|
|
|
МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ МБРР (INTERNATIONAL BANK FOR RECONSTRUCTION AND DEVELOPMENT - IBRD). Всемирный банк, один из фин. институтов послевоенного периода, был основан на экон. конференции в Бреттон-Вудсе в июле 1944 г. и начал свои операции в июне 1946 г. МБРР включает Всемирный банк и его филиал - Международную ассоциацию развития (МАР). У него есть и два др. филиала - Международная фин. корпорация (МФК) и МНОГОСТОРОННЕЕ АГЕНТСТВО ПО ГАРАНТИРОВАНИЮ ИНВЕСТИЦИЙ (МАГИ). Всемирный банк, МФК и МАГИ иногда фигурируют под общим названием Группа Мирового банка. Общая цель этих институтов - оказание помощи развивающимся странам в подъеме жизненного уровня населения. Эта помощь оказывается путем направления в эти страны фин. ресурсов из развитых гос-в МБРР совместно владеют правительства 160 стран. Банк, капитал к-рого образован путем взносов стран-членов, заимствует средства на мировом рынке капиталов для осуществления своих кредитных операций. Существенную часть ресурсов МБРР составляют его чистая прибыль и полученные платежи по займам. Банк предоставляет займы сроком обычно на 15-20 лет, включая 5-летний льготный период. Цель займов состоит в том, чтобы помочь соответствующим странам подняться на более высокую ступень в своем экон. и социальном развитии. Процентные ставки по займам МБРР, как правило, устанавливаются в соответствии с условиями, на к-рых сам банк заимствует средства. Уставом МБРР определены некоторые основные правила, к-рыми он руководствуется при проведении своих операций. Займы должны направляться на производительные цели и стимулировать экон. рост стран-получателей. Должное внимание должно быть уделено и перспективам погашения займа. Средства выделяются правительствам или под правительственные гарантии. Использование предоставленных средств не может быть обусловлено закупками в определенной стране. Решения банка о предоставлении займов должны базироваться исключительно на экон. соображениях. МАР была основана в 1960 г. в тех же целях, что и МБРР: для оказания помощи наименее развитым гос-вам и на условиях, менее обременительных для их платежных балансов, чем кредиты банка. Помощь МАР концентрируется на самых бедных странах, где ВНП составляет не более 610 дол. на душу населения в год (доллары 1990 г.). В их числе более 40 стран. Членство в МАР открыто для стран - членов МБРР, и в 1992 г. насчитывалось 42 члена. Средства, предоставляемые МАР, носят название кредитов, чтобы отличать их от займов МБРР. Источниками этих средств являются преимущественно продажа ценных бумаг, взносы промышленно развитых гос-в - членов ассоциации и выплаты по кредитам, к-рые традиционно предоставляются только правительствам и имеют 10-летний льготный период, 35- или 45-летний срок погашения и являются беспроцентными. МФК существует с 1956 г. Ее функция состоит в содействии экон. развитию экон. развитию слаборазвитых в экон. отношении стран путем оказания помощи частному сектору экономики и мобилизации нац. и зарубежного капитала для этой цели. Членство в МБРР является необходимым условием для вступления в МФК, к-рая объединяет сейчас 146 стран. С юр. и фин. точек зрения, МФК и МБРР раздельны. У МФК имеется собственный оперативный и юр. аппарат, но она пользуется административными и др. услугами МБРР. МАГИ, основанное в 1988 г., имеет строго определенную цель - поощрять приток инвестиций в акционерный капитал и др. прямых инвестиций в развивающиеся страны путем смягчения существующих барьеров. Для этого МАГИ предлагает инвесторам гарантии от некоммерческого риска, дает рекомендации правительствам входящих в нее развивающихся гос-в по разработке и проведению в жизнь экон. политики, программ и правил, связанных с ин. инвестициями, содействует диалогу между мировым деловым сообществом и правительствами заинтересованных стран по проблемам капиталовложений. На 30 июня 1992 г. учредительную конвенцию МАГИ подписали 115 стран, и 85 из них являлись членами МАР. Если Всемирный банк всегда традиционно кредитовал создание таких видов инфраструктуры, как шоссейные и ж. д., телекоммуникации, портовые сооружения и энергетику, то в центре его стратегии все же оставались инвестиции, способные непосредственно воздействовать на благосостояние масс беднейшего населения развивающихся гос-в путем повышения производительности их труда и вовлечения их в процесс развития в качестве активных партнеров. Усилия Всемирного банка по борьбе с нищетой осуществляются одновременно по нескольким линиям и включают капиталовложения в систему образования, повышение устойчивости человека по отношению к внешней среде, расширение экон. возможностей для женщин, расширение услуг в сфере планирования семьи, здравоохранения и питания, а также в развитие частного сектора. Поддержка Всемирным банком перестройки экономики в странах, получающих займы, основана на убеждении, что такая перестройка является непременным условием восстановления экон. роста, без чего невозможно добиться успеха ни в развитии страны, ни в борьбе с бедностью. Организация. Руководящим органом МБРР является Совет управляющих, в состав к-рого входят по одному представителю от каждой страны. Совет управляющих, в свою очередь, делегирует наибольшую часть своих полномочий 22 исполнительным директорам, из к-рых 5 назначаются крупнейшими акционерами банка (США, Великобританией, Германией, Францией и Японией), а остальные избираются др. членами банка. При голосовании каждый член банка пользуется правами, приблизительно пропорциональными внесенному капиталу. Капитал. Размеры взносов определяются в зависимости от экон. и фин. веса каждой страны и пропорциональны ее участию в МВФ. Уставный капитал подразделяется на оплаченный капитал и капитал, к-рый служит в качестве гарантии при получении банком кредита на мировом рынке капиталов. В последние годы совет директоров неоднократно принимал решение об увеличении суммы капитала. Заемные фонды. Основную часть средств, необходимых банку для кредитных операций, объем к-рых продолжает возрастать, он получает путем заимствования на мировом рынке капиталов. МБРР реализует свои ценные бумаги путем непосредственного их размещения в гос. учреждениях и центральных банках, а также на открытом рынке, где они продаются через инвестиционные, торговые или коммерческие банки. Банк получает займы в различных валютах стран - членов МБРР, но, как правило, они предоставляются в твердой валюте по таким ставкам, к-рые предлагаются на данном рынке только первоклассным заемщикам. С июля 1982 г. банк прибегает к краткосрочным займам с плавающей процентной ставкой. Он реализует на амер. рынке капиталов за доллары дисконтные ценные бумаги. Все чаще банк прибегает к операциям `своп`. Прибыли. Прибыль, полученная за предшествующий год, либо заносится в общий резерв (от 75 до 80%), либо передается в качестве безвозмездной субсидии Международной ассоциации развития. Операции по совместному финансированию. МБРР осуществляет эти операции в форме как параллельного, так и смешанного финансирования. При параллельном финансировании каждый кредитор предоставляет средства на отдельную часть проекта на своих собственных условиях. При смешанной же форме каждый из участников финансирует весь проект в целом в пределах своей доли. В 1983 г. МБРР ввел новые формы финансирования, позволяющие банкам в дополнение к займам, непосредственно предоставленным ими на осуществление проекта, участвовать в коммерческих займах. Такие займы предоставляются из 15-20% годовых, при этом срок их погашения значительно увеличивается по сравнению с обычными рыночными условиями. Заемщик начинает с выплаты долга коммерческим банкам, и лишь после того, как часть их кредита полностью погашена, он начинает выплачивать суммы, причитающиеся МБРР. Банк может продать свою часть займа частным кредиторам по мере его амортизации. Он может также предложить свое условное участие в последнем этапе погашения займа, предоставленного на рыночных условиях. Возможны также гарантии со стороны Всемирного банка последних этапов погашения частного кредита без его непосредственного участия. Финансирование1. МБРР использует следующие формы финансирования. 1. Обычные займы (первое окно, по текущим рыночным процентным ставкам). 2. Глобальные займы фин. учреждениям, занятым в сфере развития. 3. Субсидии и безвозмездные субсидии. 4. Предоставление гарантий. Банк не участвует в специальных займах (к-рые предоставляются по линии МАР), не вкладывает средства в акционерный капитал или в капитал с повышенным уровнем риска (в отличие в обоих случаях от МФК), не участвует в лизинге и в процентном субсидировании. Условия кредитования могут быть различными. Сумма, выделяемая на один проект, - не менее 2-3 млн дол., верхний предел не устанавливается. Доля МБРР - не менее 1-2 млн дол. Максимальная сумма уставом не определена, но фактически составляет 200 млн дол. Средний объем участия - от 50 до 70 млн дол., или 1/3 стоимости проекта. Сроки погашения - от 15 до 20 лет, включая 4-5-летний льготный период. Процентные ставки - на 1 июля 1992 г. процентная ставка равнялась 7,73%, включая разовую комиссию, составлявшую 0,25% на эту дату. Заемщикам предоставлялась возможность капитализировать комиссионное вознаграждение, чтобы рассрочить его выплату в пределах срока погашения займа. Комиссия за обязательство предоставить кредит составляла 0,75% невыплаченной суммы. Правительство страны, получающей заем, должно давать соответствующие гарантии. Др. условия предполагают выплату основной суммы равными полугодовыми взносами, выплату процентов раз в полгода, досрочное погашение займа карается штрафными санкциями. Валютой займов являются доллары США, но погашение производится в той валюте, в к-рой они были фактически предоставлены. Чтобы уменьшить риск заемщиков, банк создал для них валютный пул и принимает выплату процентов в одной валюте, независимо от того, в какой валюте был предоставлен заем. На долю заемщиков приходится от 10 до 60% стоимости проекта. Право на финансирование имеют все граждане и компании стран - членов МБРР. МБРР оказывает техническую помощь в осуществлении финансирования. При предоставлении займов всегда предусматривается оплата контрольных служб, а также деятельности по изучению эффективности проекта и хода его выполнения. Распределение средств между проектами и программами. Для осуществления проектов (создание или совершенствование самостоятельных производственных единиц) должно выделяться не менее 90% средств, и не более 10% могут использоваться для программ (импорт капитального оборудования и сырья в связи с нац. программами развития). Распределение в зависимости от дохода на душу населения. Распределение займов в зависимости от дохода на душу населения в той или иной стране диктуется дифференциацией заемщиков банка, сокращением средств в распоряжении МАР, а в конечном счете - упором на борьбу с нищетой. Главный критерий при предоставлении займа заключается в том, чтобы направить его туда, где он даст наибольший эффект с точки зрения программы банка, и при этом учесть мнение заемщика. Получатели средств. Право на получение займов МБРР имеют: 1. Развивающиеся гос-ва - члены банка и входящие в них политические единицы. 2. Гос. учреждения этих стран при гарантиях со стороны гос-ва. 3. Гос. и частные компании этих стран при гарантиях со стороны гос-ва. 4. Нац. банки развития, повторно ссуживающие полученные средства для финансирования малых проектов по усмотрению банка. Условия займов приводятся в соответствие с проектами. Каждый проект должен удовлетворять одним и тем же требованиям, начиная с его разработки и кончая оценкой исполнения. Этот период известен как цикл проекта, к-рый может продолжаться более 10 лет и обычно проходит шесть стадий: определение содержания проекта; подготовка или оформление; оценка; представление проекта; переговоры по проекту и принятие решения Советом исполнительных директоров; осуществление проекта и наблюдение над его ходом; ретроспективная оценка итогов. Источник: Investment Financing by International Development Banks, BAI. Позиции облигаций МБРР. Вице-президент и главный казначей банка следующим образом объясняют привлекательность облигаций МБРР для др. учреждений: 1. Банк как заемщик обладает высшим рейтингом ААА. 2. Банк никогда не допускал просрочки платежей и не терпел ущерба по займам, а также никогда не пересматривал сроков выплаты. 3. Задолженность банка имеет долгосрочный характер и составляет (по состоянию на 1980 г.) менее 6% общей стоимости всех фондов, задолженности банку и уставного капитала. 4. Та часть капитала, к-рая вносится странами - членами банка по требованию, находится в руках правительств этих стран, и это фактически служит гарантией для держателей облигаций, что эти средства не будут истрачены на посторонние цели. Резюме. Всемирный банк, строго говоря, не является банком в обычном смысле этого слова, поскольку в результате его займов возникают производные депозиты заемщиков. Если банк не может брать или не берет взаймы, то он не может и давать в долг. Банк прибегает к займам на фин. рынках, чтобы финансировать свои займы развивающимся странам. Прилагаемая таблица представляет оперативный и фин. обзор деятельности МБРР в 1988-1992 гг. БИБЛИОГРАФИЯ: WORLD BANK. Annual Report. WORLD BANK. World Development Report.
Начало
|
|