ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

 

Демонстрационная версия

БАНКОВСКОГО ДЕЛА И ФИНАНСОВ
                                   Encyclopedia of Banking & Finance       Charles J. Woelfel          Tenth edition

aбвгд
ежзик
лмноп
рстуф
хцчшщ
эюя
abcde
fghij
klmno
pqrst
uvwxy
z
> Заказ книги
АКЦЕПТ БАНКОВСКИЙ
BANK ACCEPTANCE
Совет управляющих ФРС в своем Правиле А (ссудные учетные операции ФРС) определяет его как `тратту или переводной вексель, оплачиваемый в США или за рубежом, в долларах или в др. валюте, принимаемой банком, трастовой компанией, фирмой, частным лицом, компанией или корпорацией, предоставляющей главным образом акцептные кредиты. Т. о., Банковский акцепт (Б.а.) - это акцептное обязательство банка или трастовой компании, занимающихся банковским бизнесом; Б.а. как термин является более широким понятием, включающим в себя акцепты др. фирм-акцептантов в отрасли, к-рые называются учетными домами или весельными конторами. Дилеры по векселям покупают и продают Б.а., к-рые называются банковскими векселями, или просто векселями
См. КОРПОРАЦИЯ УЧЕТНАЯ.
Поддержка банковского акцепта ФРС. ФРС тесно связана с распространением Б.а., к-рые представляют важный сектор ден. рынка США. С 1916 г. банки ФРС стали покупателями и держателями значительного объема Б.а., устанавливая в соответствии с ден. политикой фиксированные ставки выше или ниже рыночного уровня, по к-рым банки готовы были покупать векселя. До 1955 г. ФРС проводила пассивную политику, только покупая, но не продавая их, поскольку покупка была в техническом отношении операцией на открытом рынке и покупка векселей ФРС больше напоминала учетную операцию, поскольку она не производилась по инициативе федеральных резервных банков. Однако с 1955 г. покупка векселей стала производиться по инициативе ФРС, и поэтому такие операции стали по сути и технически операциями на открытом рынке, включая операции `репо`, если это удовлетворяло дилера по векселям. ФРС регулирует количество приобретенных ею векселей, не приобретая новые векселя взамен оплаченных при наступлении срока.
Правило B Совета управляющих ФРС регулирует операции федеральных резервных банков по векселям на открытом рынке. Это правило предусматривает следующее:
1. Любой Б.а., или переводной вексель, подлежащий учету, может быть куплен федеральными резервными банками на открытом рынке, независимо от того, имеется на нем передаточная надпись банка - члена ФРС или нет, в случае, если: он будет акцептован трассатом до его покупки; или к нему прилагаются или он обеспечен отгрузочными документами или квитанциями склада, порта или др. квитанциями, передающими право на владение векселем; или на нем имеется приемлемый банковский индоссамент.
2. Б.а., связанный с расчетами по импорту или экспорту товаров, может быть куплен, если срок его погашения не превышает 6 месяцев без включения льготных дней, при условии, что по всем остальным параметрам он соответствует необходимым требованиям.
3. Б.а., возникающий в ходе операции, связанной с хранением на территории США товаров, по контракту предназначенных для продажи и еще не доставленных или не оплаченных, может быть ку, может быть куплен федеральными резервными банками на открытом рынке, независимо от того, имеется на нем передаточная надпись банка - члена ФРС или нет, в случае, если: он будет акцептован трассатом до его покупки; или к нему прилагаются или он обеспечен отгрузочными документами или квитанциями склада, порта или др. квитанциями, передающими право на владение векселем; или на нем имеется приемлемый банковский индоссамент.
2. Б.а., связанный с расчетами по импорту или экспорту товаров, может быть куплен, если срок его погашения не превышает 6 месяцев без включения льготных дней, при условии, что по всем остальным параметрам он соответствует необходимым требованиям.
3. Б.а., возникающий в ходе операции, связанной с хранением на территории США товаров, по контракту предназначенных для продажи и еще не доставленных или не оплаченных, может быть куплен. Однако акцептант должен получить обеспечение в виде залога указанных товаров, а сам акцепт соответствовать всем остальным необходимым требованиям.
При отсутствии индоссамента банка - члена ФРС переводной вексель не подлежит покупке до момента предоставления удовлетворительного отчета о фин. положении одного или более участников сделки. Точно так же, если отсутствует акцепт или индоссамент банка - члена ФРС, Б.а. не подлежит покупке до тех пор, пока акцептант не представит удовлетворительный отчет о своем фин. положении по форме, утвержденной федеральным резервным банком и не подпишет письменное соглашение с федеральным резервным банком об информировании его по первому требованию об акцептных операциях.
Учет векселей банками-членами. Любой банк-член может учитывать в своем федеральном резервном банке Б.а., к-рые обладают следующими характеристиками, делающими их приемлемыми для учета в соответствии с Правилом А:
1. Наличие индоссамента банка-члена.
2. Возникновение на базе операций, связанных с импортом или экспортом товаров, отгрузкой товаров для транспортировки в пределах США или хранением готовых массовых изделий. Если акцепт возникает из операции по хранению массовых изделий, в момент акцептования вексель должен быть обеспечен квитанцией склада, порта или др. подобной квитанцией, передающей гарантийное право владения этими товарами. Такая квитанция должна быть выдана лицом, не связанным с клиентом, зерновым элеватором или складом, должна быть должным образом подписана, лицензирована и подвергнута регулярным проверкам штатных или федеральных властей, к-рые регистрируют все квитанции на подобные массовые товары и все переводы средств по ним и без согласия к-рых ни один вид товаров не может быть вывезен. Кроме того, акцептант должен сохранять свои гарантии в течение всего срока действия акцепта. Если товары изымаются из хранения до истечения срока акцепта или кредита, то вместо основного документа может быть выдана расписка в получении имущества в доверительное управления или любой подобный документ при условии, что такая замена обусловлена достаточно точным сроком погашения кредита. В этом случае при выдаче основного документа необходимо требовать, чтобы выручка от реализации товаров была в течение указанного периода использована на погашение акцептного кредита либо чтобы вместо прежнего основного документа был выдан новый документ в течение указанного периода времени.
3. Должен быть выставлен банком или банкиром в ин. гос-ве или зависимой или отдаленной территории США с целью получения суммы в долларах.
4. Срок погашения в момент учета не должен превышать установленных 90 дней, не считая льготных дней. Акцепты, выставленные для с.-х. целей и гарантированные на момент акцептной операции складской квитанцией или др. подобным документом, передающим или гарантирующим право владения готовыми к продаже товарами, могут быть учтены со сроком погашения на момент покупки не свыше шести месяцев, не считая льготных дней. Несмотря на это, никакой акцепт, учтенный федеральным резервным банком, не должен иметь срок погашения, превышающий обычный, и установленный срок кредита, взвешенно необходимый для кредитования подобных операций. Никакой акцепт, связанный с хранением готовых к продаже товаров, не должен иметь срок погашения, превышающий период времени, традиционно необходимый для осуществления разумного срока реализации, погрузки или направления в сферу переработки или потребления.
Для любого клиента акцептные операции, превышающие 10% капитала и резервов акцептного банка, должны иметь гарантии в течение всего срока ссуды. При акцептах банков-членов эти гарантии должны включать отгрузочные документы, складские свидетельства или подобные документы, др. гарантии, возникающие из такой операции, как акцептование, а именно тратты, коммерческие кредиты, накладные портов или расписки в получении имущества в доверительное управление, к-рые были выданы в указанных обстоятельствах и к-рые касаются товаров такого рода, чтобы обеспечить в любой момент длительность эффективного и законного залога в пользу акцептующего банка. Др. расписки в получении имущества в доверительное управление не рассматриваются в качестве такой же гарантии, если они позволяют клиенту иметь доступ или контроль над товарами.
Акцептные полномочия банков. Право банка-члена акцептовать тратты или переводные векселя, выставленные на него, предоставляемое ему на основании Закона о ФРС, в частности параграфами 7 и 12 раздела 13 и Правилом С СОВЕТА УПРАВЛЯЮЩИХ ФРС, к-рое регулирует акцептование банком-членом коммерческих тратт или векселей, а также акцептование ин. тратт и векселей в долларах.
Любой банк может принять тратты или переводные векселя (коммерческие тратты или векселя), выставленные на него, к-рые возникают из одной из следующих операций:
1. Транспортировка товаров между США и любой др. страной; или между США и зависимыми территориями и заморскими владениями и зарубежными странами; или между различными зарубежными странами. Банк-член, принимая любую коммерческую тратту или вексель, возникающие на базе такой операции, должен перед акцептованием получить удовлетворительное доказательство, документальное или в любой др. форме, отражающее характер операции, под к-рое выдается кредит, и сохранять это доказательство в своих досье.
2. Транспортировка товаров по территории США при условии, что отгрузочные документы, передающие или гарантирующие право на владение или прилагаются, или находятся в банке-акцептанте или у его агента в момент акцептования.
3. Хранение на территории США или любой зарубежной страны готовых к продаже товаров при условии, что тратта или переводной вексель обеспечены в момент акцептования складским свидетельством или др. подобным документом, передающим или гарантирующим право на владение указанными готовыми к реализации товарами. Под готовым к реализации товаром подразумевают предмет торговли с. х. или промышленности, применяемый т. о., чтобы сделать его объектом постоянных торговых сделок на рынке готовой продукции с такими частыми котировками цены, к-рые позволили ее легко и точно определить, а товар можно было легко реализовать по этой цене в любое время. В связи с учетом банком-членом таких векселей в ФРС федеральные резервные банки не имеют права ни учитывать, ни покупать векселя, выставленные в связи с хранением готовых к реализации товаров, если акцептант остается без гарантий на весь срок векселя.
Ни один банк-член не имеет права акцептовать любую коммерческую тратту или вексель, если на дату ее акцептования срок такой тратты или векселя превышает шесть месяцев без включения льготных дней.
Существуют следующие ограничения акцепта коммерческих тратт или векселей банками - членами ФРС:
1. Акцепт для одного лица. Ни один банк-член не должен акцептовать коммерческие тратты или векселя для любого лица компании, фирмы или корпорации на сумму, превышающую в любой момент в совокупности 10% его оплаченного неделимого капитала и резервов в случае, если банк не имел и не имеет гарантии на сумму, превышающую такое 10-процентное ограничение в форме прилагаемых документов или др. конкретной гарантии, возникающей из той же самой операции, что и акцепт. Расписка в получении имущества в доверительное управление, к-рая позволяет клиенту иметь доступ и контроль над товарами, не считается действительной гарантией относительно данного ограничения.
2. Ограничение совокупной суммы. Ни один банк-член не должен акцептовать коммерческие тратты или векселя на сумму, превышающую в любой момент в совокупности 50% его оплаченного неделимого капитала и резерва (в остальных случаях, с разрешения Совета управляющих ФРС, как это оговорено в следующем пункте 3, любой банк-член может акцептовать такие тратты или векселя в сумме, не превышающей в любой момент в совокупности 100% его оплаченного неделимого капитала и резервов; но ни при каких условиях совокупная сумма таких акцептов, связанных с операциями на внутреннем рынке, не должна превышать 50% этого капитала и резервов). Коммерческие тратты или векселя, акцептованные др. банком, нац. или ин., по запросу банка-члена, к-рый соглашается предоставить кредит этому банку для погашения данных акцептов в срок, должны рассматривать как часть акцептных обязательств банка-члена, запрашивающего такие акцепты, а также того др. банка, если он является банком-членом.
3. Право на акцептование до 100%. Любой банк-член, желающий получить право акцептовать коммерческие тратты или векселя вплоть до 100%, должен через федеральный резервный банк своего округа подать заявку в Совет управляющих на получение разрешения для приобретения такого права. Соответствующая заявка составляется в произвольной форме и должна отражать и перспективную потребность банка-заявителя в испрашиваемом праве. Совет управляющих может в любой момент отменить такое право, выданное им спустя не менее 90 дней после выдачи банку письменного уведомления об этом.
Право акцептовать иностранные тратты или векселя в долларах. Любой банк-член может с разрешения Совета управляющих ФРС акцептовать тратты или векселя, выставленные на него банками или банковскими домами в зарубежных странах, зависимых территориях и заморских владениях США, с целью получения суммы в долларах (тратты или векселя в долларах), как этого требует практика торговли в соответствующих странах, зависимых территориях и заморских владениях, на к-рые распространяются сформулированные условия. Любой банк-член, желающий получить такое разрешение, должен через федеральный резервный банк своего округа подать заявку в Совет управляющих на получение такого разрешения. Заявление может быть составлено в произвольной форме, но должно отражать текущие и будущие потребности в испрашиваемом праве. Совет управляющих может в любое время отменить свое решение, но не ранее 90 дней со дня выдачи банку письменного уведомления об этом.
Любое ин. гос-во, зависимая территория или заморское владение США должны быть одним из указанных в списке, опубликованном Советом управляющих для этих целей, в отношении к-рых Совет управляющих определил, что потребности торговли в них являются достаточным основанием для банков или банковских домов в этих странах выставлять векселя на банки - члены ФРС для целей обеспечения обмена инвалюты на доллары. Любой банк-член, желающий получить возможность акцептовать тратты или векселя из страны, зависимой территории или заморского владения США, не указанных в таком списке, может обратиться с заявкой в Совет управляющих через федеральный резервный банк своего округа о включении такой страны, зависимой территории или заморского владения США, приведя подтверждение тому, что акцепт ин. тратт или векселей в долларах необходим по соображениям торговли с этими странами. Совет управляющих может в любое время после истечения 90-дневного письменного уведомления исключить из списка такую страну, зависимую территорию или заморское владение.
Любая ин. тратта или вексель в долларах должны быть выставлены и акцептованы в соответствии с правилами торговли в соответствующей стране, зависимой территории или заморском владении. Тратты или векселя, выставленные только потому, что курс доллара выше в той местности, где они выставлены, или в силу любой др. спекулятивной причины; или тратты или векселя, к-рые обычно называются фин. векселями (векселя, выставленные не для получения суммы в долларах), не должны приниматься как удовлетворяющие этим требованиям.
Общая сумма векселей или тратт, акцептованных банком-членом для любого зарубежного банка или банковского дома, не должна превышать сумму, к-рая, по оценке банка-члена, может быть погашена этим зарубежным банком или банковским домом в соответствии с соглашениями, на основании к-рых тратты или векселя были акцептованы за счет поступлений по экспортным документарным траттам или за счет др. источников, соответственно доступных таким ин. банкам или банкирам и получаемых в результате торговли.
Банк-член не должен акцептовать тратту или вексель, выписанные в долларах, если на дату акцептной операции срок их погашения не превышал 3 месяца без включения льготных дней.
Имеются следующие ограничения:
1. Акцепты для одного банка или банкира. Банк-член не должен акцептовать тратты или векселя, выписанные в долларах для любого банка или банковского дома на сумму, превышающую совокупные 10% оплаченного неделимого капитала и резерва акцептующего банка, если они не обеспечены и не остаются обеспеченными на сумму, превышающую такое 10-процентное ограничение, документами, передающими или гарантирующими право владения, или подобными гарантиями.
2. Общая сумма. Банк-член не должен акцептовать тратты или векселя, выписанные в долларах, на сумму, превышающую в любой момент в совокупности 50% оплаченного и неделимого капитала и резерва. Это ограничение устанавливается отдельно, отличается от остальных ограничений, предписанных выше в отношении акцептования коммерческих тратт или векселей, и не включается в них. Тратты или векселя, выписанные в долларах, акцептованные др. банком, нац. или ин., по просьбе банка-члена, к-рый соглашается предоставить кредит этому др. банку для погашения таких акцептов в срок, должны рассматриваться как часть акцептных обязательств банка-члена, испрашивающего такие акцепты, и др. банка, если он является банком-членом, в рамках данного ограничения.
Резюме. После окончания второй мировой войны объем непогашенных банковских акцептов значительно увеличился, в целом составив в совокупности 7,9 млрд дол. на конец 1971 г. по сравнению со 154 млрд дол. на конец 1945 г. и 1732 тыс. на конец 1929 г. Наиболее четко рост объемов акцептов стал прослеживаться с конца 50-х гг., отражая расширение мировой торговли, восстановления конвертируемости валют и активное использование долларов в расчетах по международной торговле. Первоклассными банковскими акцептами считаются акцепты наиболее надежных банков и банковских домов, активно предоставляющих кредиты.
Доходы от акцептных операций (учетная база) варьируются в зависимости от ставок ден. рынка и могут быть на 50-100 базовых пунктов выше, чем доходы по казначейским векселям с теми же сроками погашения. Дилеры, действующие в г. Нью-Йорке, постоянно котируют ставки по Б.а. Большая часть инвесторов, к-рые покупают акцепты, обычно сохраняют их у себя до срока погашения. Для остальных инвесторов, кроме коммерческих банков, сберегательных банков, страховых компаний и различных видов нефинансовых корпораций, Б.а. конкурируют с др. инструментами ден. рынка, такими, как казначейские векселя, коммерческие бумаги, обращающиеся срочные депозитные сертификаты с точки зрения гарантии, удобства сроков погашения, достаточного объема предложения и реализации на рынке. ФРС, как было указано выше, особенно заинтересована в развитии рынка Б.а., что подтверждается активными операциями на открытом рынке акцептов, соглашениями `репо` с небанковскими дилерами с 1955 г. и созданием в январе 1964 г. отдельного управления по акцептам в Федеральном резервном банке Нью-Йорка.
См. АККРЕДИТИВ; КРЕДИТ АКЦЕПТНЫЙ.
БИБЛИОГРАФИЯ:
JENSEN, F. H., and PARKINS, M. `Recent Developments in the Bankers Acceptance Market.` Federal Reserve Bulletin. January, 1986.
STIGUM, M. The Money Market. Dow Jones-Irewin Inc., Homewood, IL, 1983.

Начало

 


Copyright © Fedoroff Corp.