|
|
|
БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА FISCAL POLICY Скоординированная политика правительства по вопросам налогообложения, гос. долга, гос. расходов и кредитно-фин. сферы, имеющая своей целью, напр., стабилизацию уровня нац. дохода. Данная концепция роли Б.-н.п. рассматривает доходы и расходы гос-ва как рычаги, к-рые с точки зрения КОМПЕНСАЦИОННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ должны использоваться для противодействия циклическим колебаниям деловой активности и обеспечивать длительную стабильность Основой подобной Б.-н.п. было бы такое урегулирование бюдж. дефицита или превышения доходов над расходами, к-рое соответствовало бы задачам стабилизации, обеспечивающей нормальный рост и направленной как против инфляции, так и дефляции. В США задачи достижения стабильности, в сочетании с нормальным экон. ростом, были определены Конгрессом США в Законе о занятости 1946 г.: `Постоянная политика и ответственность правительства заключается в использовании всех доступных средств, отвечающих его обязательствам и др. существенным потребностям нац. политики, опираясь на поддержку и сотрудничество с промышленностью, с. х. и трудом (профсоюзами), правительствами штатов и местными органами власти, для координации и осуществления всех его планов и функций, использования всех ресурсов, находящихся в его распоряжении, с целью создания и сохранения, в духе развития и совершенствования системы свободного предпринимательства и всеобщего благосостояния, условий, при к-рых будут обеспечены условия для занятости, включая самостоятельную занятость, для того, кто способен и желает трудиться и ищет работу, а также для содействия достижения максимального уровня занятости, производства и покупательской способности`. Следует отметить, что задачи достижения стабильности увязаны с проблемой полной занятости. Доклад о бюджете страны должен быть частью ежегодного экон. доклада президента Конгрессу США, содержащего анализ совокупного влияния четырех секторов: потребления, бизнеса, затрат правительства и обеспечения международных проблем и влияния их на уровень ВНП в прошлом, а также намечающего основные направления политики на будущее. См. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СЧЕТА. По мнению Совета экон. консультантов при президенте США, Закон о занятости 1946 г. сделал возможным благодаря заложенным в нем мерам, предусматривавшим координацию действий и стимулирование систематического межотраслевого (межсекторного) экон. программирования, проведение устойчивой федеральной Б.-н.п. в период после второй мировой войны и поддержание высокого уровня благосостояния. Что же касается эффективности Б.-н.п. и его места в предотвращении резких подъемов и спадов, то по этому вопросу существуют различные мнения. Существуют два основных типа политики управления спросом: налоговая (фискальная) и монетаристская. Б.-н.п. определяется и проводится Конгрессом США и президем США и президентом путем корректировки дефицитных расходов и изменения системы налогообложения. Монетаристская политика определяется и проводится Советом управляющих ФРС путем регулирования ден. массы, находящейся в обращении. Б.-н.п. осуществляется или через регулирование гос. расходов или через изменение ставок федеральных налогов. Расширительная Б.-н.п. приобретает одну или две формы: снижение налоговых ставок, что увеличивает уровень расходов в частном секторе или увеличивает гос. расходы. В любом случае результат один и тот же - увеличение бюдж. расходов гос-ва, не покрываемых доходами. Ограничительная Б.-н.п. осуществляется путем сокращения дефицитного финансирования в результате или увеличения налогов, что приводит к сокращению расходов в частном секторе или же к сокращению гос. расходов. Личное потребление прямо пропорционально уровню фактического дохода, остающегося после уплаты налогов. Т. о., снижение налогообложения частных лиц увеличивает размер располагаемого дохода и уровень потребления, что, в свою очередь, приводит к росту совокупного спроса. Налоговый закон экон. возрождения 1981 г. снизил предельные ставки личного подоходного налога на 23% на срок в три года с тем, чтобы оказать стимулирующее воздействие на экономику. Сокращение налогов привело к увеличению размера дефицита федерального бюджета и содействовало тому, что Б.-н.п. в период 1982-1985 гг. носила расширительный характер. Рост гос. расходов приводит к увеличению совокупного спроса. Увеличивает ли гос-во закупки товаров или услуг или увеличивает передаточные (трансфертные) платежи частным лицам - все это позволяет им увеличивать расходы на потребление, и в любом случае совокупный спрос увеличивается. Увеличение военного бюджета и общий рост гос. расходов при президенте Р. Рейгане (R. Reagan) представляет собой пример расширительной Б.-н.п. Итак, одновременное сокращение налогов и рост расходов при администрации Р. Рейгана имели своим результатом расширительную политику, и в результате - экон. рост. См. БЮДЖЕТ США; ЦИКЛ ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ. БИБЛИОГРАФИЯ: BOSKIN, M. J. `Consumption, Saving, and Fiscal Policy`. American Economic Review, May, 1988. KOTLIKOFF, L. J. `Consumption, Computation Mistakes, and Fiscal Policy`. American Economic Review, May, 1988. POTERBA, J. M. `Are Consumers Forward Looking? Evidence From Fiscal Experiments`. American Economic Review, May, 1988. TANZI, V. `Issues in Coordination of Fiscal Policies`. Finance and Development, December, 1988. WANG, S. Q. `The Cyclically Adjusted Federal Budget and Policy Effectiveness`. The Review of Business and Economic Research, Fall, 1988.
Начало
|
|