений также стало обычной практикой в последние годы.
После семилетних переговоров по вопросам мировой торговли 15 декабря 1993 г. был согласован текст соглашения ГАТТ, в соответствии с к-рым договаривающиеся стороны согласились снизить многие тарифы и продвинулись в решении вопроса об отмене субсидий. Основополагающей целью соглашения явилось повышение уровня жизни в мировом масштабе. Теперь дело за ратификацией данного пакта Конгрессом США. Основные преимущества по этому соглашению получают средства производства, медицинское оборудование и сфера розничной торговли. В проигрыше оказываются фармацевтическая промышленность, индустрия развлечений и текстильная промышленность.
Соглашение предусматривает общее снижение с.-х. субсидий, открывая таким образом более широкие возможности для экспорта амер. пшеницы и кукурузы. Соглашение снизило тарифы на 8000 видов промышленных товаров, что будет представлять особую выгоду для предприятий машиностроения, агробизнеса и организаций, занятых широкомасштабным строительством, а также для производителей дистиллированного спирта и игрушек. Производители микросхем не добились ожидаемых тарифных сокращений. Новые правила и директивы защитят патенты (по некоторым видам фармацевтической продукции период патентной защиты сохраняется до 10 лет), авторские права и торговые знаки; однако Франция отказалась либерализовать доступ на свой рынок амер. индустрии развлечений. Впервые сфера фин., юр. и бух. услуг подпадает под действие правил международной торговли, что создает потенциальные возможности для амер. производителей указанных услуг. Однако определенные секторы сферы услуг США не получили ожидаемые льготы, включая банки и фирмы, занимающиеся операциями с ценными бумагами, чьи усилия по развитию деловых отношений с Японией и Кореей оказались непродуктивными. В течение десяти лет должны быть отменены жесткие квоты на импорт текстильной продукции из развивающихся стран. Однако амер. предприятия розничной торговли и потребители могли бы получить выгоду от снижения квот, т. к. оно оказывает благоприятное воздействие на цену готовой одежды; текстильная же промышленность может оказаться в проигрыше в результате отмены системы квотирования, к-рая ограничивала импорт зарубежных тканей. Для дополнительной информации о взаимоотношениях ГАТТ и США по вопросам политики в области торговли и тарифов см. КОМИССИЯ ПО ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛЕ.
БИБЛИОГРАФИЯ:
Gatt Activities. UNIPUB.
Gatt Basic Instruments and Selected Documents.
Gatt-Fly Report.
Gatt Focus.
Law and Practice Under the GATT.

Начало

 


Copyright © Fedoroff Corp.