ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

 

Демонстрационная версия

БАНКОВСКОГО ДЕЛА И ФИНАНСОВ
                                   Encyclopedia of Banking & Finance       Charles J. Woelfel          Tenth edition

aбвгд
ежзик
лмноп
рстуф
хцчшщ
эюя
abcde
fghij
klmno
pqrst
uvwxy
z
> Заказ книги
МЕЖДУНАРОДНАЯ БАНКОВСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
INTERNATIONAL BANKING
Широкий спектр услуг и операций в целях содействия торговле между странами, движению капиталов в форме инвестиций и платежей, а также займов правительствам, офиц. учреждениям и частному сектору. Банки США в М.б.д. являются относительными новичками, и их активы, обращающиеся на мировых рынках, по преимуществу сконцентрированы в нескольких крупнейших банках. Степень их участия в международных операциях вышла далеко за пределы оказания простейших услуг местным фирмам и частным лицам, к-рые обычно предоставляются международными подразделениями нац. банков: выдача и подтверждение аккредитивов, акцептные кредиты, наличные и форвардные операции с инвалютой, ден. переводы и обслуживание расчетов по зарубежным поездкам. Для осуществления таких операций амер. банки могут обращаться к своим ин. корреспондентам
Впервые положение, разрешающее нац. банкам США открывать свои отделения за рубежом, было включено в Акт о федеральном резерве (раздел 25) в результате поправок, внесенных в 1916 г. В 1919 г. амер. банки, в соответствии с Законом Эджа, получили право создавать корпорации для зарубежной банковской деятельности (раздел 25(а) Закона о ФРС) с разрешения Совета управляющих ФРС. Теперь они могли заниматься за границей как банковскими, так и фин. операциями (первоначально банки, на к-рые распространялся Закон Эджа, не имели права сочетать оба типа операций, однако позже это ограничение было снято).
Хотя непосредственно после второй мировой войны объем указанных операций за рубежом значительно расширился, все же они продолжали занимать второстепенное место по сравнению с деятельностью амер. банков в своей стране. Последовавшая затем значительная экспансия банков США на международной арене может быть объяснена с двух точек зрения.
Особое мнение принадлежит высокопоставленному должностному лицу амер. банка, занимающегося международными операциями. Оно заключается в том, что начиная с мер, предпринятых США в интересах послевоенной стабилизации, а также благодаря валютной стабильности, обеспеченной созданием МЕЖДУНАРОДНОГО ВАЛЮТНОГО ФОНДА в Бреттон-Вудсе, за чем последовал подъем активности, связанный с войнами в Корее и Вьетнаме, к началу
60-х гг. `глобальная экономика` стала реальностью. `Как бы то ни было, многонациональные корпорации с поддерживающими их фин. институтами стали тем орудием, к-рое позволило выковать интегрированную мировую экономику из самых разнообразных факторов и компонентов`. Быстро наращивая свои капиталовложения на зарубежных рынках, многонациональные корпорации и их банки создавали глобальную систему производства, распределения и финансирования, к-рая `в буквальном смысле слова превратила весь мир в единый рынок`. Ныне действительно существует банковская система, к-рая в международном масштабе удовлетворяет потребности в платежах и расчетах, ах и расчетах, торговле ценными бумагами, кредитах самых различных видов, размещении страхового риска, движении краткосрочных капиталов между странами и континентами, в активно действующем и расширяющемся валютном рынке. Эта мировая система создала и использует новый рынок - рынок евровалюты, зависящий от связей с нац. кредитными рынками и притока средств с них.
Др. точка зрения сводится к тому, что зарубежные операции банков США были сравнительно незначительными вплоть до начала 1965 г., когда Совет управляющих ФРС выступил с Программой добровольного ограничения зарубежного кредитования (ПДОЗК). Эта программа была составной частью общих мероприятий правительства по стабилизации платежного баланса США путем сокращения оттока капиталов. В соответствии с ПДОЗК, прекратившей свое действие 29 января 1974 г., был обращен призыв к банкам и небанковским учреждениям США сократить предоставление займов иностранцам, а также свои инвестиции в ин. гос-вах, кроме Канады. Эта точка зрения предполагает, что указанная программа побудила амер. банки расширять свое присутствие за границей, с тем чтобы непосредственно использовать многочисленные возможности для банковской и фин. деятельности в др. странах, вести международные операции через зарубежные отделения, находящиеся в странах с льготным налоговым климатом.
В 1979 г. Совет управляющих ФРС издал новое Правило К под названием `О международных банковских операциях`. Пересмотренное правило устанавливало порядок создания зарубежных отделений банков - членов ФРС, организации и деятельности корпорации, создаваемых в соответствии с Законом Эджа, и осуществления капиталовложений за границей со стороны банков - членов ФРС, компаний, имеющих банки, и корпораций, созданных по Закону Эджа. Пересмотр Правила К был отчасти обусловлен разделом III ЗАКОНА О МЕЖДУНАРОДНОЙ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1978г., направленного на повышение конкурентоспособности и эффективности указанных корпораций в сфере международных банковских и фин. услуг. В разделе III этого закона Конгресс указал, что эти корпорации (Эджа. - Прим. науч. ред.) должны располагать настолько широкими правами, к-рые позволили бы им соперничать с ин. банками как в Соединенных Штатах, так и за их пределами, обеспечить кредитование внешней торговли для всех отраслей экономики, особенно для экспортеров, содействовать расширению участия региональных и малых банков в зарубежных банковских и фин. операциях. Важно отметить, что в пересмотренном виде Правило К разрешало создавать отделения корпораций по Закону Эджа внутри страны, этим корпорациям разрешалось кредитовать экспортное производство товаров и услуг, упрощало процедуру получения разрешений на ин. инвестиции, уточняло сферы деятельности, открытые для иностранцев, и разрешало иностранцам владеть корпорациями, создаваемыми по Закону Эджа.
Зарубежная деятельность банков США. На Совет управляющих законом возложены три наиболее важные обязанности по контролю над зарубежными операциями амер. банков:
1. Выдача лицензий для заграничных отделений банков - членов ФРС и регулирование сферы их деятельности.
2. Оформление уставных документов и регулирование деятельности корпораций по Закону Эджа.
3. Одобрение и регулирование зарубежных капиталовложений банков - членов ФРС, корпораций и компаний, имеющих собственные банки.
В соответствии с Законом о ФРС и Правилом К банки - члены ФРС имеют право создавать свои отделения за рубежом, хотя в ряде случаев для этого требуется предварительное одобрение Совета управляющих. При рассмотрении предложений по этому вопросу Совет принимает во внимание действующие законы, положение соответствующего банка и наличие у него опыта международной деятельности. В 1981 г. Совет одобрил открытие 21 заграничного отделения. К концу 1981 г. 156 банков - членов ФРС имели 800 отделений в ин. гос-вах и заморских территориях США, причем их чистый прирост достиг 11 по сравнению с предыдущим годом. При этом 121 нац. банку принадлежали 674 из этих отделений, а остальные 126 принадлежали банкам штатов.
Разрешенные виды банковской деятельности за границей. Совет управляющих ФРС разрешил следующие виды деятельности обычных банковских и др. фин. операций:
1. Коммерческие кредиты и др. виды банковской деятельности.
2. Коммерческое и потребительское кредитование, кредиты под залог недвижимости, факторинг.
3. Лизинг недвижимости и индивидуальной собственности, выполнение функций агента, брокера или консультанта при лизинге в тех случаях, когда он функционально выступает как кредитор лизингополучателя.
4. Выполнение трастовых (доверительных) операций.
5. Гарантии по кредитам для страхования жизни, здоровья и от несчастных случаев.
6. Оказание услуг в связи с прямыми или косвенными операциями др. банковских учреждений США.
7. Владение жилыми и служебными помещениями филиала банка или корпорации, созданной в соответствии с Законом Эджа, компании, прямо или косвенно являющейся дочерней, владение или лизинг жилого помещения офиц. лица или служашего филиала или дочерней компании.
8. Консультации по инвестициям, фин. и экон. вопросам.
9. Деятельность в качестве агентства по общему страхованию и выполнение брокерских функций.
10. Обработка информации.
11. Создание взаимного фонда при соблюдении определенных условий.
12. Консультативные услуги по менеджменту при соблюдении определенных условий.
13. Гарантии, сделки с долговыми обязательствами и акционерным капиталом за пределами Соединенных Штатов при соблюдении определенных условий.
14. Содержание туристического агентства при соблюдении определенных условий.
15. Деятельность, к-рую Совет управляющих ФРС своим правилом 12 CFR 225.25(b) определяет как тесно связанную с банковской в соответствии с разделом 4(с)(8) Закона о компаниях, имеющих банки.
16. Др. виды деятельности со специального разрешения Совета управляющих ФРС при условии, что Совет сочтет их обычными для деловых банковских или фин. операций за границей и не противоречащими Закону о компаниях, имеющих банки, и Закону о ФРС.
Международные банковские сети (МБС). Совет управляющих ФРС ввел с 3 декабря 1981 г. поправки к своим Правилам D и Q, имеющие целью разрешить функционирование в Соединенных Штатах МБС. Такие сети, при соблюдении определенных условий, устанавливаемых Советом, могут создаваться депозитными банками США, а также корпорациями, основанными в соответствии с Законом Эджа, и отделениями или представительствами ин. банков. Под МБС, по сути дела, понимается совокупность счетов активов и пассивов, выделяемых из общей массы счетов того учреждения, к-рое создает зону. В общих чертах это означает, что депозиты, полученные от ин. резидентов или от др. МБС, или предоставленный им кредит зачисляются на выделенные счета без соблюдения действующих в стране ограничений в смысле обязательных резервов и процентных ставок.
МБС подвергаются проверкам в той же мере, как др. подразделения создавшего их банковского учреждения, и в своих отчетах вышестоящим инстанциям это учреждение должно отразить деятельность международных банковских зон. К концу 1981 г. 270 банковских учреждений создали МБС.
Корпорации, создаваемые в соответствии с Законом Эджа. В соответствии с разделами 25 и 25(а) Закона о ФРС, корпорации, создаваемые на основании Закона Эджа, могут заниматься международными банковскими операциями и фин. сделками. Эти корпорации, обычно являющиеся дочерними отделениями банков - членов ФРС, позволяют этим банкам приобрести дополнительные возможности для деятельности в двух областях: 1) Корпорации могут принимать депозиты и предоставлять кредиты в др. штатах, при условии, что их деятельность будет строго ограничиваться зарубежными операциями; 2) Эти корпорации имеют несколько более широкие права действовать в сфере ин. инвестиций, чем банки - члены ФРС. Им разрешается вкладывать средства в ин. фин. институты, такие, как фин. и лизинговые компании, а также ин. банки. В 1981 г. Совет одобрил создание 19 таких корпораций и 47 отделений, основанных уже существовавшими корпорациями.
Капитал и деятельность корпораций. Закон о М.б.д. отменил существовавшие ограничения на обязательства корпораций, созданных в соответствии с Законом Эджа. Ранее необеспеченные долговые обязательства, облигации и простые векселя корпорации должны были менее чем в десять раз превышать ее капитал и активы. Совет управляющих ФРС установил новое требование, в соответствии с к-рым корпорации, занимающиеся М.б.д. на территории США, должны располагать рисковыми активами, равными семи процентам. Это должно было повысить конкурентоспособность этих корпораций по сравнению с др., обладающими большей кредитоспособностью. С 29 июля 1981 г. Совет изменил свое правило, действовавшее в отношении корпораций, постановив, что с согласия Совета векселя или долговые обязательства в сумме не свыше 50% суммы подписного капитала могут учитываться при определении адекватности капитала так же, как это делается в банках - членах ФРС.
Закон о М.б.д. внес еще два важных изменения. Корпорации теперь могли принадлежать ин. банкам и создавать свои отделения в Соединенных Штатах.
Резюме. Быстрый рост кредитования развивающихся гос-в, как по линии правительств, так и по линии частного сектора, со стороны небольшой группы ведущих амер. банков объяснялся надеждами на более высокие процентные ставки и предположениями, что одновременный отказ от выполнения своих обязательств сразу многими такими странами вряд ли вероятен, за исключением мирового кризиса. Такое международное кредитование подразумевает сугубо внутренее кредитование в стране-получателе, где амер. банки имеют свои отделения и дочерние компании. По мнению сотрудников Всемирного банка, опасность для развивающихся стран заключается не в том, что банки вообще перестанут их кредитовать, но скорее в том, что рост объемов кредитов замедлится, поскольку банки и банковские группы вынуждены ограничивать их размеры.
Активы заграничных филиалов амер. банков возросли с менее чем 5 млрд дол. в 1960 г. до более 500 млрд в конце 1987 г. Тем не менее, по оценкам, предоставление ин. кредитов и расширение сети зарубежных филиалов банков США замедлилось отчасти вследствие непомерной величины внешнего долга многих стран. Активы отделений зарубежных банков в Соединенных Штатах и небанковских ин. инвесторов также росли быстрыми темпами, не проявляя признаков замедления. Если в 1970 г. общий объем этих активов составлял менее 30 млрд дол., то в течение следующего десятилетия он возрос до 229 млрд, а к 1987 г. достиг 6500 млрд дол. Доля всех банковских активов, контролируемых иностранцами, поднялась с 3,6% в 1972 г. до почти 20% в 1987 г.
Ин. банки не проникли в сколько-нибудь существенной мере на внутренний потребительский рынок. Предпочтительной формой такого проникновения для них, как и для амер. банков, является открытие своих отделений. Для того чтобы преуспеть в М.б.д., приходится преодолевать юр. и регулирующие ограничения, налоговое законодательство и практические проблемы конкретного рынка.
Главная тенденция в законодательстве Соединенных Штатов, касающемся М.б.д., в действующих правилах и в контрольных функциях правительства США и учреждений, занимающихся проблемами банков, заключается в том, чтобы наделить амер. банки несколько более широкими правами и тем самым позволить им конкурировать за границей с теми учреждениями, к-рые могут предложить более широкий выбор фин. услуг. Наиболее важные законы США, касающиеся деятельности ин. банков, ограничили их возможности действовать в США, урезав те преимущества, к-рые они некогда имели по сравнению с нац. банками.
См. ВАЛЮТА ИНОСТРАННАЯ; ИНОСТРАННЫЕ БАНКОВСКИЕ КОРПОРАЦИИ; МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА БАНКОВСКОГО УЧЕТА; МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ.
БИБЛИОГРАФИЯ:
BANK ADMINISTRATIOn INSTITUTE. International Bank Operations. Bank Administration Institute, Rolling Meadows, IL, 1983.
Federal Reserve Bulletin.
HULTMAN, C. W. The Environment of International Bankings. Prentice Hall, Englewood Cliffs, NJ, 1990. (Эта книга содержит широкую общую библиографию по международной банковской деятельности.)
INTERNATIONAL MONETARY FUND. World Outlook. Annual.
Journal of World Trade Law.
KHOURY, S. J., and GHOSH, A. Recent Developments in International Banking and Finance. Lexington Books, Lexington, MA, 1988.
MARINE MIDLAND BANK. International Banking Services. Seafirst Bank, Settle, WA, 1988.

Начало

 


Copyright © Fedoroff Corp.