ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

 

Демонстрационная версия

БАНКОВСКОГО ДЕЛА И ФИНАНСОВ
                                   Encyclopedia of Banking & Finance       Charles J. Woelfel          Tenth edition

aбвгд
ежзик
лмноп
рстуф
хцчшщ
эюя
abcde
fghij
klmno
pqrst
uvwxy
z
> Заказ книги
ИНФЛЯЦИЯ
INFLATION
Экон. явление, характеризуемое ростом цен, вызывает соответствующее обратно пропорциональное снижение связанной с ним категории - покупательной способности денег. В целом И. противоположна дефляции, проявляющейся в падении уровня цен, что вызывает повышение покупательной способности денег. В более узком смысле И. означает общий рост цен, не сопровождаемый ростом производства товаров и услуг
Большинство теорий основано на И., вызываемой чрезмерным спросом, т. е. на ден. трактовке, согласно к-рой рост ден. массы, не сопровождаемый ростом массы товаров и услуг, ведет к росту цен (см. КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ТЕОРИЯ ДЕНЕГ). Ниже приводится ряд определений И., основанных на этой концепции:
`Я определяю инфляцию как явление, возникающее, когда сумма платежных средств, имеющихся на руках тех, кто собирается их потратить, растет быстрее, чем производство товаров. Иными словами, объем и скорость обращения ден. массы должны быть взаимосвязаны с объемом фактического и потенциального производства реальных товаров. Я задал вопрос: каким образом И. стала возможной в условиях, когда люди не работают, а заводы стоят? Могут иметь место спекулятивные сделки, когда избыточные фин. средства используются для подстегивания роста цен на акции или недвижимость, однако И. в общепринятом понимании может появиться только при увеличении средств платежа на руках у тех, к-рые хотели бы их потратить быстрее, чем мы успеваем производить` (Марринер С. Экклес (Dr. Marriner S. Eccles), председатель Совета управляющих ФРС, 22 ноября 1935 г.).
`Инфляция существует в стране тогда, когда ден. масса и сумма банковских депозитов, обращающихся посредством чеков, так называемые записанные на банковские счета деньги, увеличиваются в соответствии с растущим спросом на средства обращения, это приводит к повышению общего уровня цен` (д-р Эдвин У. Кеммерер (Dr. Edwin W. Kemmerer).
`Повышение общего уровня цен, обусловленное ростом расходов, в то время как количество покупаемых товаров не увеличивается в той же пропорции` (д-р Джеймс Харви Роджерс (Dr. J. Harvey Rogers).
Данная концепция И. чрезмерного спроса выделяет совокупный чрезмерный ден. спрос как причинный фактор. В соответствии с этой точкой зрения, И. может быть поставлена под контроль путем применения обычных монетарных и налоговых ограничений в целях снижения ден. массы; даже если осуществление данных мер вызовет застой деловой активности, в реальном выражении это приведет к относительной стабильности. Подобный контроль за ден. массой, согласно этой точке зрения, будет эффективным независимо от того, являются ли непосредственной причиной И. излишняя ден. масса или же рост цен, вызванный увеличением издержек производства, т. к. последнее также `подкрепляется` дополнительной ден. массой. Вариантом теории И., вызванной чрезмерным спросом, являетсяросом, является кейнсианская концепция, утверждающая, что решения о расходовании средств, а не ден. масса сама по себе являются первичными причинами И. спроса.
Второй основной концепцией И., получившей распространение в США в последние годы, является концепция И., вызванной ростом издержек производства. Согласно этой точке зрения, цены за последние годы устойчиво росли (ползучая И.) при сохранении относительно стабильной ден. массы из-за того, что происходило `автономное` повышение уровня зарплаты, независимо от уровня производительности труда, особенно в отраслях, где доминируют профсоюзы, а также в связи с ростом издержек по др. факторам производства. (С др. стороны, точка зрения профсоюзов заключается в том, что `новая` И. вызвана намеренным повышением `регулируемых` цен регулирующими органами, что невозможно оправдать ростом заработной платы или др. издержек.)
Одна группа сторонников концепции И., вызванной ростом издержек производства, считает, что она может сдерживаться жесткой ограничительной ден.-кредитной и налоговой политикой, вызывающей спад производства и значительную безработицу, однако признавая, что это слишком высокая плата за стабильность. Отсюда, как предлагал покойный д-р Саммер Х. Слихтер (Dr. Sumner H. Slichter), мы должны приспособиться к ползучей И. как неизбежному явлению и противодействовать ей политикой, разработанной с целью сохранения максимального уровня производства, производительности труда и полной занятости. Др. группа теоретиков предлагает для преодоления И., вызванной ростом издержек производства, добиваться гибкости при установлении уровня цен и заработной платы путем жесткого применения антитрестовского законодательства к деловым кругам и даже профсоюзам с тем, чтобы разрушить систему регулируемых цен и заработной платы. Группа Слихтера считала такой подход нереалистичным с учетом `реальных политических фактов`.
Приведем еще одну концепцию, пытающуюся объяснить природу ползучей И. в США. Сторонники этой концепции выделяют И., вызываемую ценой факторов производства. Этот вид И. может иметь место при отсутствии как чрезмерного совокупного спроса, так и автономного роста издержек производства (д-р Чарльз Л. Шульце (Dr. Charles L. Schultze) `Recent Inflation in the United States`, 1959). Этот вид И. `проявляется в чрезмерном спросе в определенных секторах экономики и распространяется посредством роста издержек производства на др. сектора, где нет чрезмерного спроса, и на те сектора, где имеются неиспользованные мощности и существует безработица`.
Бум в сфере производственных инвестиций и замена фиксированных издержек на переменные издержки на рабочую силу привели к росту постоянных издержек и подъему уровня точек критического объема производства (точек безубыточности) так, что даже при более низких коэффициентах использования производственных мощностей рост цен нацелен на поглощение более высоких постоянных издержек в определенных секторах промышленности. С этой точки зрения, традиционная ден.-кредитная и налоговая политика, направленная на ограничение уже и так низкого совокупного спроса в этих секторах, может лишь ухудшить ситуацию; вместо этого селективные ден.-кредитные и налоговые меры по отношению к определенным секторам, где спрос на факторы производства избыточен, могут потребоваться для того, чтобы поставить под контроль этот тип структурной И.
Политика доходов. В 60-х гг. США пережили оба типа И. - как чрезмерного спроса, так и последующую за ним И., вызванную ростом издержек производства. В 1965 г. экон. политика, разработанная в начале 60-х гг. и направленная на достижение полной занятости, привела экономику к полному использованию ее ресурсов. Все это вызвало рост цен. В действительности экономика начала `перегреваться` из-за нехватки рабочих мест в ключевых отраслях промышленности. Пытаясь предотвратить рост уровня заработной платы более высокими темпами, чем рост производительности труда, администрация президента Джонсона вновь подтвердила основные положения в этой области, выработанные в 1962 г. Целью этих положений в области заработной платы явилось стремление удержать ежегодные темпы роста общей заработной платы за человеко-час в рамках общенационального темпа роста произведенной продукции за человеко-час. Рост заработной платы, однако, обгонял рост производительности труда в течение второй половины 60-х гг., что привело к серьезному ускорению темпа И., вызванной ростом издержек производства. Дефлятор цен ВНП начал расти вскоре после того, как уровень безработицы в конце 1965 г. упал ниже 4%. После 1965 г. спрос продолжал расти быстрыми темпами, что привело к снижению уровня безработицы ниже 4% и усилило темп И. В этих условиях `правильный политический курс стал вполне ясным` (Совет экон. консультантов, Annual Report, 1971 г.): ограничительная политика, нацеленная на обуздание И., не была чревата крупными издержками, если вообще таковые имели бы место, в форме роста безработицы. Однако к началу 70-х гг. ускорение темпа роста безработицы стало сопровождаться растущим темпом И. Дилемма, с к-рой столкнулась политика к началу 1971 г., была в сжатой форме выражена Советом экон. консультантов при президенте США следующим образом. Если придерживаться темпов экон. роста, способных удержать уровень безработицы в пределах 5,5-6%, то это позволило бы в 1971 и 1972 гг. значительно снизить И., однако столь высокий уровень безработицы в течение столь длительного времени был бы несовместим с положениями Закона о занятости 1946 г., и в любом случае этот уровень `был бы крайне нежелателен даже при отсутствии закона`. С др. стороны, попытка восстановить полную занятость (уровень безработицы - 4%) была бы чревата риском усилить инфляционные тенденции.
Совет экон. советников в своем ежегодном докладе за 1971 г. указал на наличие широкой общественной поддержки в пользу политики прямого контроля за уровнем цен и заработной платы, `даже если все последствия того, что такой контроль мог бы привести к перекосам в экономике и возникновению `черного рынка`, не были осознаны. Однако совет делает вывод, что `при отсутствии реальной чрезвычайной ситуации, когда могли бы потребоваться такие меры, прибегать к ним было бы нежелательно, такие меры не являлись необходимыми и, более того, они бы, вероятно, не срабатывали`.
15 августа 1971 г. президент США объявил о 90-дневном замораживании заработной платы и цен, к-рое было продлено 7 октября 1971 г. на последующие три фазы обязательного контроля за уровнем цен и заработной платы, что произошло впервые в истории США в мирное время. Детали принятых мер приводятся в ст. ПОЛИТИКА ДОХОДОВ.
Рефляция. Данный термин более всего подходит для характеристики кредитной экспансии и общего подъема торговли и роста цен на реальной основе, что происходит в период оживления и оздоровления экономики вслед за спадом или депрессией. Следует ожидать наличие инфляционных тенденций на этой завершающей фазе экспансии, когда экономика достигает полной занятости и использования всех ресурсов, а цены продолжают расти вследствие избыточных спекулятивных предложений на покупку товаров, услуг, предметов широкого потребления, акций и т. д., т. е. речь идет о чистой И., когда существует избыточный совокупный спрос на имеющиеся в наличии ограниченные факторы производства, продукцию и товарно-материальные запасы.
Стагфляция имеет место тогда, когда экономика переживает спад при одновременном сохранении И. Экономика США за последние десятилетия несколько раз пережила периоды стагфляции.
Термины `ден. инфляция` и `кредитная инфляция` характеризуют факторы расширения ден. массы в обращении, создающие чистую И. Кредитная И. означает чрезмерное увеличение кредитов, предоставляемых коммерческими банками, что приводит к образованию избыточного объема банковских депозитов по сравнению с предложением со стороны производственных факторов, продукции или товарно-материальных запасов. Ден. И. представляет собой более примитивный тип И., связанной с чрезмерной намеренной эмиссией денег или же вызванной манипуляциями с ден. единицей. Современный инфляционный процесс можно характеризовать как кредитную И., т. е. увеличение объема и скорости оборота банковских депозитов и кредитов, что фактически образует основную ден. массу, обращающуюся в современной кредитной системе. Оба типа И. могут эффективно контролироваться при помощи консервативной ден.-кредитной и налоговой политики; `возрождение монетаристской политики` в последние годы, напр., связано с тем, что ограничительная ден.-кредитная политика демонстрирует большую эффективность, если кредиты банков используются для инфляционного кредитования.
Манипуляции с деньгами, намеренно осуществляемые федеральным правительством в целях искусственного ограничения расходов, последний раз применялись в первые годы правления администрации президента Франклина Рузвельта, когда были предприняты чрезвычайные меры с целью стимулирования восстановления экономики после жесточайшей депрессии 1932 г. Эти манипуляции имели своей целью повышение цен на товары; ослабление бремени гос. и частной задолженности; снижение требований кредиторов с учетом того, что цены на товары считались в то время крайне низкими по сравнению с периодом предоставления кредитов; предотвращение дальнейших банкротств; размораживание банковских активов; защиту золотого (а также в др. драгметаллах) запаса и стимулирование спроса на нац. продукцию на мировых рынках (путем снижения валютного курса доллара). Главная задача заключалась в повышении общего уровня цен путем сознательного изменения ден. фактора в уравнении обмена либо путем увеличения ден. массы при ухудшении качества денег (т. е. прекращение размена на золото, снижение золотого содержания ден. единицы и введение в обращение неразменных бумажных денег или гринбеков) в сдерживании скорости обращения денег при помощи или при использовании всех трех рычагов. Серьезный, заранее просчитанный риск заключался при этом в потере доверия к доллару. То, что не произошли паническое бегство от доллара и обвальная И., следует объяснить тем, что администрация Рузвельта в отношении денег на деле была более консервативна, чем на словах; напр., прибыль от переоценки золотого запаса, полученная в размере 2 млрд дол. в результате девальвации доллара, не была передана кредитной системе; администрация никогда не воспользовалась правом, предоставленным ей поправкой Томаса 1933 г. о выпуске гринбеков на 3 млрд дол., а национализация монетарного серебра впоследствии была отменена.
До создания современных кредитных систем обычной формой манипуляции с деньгами являлась порча монет. Монарх, крайне нуждавшийся в средствах и не желающий или не способный дополнительно увеличить налоговое бремя подданных, был вынужден просто заменить монеты, находившиеся в обращении, на фальсифицированные монеты либо снизить содержание драгоценного металла в монетах. Обесценение денег во время Великой французской революции, связанное с выпуском ассигнаций, наряду с И. в Германии, достигшей своей кульминации в 1924 г., являлись ярчайшим примером гибельной по своим последствиям И. во всей истории. Для обоих случаев общая характерная черта заключается в преднамеренном инфляционном выпуске бумажных денег.
Виды манипуляций с деньгами. Изменения в ден. единице с целью вызвать инфляционные последствия заключаются в следующем:
1. Прекращение обмена ден. единицы на основной ден. металл (золото). Это может также означать эмбарго на экспорт золота. Как правило, приостановка платежей золотом означает отмену обоих вышеуказанных прав. Из этого, однако, не обязательно следует, что в стране, к-рая прекратила платежи золотом, перестает существовать свободный рынок золота. Это лишь означает, что за золото приходится платить дороже в валюте, к-рая больше не разменивается на золото (такая более высокая цена золота зависит от степени спроса на него как `убежища` от обесцененной валюты, а также от оценки рынком стоимости такой валюты в золоте).
2. Девальвация, т. е. снижение золотого (или иного металлического) содержания (и стоимости) ден. единицы и присвоение правительством всей выгоды или прибыли от переоценки золотого запаса.
3. Введение в ден. систему др. ден. металлов, таких, как серебро, в форме БИМЕТАЛЛИЗМА (без фиксированного монетного паритета по отношению к предыдущему металлу, на к-ром был основан монометаллизм) или путем введения СИМЕТАЛЛИЗМА.
4. Выпуск неразменных бумажных денег, чья единственная ценность состоит в объявлении их законным платежным средством. Как правило, объем такой эмиссии не лимитирован.
Прекращение платежей золотом является чрезвычайной мерой с целью защиты золотого запаса или стимулирования экспорта; такая мера может быть предпринята как средство защиты, не имея в виду ее связь с инфляционными тенденциями. Прекращение Великобританией размена банкнот на золото 21 сентября 1931 г. преследовало эти цели. Др. ключевой целью политики Великобритании, связанной с прекращением платежей в золоте, было проведение эксперимента РЕГУЛИРУЕМОЙ ВАЛЮТЫ, т. е. политики отказа от привязки ден. единицы к фиксированной цене золота и предоставление ей возможности осуществлять поиск более низкого уровня курса на зарубежных валютных рынках, защищенных от резких и внезапных колебаний благодаря операциям ВАЛЮТНОГО СТАБИЛИЗАЦИОННОГО ФОНДА.
Строго говоря, простое прекращение платежей золотом, без др. изменений в ден.-кредитной практике, не является само по себе инфляционным шагом. Оно может или не может привести к И., равно как оно может или не может после периода испытаний и достижения фактической стабилизации привести к ревальвации ден. единицы и установлению нового золотого паритета. Эксперимент регулируемой валюты в 30-е гг. показал, однако, что любое временное преимущество, полученное в международном масштабе какой-либо страной, вскоре сводится на нет аналогичными защитными мерами др. стран, что, в свою очередь, вызывает контрмеры и дальнейшие ответные действия, введение ВАЛЮТНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ, торговых барьеров и т. п., так что в результате снижается объем международных торговых и фин. отношений.
Ключевой задачей МЕЖДУНАРОДНОГО ВАЛЮТНОГО ФОНДА (МВФ) в условиях послевоенного мира и являлось стимулирование развития этих отношений путем установления валютных паритетов, ликвидации валютных и торговых ограничений, прекращения манипулирования регулируемой валютой в международном масштабе. Осуществление внутренней фин. политики и ден.-кредитного регулирования относится уже к сфере деятельности нац. правительств. Однако такая практика является традиционной и желательной для современных ден.-кредитных систем.
Девальвация, подобно прекращению платежей золотом, не ведет к автоматическому росту цен. Девальвация означает законодательное уменьшение металлического содержания (и стоимости) ден. единицы. Франция, Бельгия и Италия могут служить в качестве примера тех стран, к-рые в 1924-1928 гг. девальвировали свои ден. единицы на 75-80% после прекращения использования золота в течение ряда лет. И. охватила эти страны до проведения девальвации, так что фактическая девальвация была направлена на закрепление более высокого уровня цен. Начавшись с фунта стерлингов (на 30,5%), процесс девальвации охватил 28 стран, к-рые к 18 октября 1949 г. девальвировали свои валюты. Среди них были большинство стран Западной Европы, страны - члены стерлинговой зоны, Финляндия, Канада, Аргентина и Уругвай. Непосредственной причиной девальвации фунта стерлингов явились значительные потери валютных запасов, понесенные Великобританией. В отличие от предыдущей волны девальвации в 30-х гг., данная массовая девальвация прежде всего мотивировалась проблемой дефицита платежного баланса, выраженного в долларах. Большинство стран осуществили девальвацию примерно в том же размере, что и Великобритания, сохранив, т. о., примерно прежний валютный курс к фунту стерлингов, но, как и Великобритания, установив новый валютный курс к доллару. Девальвация сопровождалась введением политики контроля над И. в странах, осуществивших девальвацию, с одновременным сохранением конкурентных преимуществ при осуществлении продаж на доллары на мировых рынках. Девальвация позволяет установить новые паритеты по отношению к инвалюте, дает правительствам возможность использовать полученную в результате девальвации прибыль от переоценки запасов золота, а также создает базу для контролируемой кредитной экспансии.
Выпуск неразменных бумажных денег является наиболее явным и непосредственным методом, к-рым можно вызвать И. добровольно, намеренно или вынужденно в результате неспособности выполнить обязательства. Выпуск неразменных бумажных денег считается самой вопиющей формой снижения качества денег, намеренное `вливание` в экономику такой дополнительной массы денег, вызывающей рост спроса на товары и услуги, к-рый несоизмерим с ростом предложения товаров и услуг. Намеренное увеличение ден. массы в обращении, к-рое будет сопровождаться обесценением неразменных бумажных денег, вызовет рост цен и послужит причиной снижения покупательной способности. Если выпуск неразменных бумажных денег продолжится, то рост цен и падение покупательной способности еще более усилится, что потребует дополнительной эмиссии бумажных денег и вызовет дальнейшую И. Такое развитие ситуации может идти по спирали до тех пор, пока деньги полностью не обесценятся. Это в свою очередь приведет к полному разорению кредиторов, имеющих требования в фиксированных суммах денег, к-рые теперь обесценились; к ограблению рабочих, получающих заработную плату, и др. категорий работников и служащих, получающих зарплату и оклады за свою работу, в результате быстрого обесценения неразменных бумажных денег, а также пенсионеров, лиц, получающих страховую ренту, владельцев страховых полисов, вкладчиков банков и всех лиц, чьи претензии и требования выражены в ден. единицах. Континентальные деньги1 нашего правительства еще до принятия Конституции, И. во Франции в 1790-1796 гг., в Германии в 1920-1924 гг. обычно приводятся как примеры гиперинфляции бумажных денег, приведшей к крайней степени их обесценения. История гринбеков периода Гражданской войны представляет собой пример ограниченной и контролируемой И.
Об И. во время Гражданской войны см. ГРИНБЕКИ.
Инфляция континентальных денег. Революционная война за независимость амер. штатов в основном финансировалась за счет печатания континентальных долларов с разрешения Континентального конгресса2, когда `авторитет Континента` служил их единственной гарантией. Континентальный конгресс не имел права взимать налоги, а мог всего лишь облагать штаты пошлинами, к-рые становилось все труднее собирать, поэтому Конгресс был вынужден прибегнуть к дополнительным выпускам континентальных денег для покрытия федеральных расходов. За пятилетний период с 1775 по 1779 гг. Конгресс разрешил 40 эмиссий на общую сумму 241552780 дол. Функция выкупа континентальных долларов была возложена Континентальным конгрессом на штаты, однако вместо их выкупа штатные власти сами стали выпускать собственные бумажные деньги, общая сумма к-рых за 1775-1789 гг. достигла 209424776 дол., включая дополнительные эмиссии после полного обесценения континентальных долларов в 1781 г.
Одно из ранних исторических повествований того периода следующим образом описывает сложившееся положение: `Летом 1780 г. этот жалкий континентальный доллар вызывал к себе полное презрение. По словам Дж. Вашингтона, для того чтобы купить фургон с провиантом, требовался фургон бумажных денег. К концу 1778 г. бумажный доллар реально стоил 16 центов в северных штатах и 12 центов в южных. В начале 1780 г. его стоимость упала до 2 центов и к концу года 1 реальный цент равнялся 10 бумажным долларам`.
`В октябре в Бостоне маис оптом продавался по цене 150 дол. за бушель, масло - по цене 12 дол. за фунт, чай - по 90 дол., сахар - по 10 дол., говядина - по 8 дол., кофе - по 12 дол., а баррель муки стоил 1575 дол. Сэмуель Адамс за свои шляпу и костюм заплатил 2 тыс. дол. Деньги вскоре перестали обращаться, долги невозможно было получить, произошел общий развал кредитных отношений`. Итог этого процесса лучше всего характеризует старая поговорка: `Не стоит даже континентального доллара`, к-рая перешла в современный язык как синоним полного обесценения.
Обесценение денег во Франции. Оно было вызвано выпуском ассигнаций. Выпуск ассигнаций во Франции в период 1790-1796 гг. является ярким примером сознательно вызванной И. Революционное правительство Франции столкнулось с двумя ключевыми проблемами - как увеличить доходы и преодолеть спад в экономике. В ответ на требования сторонников И. Учредительная ассамблея в апреле 1790 г. разрешила выпуск ассигнаций в качестве законного средства платежа на сумму 400 млн ливров из 3% годовых. Ассигнации должны были быть обеспечены недавно захваченными землями, принадлежавшими церкви.
В самом начале эта мера имела эффект и привела к освобождению Казначейства от определенного бремени и к стимулированию торговли. Однако как только ассигнации поступили в обращение, их реальная стоимость упала примерно до 5% номинала. Вскоре весь лимит эмиссии в 400 млн ливров был исчерпан, и сразу возникли призывы к дополнительной эмиссии денег. Более того, даже утверждалось, что первый выпуск был очень успешным. Мирабо, главный сторонник И. в те дни, настаивал, что выпускаемая ден. масса должна равняться сумме нац. долга и что такая мера обеспечит процветание нации. В сентябре 1790 г. Ассамблея 508 голосами против 423 одобрила дополнительный выпуск ассигнаций на сумму 1,2 млрд ливров. Эта эмиссия была беспроцентной, ассигнации подлежали оплате их владельцу, но с условием, что после погашения ассигнаций за счет земель (церкви) они тотчас должны были сжигаться.
На последних стадиях эмиссии ассигнаций печатные станки работали согласно приказам исполнительной власти, к-рой было предоставлено неограниченное право осуществлять все новые выпуски в объемах, к-рые она считала необходимыми. В течение года дисконт (скидка) по ассигнациям увеличился с 18 до 20%, а за 2 года он достиг 44%. Примерно в это время произошло временное повышение курса ассигнаций, однако в 1795 г. началось быстрое их обесценение. К февралю 1796 г. за 1 золотой франк давали 288 бумажных франков. Резко подскочили цены на различные товары первой необходимости, напр., на сахар - в 69 раз, на мыло - в 44 раза. Дело кончилось тем, что простые люди приняли самое активное участие в уничтожении печатных станков и оборудования, при помощи к-рых печатались ассигнации.
В октябре 1795 г. был создан новый орган управления гос-вом - Директория. Она попыталась восстановить порядок и преодолеть фин. хаос путем выпуска в феврале 1796 г. нового вида бумажных денег - земельных мандатов, обеспеченных только гос. землями. Один земельный мандат обменивался на 30 ассигнаций. Мандаты сразу же обесценились до 30% их номинала, затем их курс упал до 15% номинала и в конце концов - до 5% номинала. 16 июля 1796 г. произошло то, что неизбежно должно было произойти: Директория издала декрет, согласно к-рому все бумажные деньги должны были приниматься по их реальной стоимости, что означало полное обесценение денег. После этого люди даже перестали подсчитывать степень обесценения. Когда Бонапарт стал консулом, самая крупная возможная ссуда не покрывала правительственных расходов за один день.
Невозможность заниматься привычным делом в условиях быстрого обесценения денег заставила рыночных торговок Парижа двинуться к зданию Ассамблеи, где ими был выдвинут знаменитый среди экономистов призыв: `Принять такие законы, к-рые сделают такие же хорошие бумажные деньги, как золото`. Ассамблея предприняла следующие шаги: в апреле 1793 г. выпущен принудительный заем в 1 млрд ливров для богатых слоев населения; в июле того же года были конфискованы имения и поместья аристократии, эти земли, оцениваемые в 3 млрд ливров, также использовались для обеспечения бумажных денег с целью повышения их стоимости. В 1793 г. был принят закон о том, что продажа золота по цене выше, чем его номинальная цена в бумажных деньгах, каралась тюремным заключением на срок 6 лет. Шесть месяцев спустя продажа золота на ассигнации по цене ниже их номинала каралась 20 годами тюрьмы. Спустя два года любому французу, осуществившему инвестиции за рубежом, грозила гильотина.
Наполеон Бонапарт в 1790-1796 гг. видел достаточно, чтобы убедиться в пагубном и опасном характере И. бумажных денег. Когда он стал консулом, ситуация была крайне тяжелой. Правительство было банкротом, войскам не выплачивалось жалованье, дальнейший сбор налогов представлялся невозможным. Тем не менее, когда на первом заседании кабинета Наполеона спросили, что он намерен делать, он ответил: `Я буду платить наличными или вовсе не буду платить!` (наличные в данном контексте - металлические деньги), и он буквально выполнил свое обещание. В др. ситуации, когда он также испытывал серьезные затруднения, Наполеон заявил: `Пока я жив, я никогда не прибегну к неразменным бумажным деньгам`.
Инфляция в Германии после первой мировой войны. После первой мировой войны Германия столкнулась с бюдж. трудностями. В годы войны ее гос. расходы увеличились в 5 раз, а гос. долг - в 6 раз. Объем массы бумажных денег в обращении увеличился с менее чем 3 млрд марок в начале войны до 29 млрд марок в конце ноября 1918 г. В годы войны оптовые цены увеличились более чем вдвое. Несмотря на значительное увеличение ден. массы в обращении, рост цен ко времени прекращения военных действий был достаточно умеренным. Правительство Германии в годы войны заимствовало средства у Рейхсбанка путем учета казначейских векселей (обязательств). Это практиковалось во все более широких масштабах, т. к. необходимо было покрывать бюдж. дефицит в послевоенный период. К концу 1923 г. была достигнута стадия гиперинфляции, а общий объем казначейских векселей в портфеле Рейхсбанка составлял почти 200 квинтильонов марок.
То, что случилось в течение 1922 и 1923 гг., не имело прецедента в мировой истории ден. обращения. Бумажные марки обесценивались быстрее, чем континентальные доллары в годы войны амер. штатов за независимость или ассигнации во Франции в конце XVIII в. Расходы правительства Германии увеличились со 145 млрд за фин. год, оканчивающийся 31 марта 1921 г., до более 8 трлн марок два года спустя и до 49 квадрильонов марок в последующем году. Было совершенно невозможно поддерживать такой уровень расходов путем увеличения налогообложения. Ден. масса в обращении увеличилась с 252 млрд марок в августе 1922 г. до 2 трлн марок в январе 1923 г., до 28 квадрильонов марок в сентябре 1923 г. и, наконец, до 497 квинтильонов марок в конце 1923 г.
К 20 ноября 1923 г. золотая марка равнялась 1 млрд бумажных марок. Примерно в это время в качестве промежуточной стабилизационной меры начался выпуск новых банкнот Рентного банка (Rentenbank). Эти новые банкноты обменивались по курсу: 1 рентная марка = 1 млрд бумажных марок. Впоследствии, после реорганизации Рейхсбанка в 1924 г., он выпустил новые `золотые` рейхсмарки (обеспеченные золотом на 40%); одна новая рейхсмарка была эквивалентна 1 трлн старых бумажных марок.
В период И. валютный курс марки с учетом ее реального золотого содержания упал с первоначальных 23,82 цента до полцента в декабре 1921 г., затем до одной сотой цента в декабре 1922 г. и до трех триллионных цента в декабре 1923 г.
И. полностью вывела из строя в Германии всю инфраструктуру аккумулирования и инвестирования капиталов. Никто не хотел держать деньги в банках. В 1922 г. общий объем сбережений в Германии составлял только 3 млрд золотых марок против 20 млрд, хранившихся только в сберегательных банках двумя годами раньше. Страну охватила безудержная спекуляция, что приводило к эксцессам в различных областях. Насколько хорошо этот капитал работал, можно судить по следующему факту: выплата дивидендов в 1922 г. (в их золотом эквиваленте) составляла всего лишь 1/50 довоенного уровня.
Инфляция в России после первой мировой войны. Россия столкнулась с обесценением денег в результате мер, предпринятых с целью покрытия гос. дефицита путем выпуска неразменных бумажных денег. В начале первой мировой войны российскому Казначейству было разрешено учитывать свои краткосрочные обязательства в гос. банке на любую сумму, все предыдущие ограничения были отменены. Основой ден. системы стали неразменные бумажные деньги. К началу 1916 г. в обращении находились только бумажные деньги. Правительство получало от гос. банка громадные суммы. В период между 1 января 1917 г. и 1 января 1923 г. ден. масса в обращении увеличилась в 200 тыс. раз, а цены - в 10 млн раз. Обесценение денег обгоняло темп эмиссии бумажных денег. В 1922 и 1923 гг. новый советский гос. банк выпустил банковские билеты с целью покрытия дефицита Казначейства. И, наконец, в 1924 г. был выпущен новый рубль, к-рый обменивался на 50 млрд старых, обесцененных, рублей.
Виды изменения цен. Существуют два основных вида изменения цен:
1. Структурный уровень цен: изменение цен какого-либо товара или предмета, напр. автомобиля или дома;
2. Общий уровень цен: изменение цен группы товаров и услуг.
В специальном смысле И. касается изменения общего уровня цен. Когда общий уровень цен растет, доллар теряет свою покупательную способность - способность приобретать товары и услуги. Противоположная ситуация связана с дефляцией. Владение ден. активами и пассивами в периоды И. или дефляции приводит либо к выгодам, либо к потерям, связанным с изменением покупательной способности. Ден. документы являются активами или пассивами, чья стоимость фиксирована по текущему курсу доллара и стоимость к-рых не может изменяться с целью компенсации колебаний общего уровня цен. Ден. активы включают наличные деньги, инкассируемые суммы и ден. обязательства.
Изменения общего уровня цен могут повлиять негативно или иным образом почти на любое экон. решение. Изменения общего уровня цен могут повлиять на организационное планирование, контроль и оценку:
1. Является ли какой-либо чистый доход, отраженный в бюджете или отчетности, результатом И.?
2. Теряет или приобретает компания в аспекте покупательной способности своих активов и пассивов в результате И.?
3. Как И. влияла на фин. балансы в течение всего периода?
4. Учитывались ли изменения общего уровня цен при подготовке бюджетов? Когда была определена политика в области дивидендов? Когда проводился анализ фин. отчетов? Когда оценивалась работа инвестиционных центров? Когда проводился выбор источников или методов финансирования?
Для измерения изменений в уровнях цен используются индексы цен. Индекс цен представляет собой ряд цифровых значений, каждое из к-рых характеризует отдельный период, представляя среднюю цену на группу товаров или услуг, соотнесенную со средней ценой той же группы товаров или услуг в базисном периоде. Индекс потребительских цен для всех городских потребителей, публикуемый Бюро статистики труда Министерства труда США в `Monthly Labor Review`, вероятно, является наиболее широко используемым индексом цен. Информация о текущих издержках требуется при рассмотрении изменений структурных цен. Издержки замещения выбывающего основного капитала обычно используются в системах, основанных на оценке текущих издержек, а также для принятия решений, связанных со специфическими ценами. Преобладающий темп И. исключает учет таких изменчивых компонентов, как продовольствие и топливо.
Прилагаемый график, к-рый показывает изменения покупательной способности доллара по отношению к потребительским товарам с 1977 по 1991 гг.
Резюме. Приведенные примеры гиперинфляции имеют целью не только вызвать тревогу, но главным образом извлечь четкие и ясные уроки из исторического опыта, из опыта Германии, самой передовой страны с точки зрения фин. развития и обладающей современной кредитной системой: проблема возникает с появлением бюдж. дефицита; отсюда простейшее решение видится в финансировании дефицита Казначейства непосредственно через центральный банк, вместо того чтобы заставить Казначейство осуществлять фин. операции на открытом рынке. Хотя в Германии после первой мировой войны и можно обнаружить обстоятельства, к-рые в какой-то мере оправдывали характер проводимой фин. политики, однако необходимо четко осознавать, что прямое финансирование дефицита Казначейства через центральный банк превращает последний в движущую силу И. В США непосредственное финансирование Казначейства через федеральные резервные банки возможно лишь с одобрения Конгресса США и только в восстановительные периоды и при установлении определенных границ такого прямого финансирования. На практике Казначейство прибегает к такому финансированию для того, чтобы `пережить` периоды, когда налоговые поступления находятся на низком уровне. Но даже условно ограниченно финансируемый дефицит федерального бюджета монетизирует (превращает в деньги) долг и является дополнительным фактором инфляционного давления, т. к. приводит к увеличению через банковскую систему объема ден. массы в обращении.
См. ЗОЛОТОЙ СТАНДАРТ; ПОЛИТИКА ДОХОДОВ.
БИБЛИОГРАФИЯ:
Business Conditions Digest. Department of Commerce.
Business Statistics. Department of Commerce.
CPI Detailed Report: Consumer Price Index. Department of Labor.
Monthly Labor Review. Department of Labor.
Survey of Current Business. Department of Commerce.
Survey of Current Business: U.S. National Income and Product Accounts. Department of Commerce.

Начало

 


Copyright © Fedoroff Corp.