|
|
|
РЕЗЕРВЫ ЧРЕЗМЕРНЫЕ EXCESS RESERVES Часть резервов банка свыше законодательно установленного объема резервных требований, депонированная на резервном счете банка в федеральном резервном банке либо хранящаяся в собственном хранилище банка Объем и распределение Ч.р. является основным фактором, влияющим на величину процентных ставок, т. к. банки являются основным фактором ден. рынка, и их Ч.р. представляют предложение денег, к-рое может превратиться в доходные активы банка (в частности - в инструменты ден. рынка). Однако сам по себе объем Ч.р. не может побудить банки полностью инвестировать их, поскольку наряду с наличными резервами должны существовать также доверие и стабильность условий банковской деятельности. Однако, как правило, при наличии у банков Ч.р. они предпочитают инвестировать значительную их часть. Следовательно, одним из основных видов деятельности Совета управляющих ФРС при осуществлении ден.-кредитной политики является управление объемом и распределением Ч.р. Для банковской системы в целом максимальное увеличение объема ссуд и инвестиций при наличии оптимальных условий для максимальной экспансии каждым банком на базе имеющихся резервов, а также отсутствии роста ден. массы в обращении и отсутствии экспорта капитала будет обратно пропорционально среднему объему законодательно установленных резервных требований. Так, при обязательных резервах, составляющих для ФРС 15%, банки - члены ФРС в целом будут иметь оптимальную возможность увеличивать объем своих ссуд и инвестиций примерно в 61/3 раза на каждый доллар Ч.р., с учетом того, что увеличение объема доходных активов создает депозиты. Однако на подобное увеличение объема влияет не только наличие Ч.р., но также способы получения таких резервов. В идеале банки предпочитают получать эти резервы от притока первичных депозитов, а не от заимствований (у федеральных резервных банков, пр. банков либо в результате займа на рынке федеральных фондов). Более того, отдельный банк не сможет многократно увеличить возможности экспансии всей банковской системы. При увеличении объема ссуд или инвестиций на каждый доллар конкретный банк должен учитывать не только стоимость резервов, превышающих лимит обязательных резервных требований, установленных для увеличения полученных т. о. депозитов, но также изъятия средств из банка в связи с подобным кредитованием (контроль ссудозаемщиками заемных средств, перевод средств их получателями в др. банки) и инвестирование (перевод в др. банки чеков кассира для уплаты дилерам ценных бумаг за приобретение данных бумаг). Чтобы наглядно изобразить факторы, влияющие на подъем и спад предложения и использования банковских резервов, Совет управляющих ФРС и федеральные резервные банки создали таблицу `Факторы, влияющие на банковские резервы`, к-рая выпускается каждый четверг и публикуется в различных газетах каждую газетах каждую пятницу, отражая цифры на предшествующую среду. Факторами, способствующими повышению резервных остатков банков - членов ФРС, являются увеличение объема кредитов федеральных резервных банков, золотых запасов, объема средств на счете сертификатов специальных прав заимствования (СДР), объема казначейских денег, а также увеличение объема денег в обращении, казначейских наличных средств, казначейских депозитов в федеральных резервных банках, ин. депозитов и депозитов банков - не членов ФРС, а также объема средств на др. счетах в федеральных резервных банках. Факторы, обусловливающие уменьшение резервных остатков банков - членов ФРС, прямо противоположны перечисленным выше: сокращение объема федеральных резервных кредитов, золотого запаса, объема средств на счете сертификатов СДР, казначейских денег, а также увеличение денег в обращении, казначейских наличных денег и депозитов, ин. депозитов и депозитов банков - не членов ФРС, средств на др. счетах. В любой момент увеличение или уменьшение является различным, однако колебания каждой позиции оказывают положительное или отрицательное воздействие на резервные остатки банка - члена ФРС. Источниками резервных остатков банков - членов ФРС являются кредиты федеральных резервных банков, золотой запас, счет сертификатов СДР, а также казначейские деньги. Направления их использования включают деньги в обращении, казначейскую наличность и депозиты, ин. депозиты и депозиты банков - не членов ФРС, а также др. счета в федеральных резервных банках. Т. о., складывается уравнение: кредит федеральных резервных банков, золотой запас, счет сертификатов СДР и казначейские деньги равняются сумме денег в обращении, казначейской наличности и депозитов, ин. депозитов и депозитов банков - членов ФРС, др. счетов в федеральных резервных банках плюс общая сумма резервных остатков банков - членов ФРС. Меры в области ден.-кредитной политики Совета управляющих ФРС и Казначейства в части, касающейся резервных остатков банков - членов ФРС, активно определяются некоторыми факторами, влияющими на резервы банков. Полномочия Совета управляющих в вопросах, связанных с резервными остатками банков, можно кратко определить следующим образом: 1. Наиболее важным и активно применяемым инструментом является право осуществлять операции на открытом рынке (на практике - обычно операции с казначейскими векселями через дилеров, информирующих ФРС об объеме, позиции и финансировании сделок по гос. ценным бумагам) - покупку и продажу Нью-Йоркским федеральным резервным банком, являющимся агентом ФРС, по указаниям Комитета по операциям на открытом рынке для портфеля Системы. 2. Право повышать или понижать законодательно установленные резервные требования в интервале, допускаемом в соответствии с Законом о ФРС и внесенными в него изменениями, по постановлению Совета управляющих ФРС. 3. Право повышать или понижать учетные ставки по заимствованиям или учету векселей, хотя само заимствование и/или учет федеральными резервными банками осуществляется по инициативе самих банков - членов ФРС. Учетные ставки объявляются федеральными резервными банками не реже одного раза в 2 недели и контролируются и устанавливаются Советом управляющих. 4. Право уточнять ставки покупки по акцептам, хотя активность в операциях по акцептам является незначительной. После 1955 г. политика ФРС в области операций с векселями на открытом рынке, прежде всего по соглашениям о продаже и обратной покупке, стала менее пассивной. Казначейство также может оказывать заметное влияние на величину резервных остатков банка - члена ФРС с помощью следующих факторов: 1. Изменения объема своих остатков на депозитах (счетах ссуд и налогов) в банках; эти остатки являются остатками до востребования, однако на практике банку направляется предварительное уведомление о снятии средств. 2. Займы и расходование средств, что влияет на объем и распределение резервных остатков в банках. Изменения объемов остатков Казначейства, кассовых остатков и депозитов в федеральных резервных банках повлияют на объем резервных остатков. Поскольку налогово-бюдж. политика Казначейства осуществляется во взаимодействии с политикой ФРС, неконтролируемыми факторами являются следующие: деньги в обращении, изменения золотого запаса и объема на счете СДР заимствования, изменения остатков по ин. депозитам и депозитам банков - не членов ФРС, а также размеров `флоута` (неинкассированного остатка средств в расчетах). Последняя величина представляет собой сумму чистого кредита, зависящего от неустойчивых колебаний инкассирования чеков в соответствии с графиком отсроченного получения средств федеральными резервными банками. ФРС использует операции на открытом рынке для сглаживания колебаний резервных остатков, вызванных наиболее значимыми из упомянутых выше факторов. См. РЕЗЕРВ.
Начало
|
|