|
|
|
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ GOVERNMENT REGULATION На протяжении всей истории США развивалась тенденция регулирования по двум направлениям - социальному и экон. Социальное регулирование осуществляют: Агентство по защите окружающей среды, Управление охраны труда, Комиссия по безопасности потребительских товаров и др. организации. Список органов экон. регулирования включает Федеральную торговую комиссию, Управление гражданской авиации, Комитет по межштатному транспорту и торговле и др. Вопросы политики, затрагивающие интересы общества, концентрируются вокруг проблем антитрестовской политики, равенства экон. возможностей, равенства в вопросах занятости, охраны труда, защиты прав потребителя и окружающей среды Гос. комитет по делам правительства (The State Governmental Affairs Committee) характеризует орган федерального регулирования как `орган: 1) имеющий право принимать решения; 2) определяющий стандарты или направления предоставления льгот и введения ограничений в сфере профессиональной этики; 3) действующий главным образом в сфере нац. предпринимательства; 4) чей руководитель и члены назначаются президентом и 5) чьи юр. процедуры в основном регулируются положениями Закона об административных процедурах`. Конгресс США принял основные антитрестовские законы, направленные на поддержание конкуренции и против ограничения торговли. Эти законодательные акты также жестко ограничивают недобросовестную конкуренцию. В Антитрестовском законе Шермана (1890 г.) подчеркивалось, что `любой контракт, объединение... или сговор, имеющие целью ограничение торговли и деловых связей между несколькими штатами, настоящим объявляются незаконными`, и, что `любое лицо, к-рое монополизирует или... путем объединения или сговора постарается монополизировать любой участок торговли или деловых связей между несколькими штатами... будет считаться виновным в совершении мисдиминора1`. Суды в целом придерживались той позиции, что прежде чем признать ограничение незаконным, оно должно быть признано `неправильным` и `неразумным`. Суды признавали, что размер или масштабность предпринимательства сами по себе не являются доказательством нарушения закона. К подобным делам должен применяться `принцип разумного` (`principle of reason`). В частности, Закон Шермана запрещал ценовую дискриминацию, в случае, если она имела тенденцию к ограничению конкуренции в любой сфере торговли. Закон также запрещал продавцам требовать от своих покупателей, чтобы те воздерживались от покупки товаров у своих конкурентов, если подобная политика вела к созданию монополии (напр., определенные меры, направленные на ограничение прав контрагента или меры навязывания сделок на особых условиях, в соответствии с к-рыми партнер не имел права обращаться к др. контрагенту). Закон Клейтона, принятый в 1914 г., был направлен против создания объединений корпораций, ограничиваций, ограничивающих торговлю или развитие деловых связей. Касаясь вопросов антитрестовской политики, Закон Клейтона определил, что `недобросовестные методы конкуренции в торговле или затрагивающие торговлю, а также недобросовестные или вводящие в заблуждение действия или практика в торговле, или затрагивающие торговлю, настоящим объявляются незаконными`. В частности, закон запрещает ценовую дискриминацию, следствием к-рой может быть ослабление конкуренции или тенденция к образованию монополии; ограничительные статьи в контрактах, обязывающие покупателей товаров не приобретать товары у конкурента продавца; приобретение одной корпорацией акций др. корпорации с целью ослабления конкуренции; создание взаимосвязанных и взаимозависимых управленческих структур (директоратов). Недавнее совершенствование антитрестовского законодательства в 1977 г. ужесточило наказание за нарушение антитрестовских законов, начиная с мисдиминоров и кончая фелонией1, путем установления штрафов в размере до 1 млн дол. для корпорации и 100 тыс. дол. для частного лица и тюремного заключения до 3 лет. Поправки в Закон Клейтона были внесены в 1936 г. путем принятия Закона Робинсона-Патмана. Этот закон был нацелен на предотвращение недобросовестной конкуренции в торговле путем предоставления или получения скидок или услуг, если подобные действия приводили к дискриминации и существенному снижению конкуренции. Ценовая дискриминация может иметь место, когда поставщик продает один и тот же товар двум конкурирующим оптовым покупателям по разным ценам, в результате чего может быть нанесен ущерб конкуренции. Закон также объявляет незаконными действия покупателя, направленные на намеренное снижение цен или пользование дискриминационными, заниженными ценами. Дифференциация может иметь законный характер, если не наносит ущерба конкуренции, если она является результатом разницы в издержках по продаже товара различным клиентам, если используется для реализации устаревших, трудно реализуемых товаров, если добросовестно предлагается, не избегая ценовой конкуренции со стороны конкурента, и если цены предлагаются клиентам, не связанным с конкуренцией. Закон также запрещает продавцам предлагать различного вида скидки с целью компенсации затрат на рекламу товара или с целью компенсации услуг по продвижению товара на рынок, если подобного рода скидки ими не предлагаются всем клиентам `на пропорционально равных условиях`. Закон Робинсона-Патмана был изменен в 1950 г. путем принятия Закона против слияния или поправки Селлера-Кефаувера (Celler-Kefauver Amendment), к-рая объявила незаконной приобретение одной корпорацией активов др. компании, если подобное приобретение существенным образом ослабляет конкуренцию, ограничивает торговлю или ведет к образованию монополии. Закон о Федеральной торговой комиссии 1914 г. определил, что `недобросовестные методы конкуренции в торговле настоящим объявляются незаконными. Комиссия настоящим уполномочивается и инструктируется предотвратить использование недобросовестных методов торговли всеми частными лицами, товариществами, корпорациями, за исключением банков, и организациями общественного транспорта, чья деятельность определяется законами, регулирующими сферу торговли`. Закон Уилера-Ли (The Wheeler-Lea Act) 1938 г. уполномочил комиссию ограничивать деловую активность в определенных сферах, если она сочтет, что такая деятельность наносит ущерб общественным интересам, особенно что касается ложной, недостоверной рекламы и фальсификации произведенных товаров. Альтернатива Г.р. предполагала бы большую свободу для бизнеса в сфере достижения социально значимых целей, растущее взаимодействие деловых кругов и правительства с целью установления реальных стандартов качества работы, желание со стороны деловых кругов признать законный характер социальных целей и позволить рынку реализовать желаемые изменения в поведении деловых кругов. В прилагаемой схеме показан функциональный анализ существующей системы федерального регулирования банковской деятельности, включенный в Доклад Буша за 1984 г.
Начало
|
|