|
АССОЦИАЦИИ ССУДОСБЕРЕГАТЕЛЬНЫЕ SAVINGS AND LOAN ASSOCIATIONS Учреждения, занмающиеся аккумулированием сбережений и предоставлением ссуд на приобретение дома. В основном образованы в форме взаимнх utua) предприяий, не имеющих акционеног капитала. Также известны под названием сберегательных ассоциаций, строительных и ссудных ассоциаций или строительных обеств, кооперативных банков и `гомстед-ассоциаций`. Самая первая С.а. в США - `Оксфорд провидент билдинг ассошйшн фФиладелфия`, учрежденая в 131 г., была организована по типу английских строительных обществ. Первые 40 ее членов согласились сберегать пределенную сумму еженеделно и вносить эти деньги в фонд для предоставления жилищных ссуд своим членам. Ограниченностьедств, аккумулируемых таким способом, заставила большинство ассоциаций в середине прошлого века открывать сберегательные счета широкой публике, что т. о. превращало их в открытые сберегательные учреждения. К 1890 г. ассоциации можно было найти в каждом штате и территории США Будучи сначала добровольными неинкорпорированными ассоциациями, к концу столетия многие ассоциации превратились в корпорации, созданные на основе законов о корпорациях штатов или на основе специальных положений. В последние годы 16 штатов предоставили право примерно 700 ассоциациям выпускать т. н. гарантированные акции, представляющие собой трансферабельные акции долгосрочного капитала, уступаемые др. лицу, но не погашаемые эмитентом. Объем их выпуска должен составлять определенный минимум по отношению к активам или пассивам. До 30-х гг. такие акционерные компании часто гарантировали процент по сберегательным депозитам, но в настоящее время это не делается. Большинство из 4613 С.а. в настоящее время являются взаимными (неакционерными). Акционерные ассоциации контролируются своими владельцами (stockholders). В федеральных ассоциациях, являющихся в основном неакционерными (хотя, согласно правилу, установленному в 1980 г. правлением Системы федеральных банков жилищного кредита (ПСФБЖК), они могут включать и федеральные акционерные ассоциации), и обычно во взаимных ассоциациях, действующих на основе законодательства штатов, право на голосование реализуется следующим образом: один голос на каждого заемщика - члена ассоциации и один голос на каждые 100 дол. или их часть для владельцев сберегательных счетов. Общее количество голосов не может, однако, превышать 50 для любого члена. Голосованием решаются вопросы избрания директоров ассоциации и др. вопросы, выносимые обычно на повестку дня общих собраний акционеров корпораций; разрешена и широко применяется процедура голосования по доверенности (proxy voting), включающая оформление доверенности при открытии счета. Доверенности можно отозвать, тем не менее, чтобы не дать возможность управляющим нейтрализовать какого-либо участника; ассоциации, зарегистрированные на основе федерального законодательства,конодательства штатов, право на голосование реализуется следующим образом: один голос на каждого заемщика - члена ассоциации и один голос на каждые 100 дол. или их часть для владельцев сберегательных счетов. Общее количество голосов не может, однако, превышать 50 для любого члена. Голосованием решаются вопросы избрания директоров ассоциации и др. вопросы, выносимые обычно на повестку дня общих собраний акционеров корпораций; разрешена и широко применяется процедура голосования по доверенности (proxy voting), включающая оформление доверенности при открытии счета. Доверенности можно отозвать, тем не менее, чтобы не дать возможность управляющим нейтрализовать какого-либо участника; ассоциации, зарегистрированные на основе федерального законодательства, согласно правилам ПСФБЖК, не могут по своему усмотрению закрыть или выкупить счет пайщика. Однако обычно подобного рода проблем не возникает. На практике большинству членов-вкладчиков безразличен или почти безразличен вопрос голосования, а некоторые, возможно, даже не читают договор об открытии счета, к-рый содержит вопрос о доверенности, или даже не знают о том, что им принадлежат какие-то права по голосованию. Они считают себя просто вкладчиками, как в коммерческих и сберегательных банках. Счета во взаимных С.а., однако, по закону не являются депозитами, а как бы паями акционеров; доходы, выплачиваемые по сберегательным счетам, считаются не процентами, а дивидендами. Счета застрахованы СТРАХОВЫМ ФОНДОМ СБЕРЕГАТЕЛЬНЫХ АССОЦИАЦИЙ (СФСА) до суммы в 100 тыс. дол. на каждый счет. Виды лицензий. Начиная с 1933 г., когда был принят ЗАКОН О КРЕДИТОВАНИИ ДОМОВЛАДЕЛЬЦЕВ, стало возможно получить федеральную лицензию (в то время только неакционерного типа). Тем самым в этой сфере была создана `двойная` или `двухуровневая` федерально-штатная система, аналогичная той, к-рая существовала в отношении коммерческих банков. Федеральным лицензирующим органом, согласно разделу 5 Закона о кредитах домовладельцам, выступает ПСФБЖК (48 Ст. 132 после поправки), к-рое осуществляет контрольные функции, а также исполняет роль, аналогичную роли центрального банка для своих членов. Федеральная лицензия может быть получена при создании такого учреждения или при замене лицензии штата. Ассоциации, получающие федеральную лицензию, обязаны быть членами Федеральной корпорации страхования С.а. (в настоящее время - Страховой фонд С.а.). Ассоциации, имеющие лицензию штата, могут стать ее членами. Во многих штатах членство в обеих федеральных организациях является предпосылкой получения лицензии штата. При лицензировании ассоциации СЛУЖБА КОНТРОЛЯ ЗА СБЕРЕГАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ в соответствии с перечнем требований, изложенных в разделе 5(е) закона, рассматривает всю имеющуюся информацию, в особенности в части, касающейся характеристики лица, подающего заявку, обоснования необходимости подобного учреждения в данном регионе, перспектив его деятельности, а также возможности его создания без ущемления интересов уже существующих учреждений, выполняющих аналогичные функции в области сбережений и предоставления ссуд на приобретение домов. Прежде чем лицензия будет предоставлена, заявители, а также их возможные оппоненты получают возможность публично изложить свои идеи. При рассмотрении заявки от незастрахованного учреждения на конверсию лицензии штата в федеральную лицензию правление ориентируется на те же критерии, как если бы ассоциация собиралась застраховать свои счета по лицензии штата. Служба также рассматривает заявки на открытие отделений федеральных ассоциаций на основе тех же критериев, применяемых при получении федеральных лицензий. Они предоставляются только в том случае, если имеются убедительные свидетельства того, что предлагаемое отделение требуется в данном регионе и что оно сможет успешно действовать без ущерба для существующих сберегательных учреждений. В правила правления входит: прежде чем предоставить лицензию на открытие отделений, провести публичные слушания, на к-рых могут быть заявлены протесты, лично или в письменном виде. Решения правления основываются на результатах слушаний и прочей имеющейся у него информации. В связи с конкуренцией и расширением деятельности позиция правления в отношении новых отделений, как и новые лицензии федеральным ассоциациям, вызывает все больший интерес со стороны контролеров ассоциаций штатов, к-рые, будучи заинтересованной стороной, посылают своих представителей на слушания. Виды счетов. До середины 60-х гг. счет с выдачей сберегательной книжки являлся основным инструментом мобилизации сбережений, выпускавшимся С.а. Любая сумма могла быть добавлена на этот счет и снята с него в любое время. Эта гибкость, однако, означала, что С.а. находились в затруднительном положении, заимствуя средства `до востребования` (поскольку они возвращались по первому требованию) и в то же время предоставляя кредиты на длительный срок (предоставляются в основном ипотечные ссуды на 20-30 лет). Лига сберегательных ассоциаций США дает следующее объяснение. В 1966 г. Конгресс принял законодательство, предоставляющее ПСФБЖК право устанавливать максимальный уровень процентных ставок по различным сберегательным счетам. До этого процентные ставки С.а. не регулировались, в то время как процентные ставки по банковским вкладам контролировались с 1933 г. Новый закон и правила регулирования предотвратили ценовую войну, к-рая могла бы дестабилизировать фин. положение некоторых ассоциаций. К несчастью, это регулирование также породило проблему оттока ден. средств: как только процентные ставки по др. видам вкладов или уровень доходности каких-либо фин. инструментов превышали `потолок`, установленный для сберегательных счетов, вкладчики начинали изымать свои депозиты из фин. посредников, включая С.а., для того чтобы осуществить прямое инвестирование (напр., в акции взаимных фондов ден. рынка, в инструменты ден. рынка или просто в традиционные ценные бумаги). Чтобы предотвратить подобный периодический отток средств, правление разрешило открывать несколько различных сберегательных сертификатных счетов, по к-рым ассоциации получали право платить более высокий процент при условии, если на счете определенное время оставалась минимальная сумма. Сначала максимальный уровень процентной ставки для ассоциаций был установлен на 0,5% выше, чем для банков. Предполагалось, что это отражает тот исторический факт, что ассоциации платили вкладчикам больше, чем банки. Разница в уровне процентных ставок также помогала гарантировать постоянный приток фондов жилищного строительства. Иными словами, действовал принцип: раз коммерческие банки могли предложить потребителю более широкий спектр фин. услуг, то пусть С.а. эффективно конкурируют с др. учреждениями за привлечение сбережений. В середине 1973 г. эта разница была снижена до 0,25% - отчасти в результате постепенной реализации новых прав, делегированных ассоциациям в отношении их активов и пассивов Жилищным актом 1968 г. Одновременно большая часть ограничений, включая `потолок` процентных ставок, была отменена в отношении депозитов на сумму свыше 100 тыс. дол. (т. н. `джамбо` ДС). (В Законе о дерегулировании депозитных учреждений и ден.-кредитном контроле 1980 г. Конгресс продлил на 6 лет полномочия на фиксацию предельной процентной ставки, а также 0,25-процентную разницу между процентными ставками. Однако в течение этого периода контроль должен был быть полностью упразднен.) Право выпускать сертификаты на более длительный срок помогло стабилизировать депозитную базу ассоциаций. К концу 1973 г. клиенты ассоциаций впервые стали хранить более половины своих сбережений на сберегательных сертификатных счетах. Однако по мере того как в 70-е гг. усиливалась инфляция, сберегательным ассоциациям и др. фин. учреждениям становилось все труднее привлекать и удерживать сбережения населения, даже несмотря на растущую популярность сертификатов. Возросшая подвижность потоков сбережений, поступающих в ассоциации и изымаемых из них, усилила высокоцикличный характер строительной отрасли. В мае 1978 г. рыночная ситуация изменилась, и федеральные органы регулирования вновь изменили подход, что привело к замедлению притока сбережений. Они разрешили выпускать шестимесячный сертификат - краткосрочный сертификат ден. рынка с минимальной суммой вклада в 10 тыс. дол. Сертификат ден. рынка - сертификат с фиксированной процентной ставкой, однако максимально разрешенная ставка по вновь выпускаемым сертификатам подлежит изменению еженедельно, причем верхний предел привязан к средней доходности шестимесячных казначейских векселей на последнем еженедельном аукционе по их размещению. Новый сертификат оказался намного более популярен, чем ожидалось. Начиная с первых выпусков в середине 1978 г. население быстро перевело средства в эти сертификаты, и структура счетов ассоциаций стала быстро меняться. К концу 1980 г. более одной трети всех сбережений в ассоциациях аккумулировалось с помощью этих краткосрочных, зависимых от изменения процентных ставок, сертификатов ден. рынка. Мелкие вкладчики - те, кто не мог набрать необходимых 10 тыс. дол., начали требовать доступный для них сертификат. Соответственно с 1 июля 1979 г. был разрешен выпуск сертификата на срок в 4 года, однако он оказался неудачным. 1 января 1980 г. его заменили на аналогичный инструмент со сроком в 30 месяцев. В первый же год он привлек сбережений на 50 млрд дол. Ассоциации предлагают также ряд др. счетов, хотя их роль в привлечении сбережений невелика. Счет с 90-дневным уведомлением об изъятии не содержит требований по минимальному остатку на вкладе или его сроку. Отсутствуют ограничения на частоту и размер довложений, однако вкладчик должен дать уведомление об изъятии за 90 дней, если он желает получить на 0,5% больше, чем по сберегательной книжке. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПЕНСИОННЫЕ СЧЕТА (ИПС) и ПЕНСИОННЫЕ ПЛАНЫ КЕО фактически представляют собой доверительные счета, на к-рых накапливаются пенсионные отчисления лиц, не включенных в обычные пенсионные программы, реализуемые предприятиями (работодателями). Вкладчики помещают часть своих ежегодных доходов на один из этих счетов до достижения ими возраста 59,5 года. Вложенные средства вычитаются из налогооблагаемого дохода при выплате федерального подоходного налога. Взимание налогов с начисляемых по счетам процентов отсрочивается до начала изъятия средств со счета. Предполагается, что это происходит, когда вкладчик уходит на пенсию и попадает в иную доходную группу. (С 1 января 1982 г. стали доступны `новые` ИПС, к-рые позволяли вкладчикам уменьшить налоговые выплаты 1982 г. путем сбережения средств на будущее. Любой работник мог положить до 2000 дол. в год на ИПС плюс еще 250 дол. при наличии неработающей(-щего) супруги(-га). Даже если работник был включен в основной, организованный компанией, пенсионный план по месту работы, он мог открыть свой собственный ИПС. В общем порядке, чтобы сохранить налоговые льготы, изъятия со счета разрешается производить в возрасте от 59,5 до 70,5 года). `НАУ-СЧЕТА` (negotiable order of withdrawal - NOW) позволяют выписывать векселя, по сути напоминающие чеки, для снятия средств со счета, при этом по счетам продолжается начисление процентов. Эти процентные чековые счета были разрешены на всей территории США 31 декабря 1980 г. Евродолларовые сертификаты позволяют ассоциациям привлекать средства из-за рубежа, когда процентные ставки в США выше, чем на международном рынке. Хотя возможности привлечения таких средств считаются очень заманчивыми, роль евродолларовых сертификатов по состоянию на 1981 г. была незначительной. К концу 1980 г. более половины всех сбережений С.а. представляли собой депозиты, зависимые от уровня рыночных процентных ставок, - сертификаты ден. рынка, 30-месячные и 4-летние сертификаты с рыночной нормой процента и депозитные сертификаты `джамбо`. Кроме этого, более половины депозитов, находящихся в ассоциациях в конце 1980 г., являлись краткосрочными (сертификаты ден. рынка и многие `джамбо` ДС) или бессрочными (по сберегательным книжкам). Эти средства оказались очень подвижными, в большей степени уязвимыми в случае изъятия, чем долгосрочные вклады в форме сертификатов. Результатом изменений в структуре счетов С.а. стал серьезный рост стоимости привлекаемых С.а. ресурсов и резкое сокращение доходов в 1979, 1980 и 1981 гг., когда краткосрочные процентные ставки достигли рекордного уровня и продолжали оставаться весьма высокими еще некоторое время. Новые полномочия. В дополнение к ссудам на приобретение домов федеральные ассоциации в настоящее время получили право осуществлять корреспондентские отношения, предоставлять лизинговые услуги (по потребительским товарам), выполнять функции депозитариев и фискальных агентов, выпускать кредитные карточки, совершать операции на рынке фин. фьючерсов и опционов, а также инвестировать средства в корпорации сферы услуг (см. ЗАКОН О ДЕРЕГУЛИРОВАНИИ ДЕПОЗИТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОМ КОНТРОЛЕ 1980 г.). В настоящее время федеральные ассоциации могут еще больше диверсифицировать свою деятельность по предоставлению фин. услуг, чтобы успешно конкурировать с недепозитными фин. учреждениями (так, Правление разрешило федеральным С.а. предоставлять ограниченный круг брокерско-консультационных услуг на рынке корпоративных ценных бумаг через их дочерние предприятия). Кроме того, в связи с расширенными правами по предоставлению коммерческих ссуд, одна из С.а. западного побережья, имеющая федеральную лицензию, в феврале 1983 г. объявила о планах образования общенационального альянса С.а. для того, чтобы объединить свои ресурсы для предоставления крупных синдицированных займов корпорациям в дополнение к уже практикуемым операциям по кредитованию обустройства территорий, открытию кредитных линий для корпораций, лизингу оборудования, выполнению страховых и доверительных функций, а также различных услуг по управлению собственностью. Оба основополагающих закона заметно расширили операционные возможности С.а. и коренным образом изменили их способность конкурировать на рынке путем предоставления разнообразных фин. услуг. По мнению председателя Правления банков жилищного кредита, Закон Гарна-Сен-Жермена о депозитных учреждениях 1982 г. `позволит увеличить гибкость С.а. в выборе оптимальной структуры активов и оценке рисков, к-рые они могут принять на себя` при предоставлении не только традиционных услуг по кредитованию жилищного строительства, но и др. диверсифицированных фин. услуг. Закон расширил операционные полномочия С.а. в семи областях. 1. Право приема депозитов до востребования от граждан и юр. лиц. `Федералы` (учреждения, имеющие федеральную лицензию) могут принимать депозиты до востребования от физических лиц и корпораций. 2. Овердрафты. Кредиты по овердрафту могут предоставляться через любой трансакционный счет федеральной ассоциации, включая новые счета до востребования юр. и физических лиц, а также через `НАУ-счета`. 3. Право предоставления кредитов предприятиям, включая: а. коммерческие кредиты. Федеральные С.а. могут вложить 5% своих активов в коммерческие ссуды с момента принятия закона (с 15 октября 1982 г.) и до 10% после 1 января 1984 г. Федеральные сберегательные банки с самого начала по этому закону получили право направлять до 7,5% активов в подобные ссуды; б. коммерческие кредиты под залог недвижимости. До 40% активов могут состоять из ссуд, обеспеченных специальной закладной на недвижимость, не связанную с жильем (nonresidential). При этом закладные не обязательно должны быть первыми (т. е. могут быть перезаложены); в. кредиты на пополнение товарных запасов, перепланировку помещений, на приобретение потребительских товаров. Подобные кредиты могут составлять до 30% активов; г. лизинг оборудования - до 10% активов может быть направлено на покупку автомобилей, передвижных домиков, оборудования, станков, мебели и пр. товаров для сдачи в аренду или продажи. 4. Гос. ценные бумаги. До 100% активов может быть инвестировано в облигации штатов и местных органов власти. Однако за исключением инвестиций в облигации без специального обеспечения (general obligation) инвестиции в облигации одного эмитента не могут превышать 10% общей суммы капитала и резервов ассоциации. 5. Ссуды на образование. Закон расширил право предоставления кредитов на образование, разрешив включать любые ссуды, связанные с получением образования. При этом доля этих ссуд в активах не должна превышать 5%. 6. Срочные депозиты в С.а. Закон разрешает ассоциациям взаимное размещение средств на срочные и сберегательные счета. 7. Новые счета ден. рынка (money market accounts). Указанный закон вносит поправку в Закон о дерегулировании депозитных учреждений 1980 г., давая специальные полномочия Комитету по дерегулированию депозитных учреждений разрешать открытие новых счетов ден. рынка не позже 60 дней с момента принятия закона с тем, чтобы они были `эквивалентны и конкурентоспособны по отношению к взаимным фондам ден. рынка (money market mutual fund), зарегистрированным Комиссией по ценным бумагам и биржам на основе Закона об инвестиционных компаниях 1940 г.`. Комитет уполномочил открытие новых депозитных счетов ден. рынка с 14 декабря 1982 г., 5 января 1983 г. он также разрешил открывать `супер-НАУ-счета`. Закон о дерегулировании депозитных учреждений и ден.-кредитном контроле 1980 г. Второй по значению закон, `оказавший заметное влияние на ссудосберегательные учреждения` (см. работы Марсиса и Риордана - ЗАКОН О ДЕРЕГУЛИРОВАНИИ ДЕПОЗИТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОМ КОНТРОЛЕ 1980 г.). Он включает следующие новые права для С.а. 1. Право открывать `НАУ-счета` в общенациональном масштабе с 1 января 1981 г. 2. Право участия федеральных С.а. в трастовых операциях и операциях с кредитными карточками. 3. Право направлять до 20% активов на коммерческие ссуды, приобретение коммерческих бумаг, корпоративных долговых обязательств и банковских акцептов. 4. Новые права в области ипотечного кредитования. Федеральным С.а. разрешено предоставлять кредит под вторую закладную и ипотечные кредиты на покупку жилых домов без каких-либо региональных ограничений, а также инвестировать в ипотечные ссуды на покупку дома до 90% оценочной стоимости собственности, включая здание. (Ссуда может составлять 65% оценочной стоимости участка, не подвергшегося улучшению и 75% оценочной стоимости улучшенного участка без здания.) 5. Постоянный приоритет федеральных норм регулирования `потолка` процентных ставок по ипотечным кредитам над соответствующими нормами штатов, преимущественное предоставление ссуд в течение 3 лет на развитие предпринимательства и с. х. на сумму свыше 25 тыс. дол. 6. Расширение инвестиций в предприятия сферы услуг. Доля средств, к-рые ассоциация может инвестировать в сферу услуг, была повышена с 1 до 3% активов. Инвестиции свыше 1% должны быть в равной степени поделены между программами, направленными на благоустройство территории местного сообщества и обычной сферой деятельности данной корпорации. 7. Федеральным ассоциациям разрешено выпускать взаимные сертификаты (mutual capital certificates), при этом предусматривается выплата по ним дивидендов, а не процентов. Тем самым сертификаты могут рассматриваться как акции. Кроме того, разрешается рассматривать взаимные сертификаты в качестве страхового резерва. Взаимные сертификаты рассматриваются как инструмент, к-рый обеспечивает взаимным учреждениям возможность притока в 80-е гг., необходимого для дальнейшего роста капитала без изменения устава и превращения в акционерное общество. 8. Отмена ограничений, связанных с Правилом Q о максимальном уровне процентных ставок по депозитам. Эта отмена считается наиболее спорной статьей закона, поскольку сберегательные учреждения традиционно рассматривали контроль над ставками по депозитам и `дифференцированный подход к процентным` ставкам для разных учреждений (сберегательные учреждения в известных рамках могли устанавливать более высокие ставки, чем банки) как важный фактор своей конкурентоспособности. Согласно закону, Правило Q должно было быть полностью отменена в течение 6 лет. Комитет по дерегулированию, состоящий из представителей от каждого из федеральных регулирующих органов и Казначейства, имел право повышать или не повышать `потолок` процентных ставок по сберегательным счетам (со сберегательной книжкой), руководствуясь следующими целями, установленными в законе: 1. В течение первых 18 месяцев после принятия закона (31 марта 1980 г.) цель - повышение ставки по сберегательному депозиту на 25 базисных пунктов. 2. В течение следующих 18 месяцев цель - повышение на 50 базисных пунктов. 3. С четвертого по шестой год цель - повышение на 50 базисных пунктов каждый год. В конце шестого года полномочия контролировать процентные ставки прекращаются и их уровень определяется только рынком. Закон впервые устанавливал норму обязательного резервирования депозитов всех депозитных учреждений, помимо банков - членов ФРС, в форме беспроцентных депозитов в региональном федеральном резервном банке и наличности, находящейся в самом учреждении. После принятия закона не члены ФРС могли хранить резервы на специальном, `промежуточном` (passthrough), счете в уполномоченных учреждениях. Уровень резервного требования зависит от суммарной величины трансакционных счетов (`НАУ-счета`, чековые счета и пр.), а также срочных депозитов для юр. лиц - 12% при остатке денег на счете в сумме свыше 25 млн дол. (скорректированных с учетом ежегодного прироста), 3% по трансакционным счетам на сумму меньше 25 млн дол. и 3% по неперсональным срочным депозитам на срок менее 4 лет. Несмотря на то, что по вопросам, касающимся создания обязательных резервов, закон передает небанковские учреждения под юрисдикцию ФРС и все депозитные учреждения имеют доступ к `дисконтному окну` ФРС, соответствующие органы регулирования небанковских депозитных учреждений продолжают выполнять регулирующие функции во всех остальных вопросах. В правилах ФРС - ожидать от небанковских учреждений обращения за помощью в свой регулирующий орган, прежде чем постучаться в `дисконтное окно` ФРС. В случае со С. а., кредиты ФБЖК - основной вид заимствованных средств, хотя некоторые ассоциации прибегают к заимствованию средств непосредственно на фин. рынках. Особенности регулирования ассоциаций со стороны ПСФБЖК. 1. Требования ликвидности (liquidity requirement). Предписываемые коэффициенты ликвидности рассчитываются по сберегательным счетам с правом изъятия и займам, погашаемым по требованию или в течение года и менее. Высоколиквидными инвестициями считаются наличные деньги, депозиты до востребования, ценные бумаги правительства США и федеральных агентств, срочные депозиты в коммерческих банках, банковские акцепты, а также ценные бумаги органов власти штатов и муниципалитетов. К тем же видам инвестиций, но с более короткими сроками, применяется коэффициент краткосрочной ликвидности. По закону Правление может изменять общий коэффициент ликвидности в пределах от 4 до 10%. 2. Резервы по обязательствам и норма собственного капитала (net worth requirement), устанавливаемые Правление для всех ассоциаций, застрахованных Федеральной корпорацией страхования ссудосберегательных ассоциаций (ФКССА). Ценные бумаги субординированного долга и взаимные капитальные сертификаты (у взаимных ассоциаций) могут также включаться в состав собственного капитала, равно как и акции - у акционерных ассоциаций. Правление имеет право изменять норму собственного капитала в пределах от 3 до 6%. Виды ссуд. С.а. предоставляют широкий спектр ипотечных ссуд для финансирования покупки домов. Ссуды могут быть обычными (conventional), т. е. не застрахованными или гарантированными Федеральным управлением жилищного строительства (ФУЖС) или Администрацией по делам ветеранов (АДВ), или могут осуществляться в рамках программ с участием гос-ва. С целью снижения риска по обычным ссудам может применяться частное страхование закладных. Хотя большинство ассоциаций продолжали предоставлять традиционные ссуды с фиксированным процентом, многие начали предлагать новые альтернативные виды ипотечных инструментов, включая ссуды с возрастающими платежами в течение первоначального периода (graduated payment), с реверсивным аннуитетом (reverse annuity), плавающей процентной ставкой и пр. Общая черта всех этих новых видов ссуд - периодическая корректировка процентных ставок. Помимо ипотечных ссуд, почти все ассоциации предоставляют разнообразные кредиты на покупку потребительских товаров длительного пользования. Большая часть этих ссуд традиционно была так или иначе связана с жилищем (приобретение передвижного дома или ремонт). По Закону 1980 г. ассоциациям сейчас разрешается финансировать покупку иных потребительских товаров, напр. автомобилей, а также покупки по кредитным карточкам. Хотя обычно ипотечные ссуды предоставляются на срок в 25 лет и более, оборот кредитного портфеля ассоциаций относительно стабилен и обеспечивает предсказуемый и устойчивый приток ресурсов для дальнейшего кредитования в отличие от весьма неустойчивого и колеблющегося притока сберегательных вкладов в годы высоких процентных ставок и высокой доходности др. альтернативных сберегательных инструментов. Эти средства включают платежи в погашение основной суммы ипотечного долга, досрочного погашения задолженности, выручку от продажи заложенной собственности и выручку от продажи закладных из своего портфеля на вторичном рынке. Вторичный рынок закладных. Этот рынок включает операции по покупке, продаже и торговле ипотечными ссудами и ипотечными ценными бумагами. Инвесторы могут купить как всю ссуду целиком, долю участия (долю в ссудном портфеле) или разнообразные ценные бумаги, основанные на закладных. Держатели закладных могут образовывать пулы путем объединения (`пакетирования`) гарантированных ФУЖС или АДВ или обычных закладных, и выпускать ценные бумаги, к-рые представляют долю в указанном пакете. Создатель пула продолжает собирать поступления от заемщиков. Выплаты инвесторам (покупателям ценных бумаг) могут производиться каждый месяц по мере поступления платежей по закладным, ежемесячно вне зависимости от поступления платежей, а возможен и такой порядок: проценты выплачиваются два раза в год, а основная сумма долга - по установленному графику. Кроме того, ценные бумаги могут быть гарантированы ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ АССОЦИАЦИЕЙ ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТА или частично застрахованы частной страховой компанией. Кредиторы, желающие высвободить средства из существующих портфелей, продают ссуды, доли участия или ценные бумаги. Это позволяет им использовать старые низкопроцентные ссуды для мобилизации новых ресурсов, не прибегая к их продаже со скидкой. Кредиторы - федеральные агентства - действуют преимущественно на вторичном рынке; в целом они являются нетто-покупателями. В частном секторе компании по торговле недвижимостью выступают в основном продавцами ипотечных кредитов, в то время как ассоциации, как правило, являются основными покупателями этих ссуд. Обычно на долю ассоциаций приходится 10-15% общего объема приобретенной задолженности. В последние годы ассоциации стали больше интересоваться предоставлением ипотечных ссуд с целью их дальнейшей продажи инвесторам, таким, как пенсионные фонды и страховые компании. Слияния. В последние годы ассоциации испытали резкое сокращение чистых доходов в результате сочетания высоких и подвижных процентных ставок, с неблагоприятной структурой сберегательных депозитов и ипотечных кредитов. Когда процентные ставки повышаются, сберегательные счета с плавающей процентной ставкой, ведущиеся ассоциациями, привлекают больший объем ресурсов, чем обычные сберегательные счета. Стоимость привлечения средств для ассоциации возрастает, при этом и по др. альтернативным инструментам требуется повысить процентные ставки, иначе сбережения пойдут в др. учреждения и в др. виды инвестиций (дезинтермедиация). В то же время процентные ставки по займам, полученным у федеральных ипотечных банков, и др. видам кредитов также растут. Большая часть инвестиционного ипотечного портфеля ассоциаций, с др. стороны, все еще состоит из появившихся в прошлые годы долгосрочных закладных с низким фиксированным процентом. Высокие процентные ставки еще больше замедляют оборот портфеля, поскольку люди откладывают жилищное строительство и покупку домов до тех пор, пока ставки не упадут. В этих условиях общая норма доходности портфеля растет очень медленно. В 80-е гг. количество слияний ассоциаций возросло. Зачастую слияние убыточной ассоциации с устойчивой в фин. отношении осуществляется Федеральной корпорацией страхования вкладов в ссудосберегательных ассоциациях (ФКССА) в отношении ее членов; подобные слияния могут происходить между учреждениями, находящимися в различных штатах. Для защиты средств вкладчиков в случае, если фин. положение ассоциации становится проблематичным, у ФКССА имеется целый набор инструментов. Она может предоставлять кредиты, субсидии, приобретать активы или использовать комбинацию этих видов. Все эти меры позволяли улучшить фин. положение ассоциации-члена или предоставляли время для того, чтобы осуществить подобающим образом слияние или ликвидацию. Изменения в области регулирования со стороны Правления привели к либерализации правил и нормативов, в то время как члены ФКССА получили возможность планировать и осуществлять слияния. Налоги на прибыль. Впервые федеральный корпоративный налог на прибыль стал взиматься с ассоциаций в 1951 г. В целом они облагаются налогом, как и все корпорации. Основное отличие заключается в том, что ассоциации имеют право применять специальную формулу для отчисления средств в резервы, что уменьшает их налогооблагаемый доход. Как и др. корпорации, ассоциации платят минимальные ставки по ряду видов доходов, включающих ускоренную амортизацию материальных активов, прирост курсовой стоимости и любые отчисления в резервы на покрытие потерь, если они превышают действительный размер непогашенной задолженности. Чтобы получить специальный налоговый режим в качестве нац. строительной и ссудной компании, учреждение должно отвечать трем требованиям: оно должно регулироваться федеральным или штатным контролирующим органом; 75% его депозитов должны принадлежать широким слоям населения и, по крайней мере, 75% доходов должны быть получены от ипотечных суд; 60% активов должны находиться в форме наличных денег, ипотечных ссуд на приобретение домов и некоторых иных видов инвестиций. История развития ссудосберегательных ассоциаций. В последние годы в связи с ростом издержек из-за повышения процентных ставок ассоциации не имели хороших возможностей для вторжения в новые области деятельности, разрешенные действующим законодательством и инструкциями. Как отмечалось Лигой сберегательных ассоциаций США, если какая-либо ассоциация намерена начать операции по предоставлению потребительских кредитов, образовать трастовый отдел, начать выпуск кредитных карточек или заняться иной ныне разрешенной деятельностью, первоначальные затраты могут оказаться очень велики, и пройдет какое-то время, прежде чем эта деятельность начнет приносить прибыль. Поэтому в условиях 1980 г. многие ассоциации были просто не в состоянии заняться этими новыми и потенциально прибыльными операциями. Кроме того, в дополнение к усилившейся конкуренции за личные вклады со стороны традиционных конкурентов (коммерческие банки, взаимосберегательные банки, кредитные союзы) С.а., как и остальные фин. учреждения, сталкиваются с конкурентами в лице пара-банков, предлагающих счета по управлению наличностью, персональные кредитные линии физическим лицам, бесплатное чековое обслуживание, кредитные (дебетовые) карточки, операции с промежуточными ценными бумагами, акции фондов ден. рынка и др. взаимных фондов, брокерские услуги и пр. специализированные фин. услуги. Кризис сберегательных учреждений. С 70-х гг. система сберегательных учреждений США находилась в тяжелом состоянии, когда произошло дерегулирование процентных ставок по депозитам, в то время как по активам ограничения сохранялись. Усилившаяся инфляция подтолкнула ставки по депозитам, и их уровень превысил доходность ипотечных кредитов, находившихся в портфелях сберегательных учреждений, что привело к крупным потерям среди сберегательных учреждений. Чтобы сохранить конкурентоспособность по сравнению с др. быстро развивающимися фин. учреждениями, сберегательные институты изменили ставки по депозитам быстрее, чем ставки по кредитам и др. видам услуг. В Законе Гарна-Сен-Жермена о депозитных учреждениях 1982 г. была предпринята попытка поставить сберегательные учреждения в равные конкурентные позиции с пр. фин. учреждениями путем расширения диапазона ссудных операций. Правлению системы федеральных банков жилищного кредита и ФКССА было предоставлено право оказания помощи сберегательным учреждениям в случае серьезных фин. затруднений. Им было поручено оказание помощи учреждениям, попавшим в затруднительное фин. положение в силу объективных обстоятельств. Быстрый рост цен на нефть и газ подстегнул экон. развитие газо- и нефтепроизводящих штатов. Широкое распространение получила практика неосмотрительного кредитования и спекуляций, особенно в штате Техас. Система регулирования оказалась не готова к такому развитию событий ни на федеральном уровне, ни на уровне штатов. Весь штат сотрудников, осуществлявших контрольные функции, был сосредоточен в Вашингтоне и оказался не в состоянии справиться с возникшей проблемой. В середине 1985 г. Правление приняло решение передать все надзорные и контрольные функции из Вашингтона 12 региональным банкам, а также снять ограничения на `потолок` заработной платы и количество нанимаемых ими сотрудников. В течение 1987 г. сберегательные учреждения пытались выполнять свою основную функцию оказания помощи американцам в строительстве и покупке жилища. На них пришлось 40% всех выданных ипотечных ссуд для покупки домов на общую сумму 254 млрд дол. В 1987 г. портфель закладных на дома увеличился на 10,5%. Непосредственно перед крахом объем изъятия средств превосходил новые вклады в сберегательных учреждениях в среднем на 1,5 млрд дол. в месяц. Этому способствовали следующие факторы: очень низкая норма сбережений, использование населением все возрастающей части сбережений для прямой покупки рыночных фин. инструментов или для погашения долгов. После биржевого кризиса 19 октября 1987 г. вкладчики поместили большой объем средств на сберегательные счета; с октября по апрель прирост депозитов составлял в среднем 4,5 млрд дол. в месяц. В значительной степени это было связано с тем, что инвестиции в акции представлялись намного более рискованными, чем вклады в сберегательные учреждения, застрахованные федеральными органами. Этот процесс продолжался семь месяцев - в мае ситуация изменилась. Сберегательные учреждения оказались разделены на две группы: платежеспособные учреждения с хорошим руководством, составляющие 90% всех институтов, и остальные 10% - неплатежеспособные учреждения. 10% понесли огромные убытки, к-рые привели к банкротству многих сберегательных учреждений и попыткам спасения некоторых учреждений регулирующими органами, а в конце концов Конгрессом и амер. налогоплательщиками. Неплатежеспособные сберегательные учреждения потеряли 10,2 млрд дол. в 1987 г., в то время как во всей отрасли были зарегистрированы чистые убытки в размере 7,8 млрд дол. против 131 млн дол. чистой прибыли, полученной в 1986 г. Учреждения, потерпевшие убытки, были сосредоточены в `нефтегазовых` и с.-х. штатах, преимущественно округах Даллас и Топека Системы федеральных банков жилищного кредита. На округ Даллас в 1987 г. пришлось более 60% убытков. Серьезный спад в производстве нефти и газа, ускоренный падением мировых цен на нефть, привел к серьезному экон. кризису в нефтеносных регионах. Свой вклад внесло также тяжелое положение в с. х. наряду с общенациональным свертыванием производства в строительстве административных зданий и многоквартирных домов. В результате кризиса в указанных регионах повысилась стоимость привлекаемых ресурсов, что подогревалось борьбой неплатежеспособных учреждений за ден. средства для покрытия своей задолженности. Средняя стоимость привлекаемых ресурсов в округе Даллас в четвертом квартале 1987 г. превышала общенациональный уровень на 47 базисных пунктов, в первом квартале 1988 г. превышение немного сократилось - до 44 базисных пунктов. Чтобы сократить издержки, восстановить жизнеспособность отрасли, не ухудшая при этом обслуживания клиентов, правление системы ФБЖК разработало и осуществило т. н. `План для юго-запада`, к-рый представлял собой стратегию объединения попавших в тяжелое положение сберегательных учреждений с успешно работающими. Принятый в 1987 г. Закон о равноправной банковской конкуренции (Competitive Equality Banking Act) увеличивал объем страхового фонда федеральной корпорации по страхованию С.а. до 10,825 млрд дол. Вскоре после принятия закона правление банка издало правила и постановления, необходимые для претворения его в жизнь. Правление предоставило лицензию Финансирующей корпорации (ФК) (Financing Corporation) осуществлять эмиссию облигаций, разрешив выпускать облигации объемом до 3,75 млрд дол. в год. ФК возглавлялась дирекцией из трех директоров, назначаемых правлением: два из них - президенты ФБЖК, и один - директор фин. управления правления системы ФБЖК. ФК осуществляла публичное и частное размещение 30-летних облигаций с уровнем доходности, составлявшим в 1987-1988 гг. от 9,42% до 10,73%. 75% покупок этих облигаций пришлось на трастовые отделы банков, пенсионные и страховые фонды, взаимные фонды, страховые компании и ин. инвесторов. Облигации ФК являются безотзывными инструментами. Основная сумма долга гарантирована путем покупки облигаций с нулевым купоном (zero-coupon bonds) за счет инвестиций 12 федеральных банков жилищного кредита в капитал ФК. Облигации хранятся на отдельном счете в Федеральном резервном банке Нью-Йорка. Проценты по облигациям будут выплачиваться за счет взносов сберегательных учреждений - участников федеральной программы страхования сберегательных вкладов. Совет управляющих ФРС разрешает использовать эти облигации при получении кредита через `дисконтное окно` ФРС в качестве обеспечения. В 1988 г. Стэндард энд Пурз отнес долговые ценные бумаги ФК в высшую инвестиционную категорию - `ААА`. Проверка деятельности ссудосберегательных учреждений была возложена на федеральные банки жилищного кредита. Если проверки, проводившиеся время от времени, свидетельствовали о наличии проблемы, окружной банк назначал агента-надзирателя для контроля за деятельностью учреждения без вовлечения ФКССА. Если оказывалось, что без специальной поддержки поглощение слабого учреждения было невозможно, агент мог потребовать передачи его в ведение ФКССА, к-рая предпринимала попытку решить проблему. ФКССА стремилась найти выход путем слияния или поглощения, поскольку этот метод обычно был наиболее экономичным для ФКССА по сравнению с ликвидацией или выплатой по застрахованным вкладам. В течение 1987 г. ФКССА решила вопросы 48 попавших в беду сберегательных учреждений с активами в 4,5 млрд дол. Тридцать одно учреждение было продано др. фин. институтам, а также частным и корпоративным инвесторам. В 1987 г. 17 случаев потребовали решения на основе страхования. Процедура включала перевод застрахованных депозитов и отделений закрываемого сберегательного учреждения в др. учреждение, застрахованное ФКССА. При этом вкладчики не испытывают никаких неудобств. Учреждения-поглотители выплатили ФКССА премии в размере 24 млн дол., чтобы вступить во владение застрахованными счетами. ФКССА имеет право включать учреждение в специальную программу (Management Consignment Program), к-рая представляет собой программу вмешательства на ранней стадии расформирования. Это временное решение проблемы для сберегательного учреждения, объявленного неплатежеспособным правлением банка. По данной программе учреждение получает новую лицензию и временно назначается новое руководство. Новое учреждение принимает на себя все активы, пассивы и депозиты своего предшественника. С 1981 г. налоговое законодательство содержит ряд пунктов, призванных помочь ФКССА реализовать свои законные полномочия по защите фин. положения застрахованных учреждений. Управление по применению санкций (Office of Enforcement) правления системы ФБЖК координировало действия по применению санкций, когда допускалось нарушение законов или имела место небезопасная практика. Подобная практика пресекается прежде, чем она может нанести серьезный ущерб. Т. о., сокращаются убытки для учреждений ФКССА, Управление имело право реализовывать свои полномочия путем административного или гражданского разбирательства, однако, как правило, проблемы решались просто на основе его предписаний и рекомендаций. Управление активно участвует в пресечении уголовных правонарушений. В 1987 г. Министерство юстиции образовало специальную группу в составе 50 юристов, следователей, бух. для оказания помощи в уголовных расследованиях. Поначалу эта группа сосредоточила свои усилия в штате Техас, поскольку именно там возникли основные проблемы в системе сберегательных учреждений. В 1988 и 1989 гг. проблемы в отрасли продолжали углубляться. В последние месяцы этого периода ежедневные убытки достигали 20 млн дол. Правительство все глубже вовлекалось в процесс спасения сберегательных учреждений. Неплатежеспособным учреждениям, поставленным под контроль Федеральной корпорации страхования депозитов (zombie thrifts), было разрешено устанавливать исключительно высокие ставки по депозитам. Неплатежеспособные учреждения сочли, что они ничего не потеряют, если будут платить высокие проценты по депозитам, к-рые, в свою очередь, можно использовать для потенциально очень доходных, но и очень рискованных инвестиций, напр. в `бросовые` облигации (junk bonds). В течение всего кризиса сберегательной системы неоднократно раздавались обвинения в адрес правления системы ФБЖК в том, что им манипулируют сберегательные учреждения и их лоббисты. В эти годы Министерство юстиции начало несколько уголовных дел против служащих сберегательных учреждений. Решение проблемы. 10 августа 1989 г. президент Буш подписал исторический документ, предусматривавший решение проблемы ссудосберегательных учреждений - ЗАКОН О РЕФОРМЕ ФИНАНСОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И О ВОССТАНОВЛЕНИИ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1989 г. Этот закон появился два года спустя после попытки спасения страхового ссудосберегательного фонда 10 августа 1987 г., к-рый, в свою очередь, лишился средств, пытаясь спасти попавшие в беду сберегательные учреждения. Закон предусматривал финансирование этой операции, устанавливал более жесткие ограничения на деятельность ссудосберегательных учреждений и предусматривал наиболее глубокую за последние 50 лет перестройку структуры гос. управления. Тяжесть операции по спасению легла на налогоплательщиков. Правительство должно было заимствовать 50 млрд дол. в течение 26-месячного периода после принятия закона: 20 млрд до конца 1989 фин. году и 30 млрд в течение 1990 и 1991 гг. Дополнительный краткосрочный заем в размере 15 млрд дол., размещенный до 30 сентября 1989 г., должен быть рефинансирован в рамках обычной (регулярной) программы заимствования, осуществляемой Казначейством. В ссудосберегательную систему начался приток денег для замены высокопроцентных депозитных сертификатов (`техасская премия`), предлагавшихся неустойчивыми учреждениями. Конечная цель состояла в покрытии операционных убытков 262 наиболее пострадавших учреждений, находившихся в то время под контролем гос-ва, чтобы улучшить коэффициенты капитализации сберегательных учреждений и сделать процесс их оздоровления необратимым. Некоторые из этих учреждений предлагали самые высокие ставки, чтобы привлечь депозиты, к-рые они иначе не могли получить в силу своего слабого фин. положения. Предполагалось, что программа помощи снимет излишнее давление на др. учреждения, заставлявшее и их поддерживать высокие ставки, чтобы оставаться конкурентоспособными. Законодательство 1989 г. требует от сберегательных учреждений, чтобы объем их реального капитала (превышение реальных активов над пассивами) или акционерного капитала (equity) составлял 1,5% от стоимости активов, а объем базового капитала (core capital) - 3% (коэффициент капитал/активы). Базовый капитал включает условную стоимость (`гудвилл`), образовавшуюся за счет поглощения или слияния с др. учреждениями. К январю 1995 г. доля реальных активов должна была быть повышена до 3%. Это означает, что сберегательные учреждения до 1995 г. должны были привлечь новый акционерный капитал на сумму более 20 млрд дол. Почти 70% своих активов они должны теперь направлять в инструменты, обеспеченные закладными, в то время как прежде их инвестиционные возможности были неограниченны. Специалисты подсчитали, что гос-во затратит, по крайней мере, 166 млрд дол. для того, чтобы закрыть или продать сотни неплатежеспособных сберегательных учреждений в течение десяти лет. Результатом должен был явиться полный демонтаж ссудосберегательной системы как отрасли с 1,4 трлн дол. активов путем ликвидации 750 учреждений. Коммерческим банкам предоставлено право приобретать устойчивые сберегательные учреждения, а те, в свою очередь, имеют право превратиться в банки. Эксперты считают, что от 1000 до 2000 сберегательных учреждений закроются или будут поглощены; активы отрасли сократятся более чем на 250 млрд дол. Закон предусматривал создание специального агентства по выпуску облигаций КОРПОРАЦИИ ПО ФИНАНСИРОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРАСТОВОЙ КОРПОРАЦИИ ПО УРЕГУЛИРОВАНИЮ, а также ТРАСТОВОЙ КОРПОРАЦИИ ПО УРЕГУЛИРОВАНИЮ, к-рые должны были принять на себя управление некоторыми учреждениями. Закон устранял Федеральную корпорацию страхования ссудосберегательных ассоциаций, взамен к-рой был создан СТРАХОВОЙ ФОНД СБЕРЕГАТЕЛЬНЫХ АССОЦИАЦИЙ (СФСА). Реорганизация сберегательной отрасли могла иметь много последствий. Вкладчикам и получателям ипотечных ссуд будет тяжелее совершить выгодную для себя сделку в борющихся за выживание неустойчивых сберегательных учреждениях. Коммерческие банки и взаимные фонды ден. рынка (money market funds) привлекут большую часть сбережений, к-рые покинули сберегательные учреждения. Ожидается снижение процентных ставок. Акционеры устойчивых сберегательных учреждений могут надеяться на получение премий за приобретаемые у них акции. Страховые премии, уплачиваемые банками в федеральный фонд страхования депозитов, должны почти удвоиться - до 1,50 дол. на каждую 1000 дол. депозитов; взносы сберегательных учреждений возрастут до 2,30 дол. в 1990 г. и, возможно, достигнут 3,25 дол. Привлекательные налоговые льготы, к-рые предоставлялись в 1988 г. инвесторам в реорганизованных учреждениях, ныне не существуют. Подсчитано, что коммерческие банки платят от 8 до 20 центов на каждый доллар депозитов, когда они приобретают отделения, что довольно дорого. Акции здоровых сберегательных учреждений в 1989 г. считались дешевыми. Коэффициент цена/прибыль у них был в два с лишним раза ниже, чем у банков. Это позволяло банкам приобретать ссудосберегательные учреждения из расчета 4,5 цента за доллар депозитов. Это соображение сделало С.а. весьма заманчивыми объектами для банков. Профессиональными организациями ссудосберегательных учреждений выступают Национальная лига застрахованных сберегательных ассоциаций и Ссудосберегательная лига США. Членами Национального общества контролеров и фин. работников сберегательных учреждений выступают преимущественно бух., аудиторы и др. фин. работники ссудосберегательных учреждений. Эта организация ассоциирована со Ссудосберегательной лигой США. В настоящее время ссудосберегательные учреждения лицензируются СЛУЖБОЙ КОНТРОЛЯ ЗА СБЕРЕГАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ. Депозиты в федеральных С.а. застрахованы в СФСА на сумму до 100 тыс. дол. Общее руководство и административные функции, однако, осуществляет ФЕДЕРАЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ СТРАХОВАНИЯ ДЕПОЗИТОВ. Последняя ведет этот страховой фонд отдельно от Страхового фонда банков. См. СИСТЕМА ФЕДЕРАЛЬНЫХ БАНКОВ ЖИЛИЩНОГО КРЕДИТА. БИБЛИОГРАФИЯ: `America`s Thrift Crisis: From Drama to Farce`. Economists, January 21, 1989. Asset and Liability Management for Savings Institutions. Dow Jones-Irwin, Inc., Homewood, IL, 1989. Audits of Savings and Loan Associations. American Institute of Certified Public Accountants, New York, NY. BARTH, J. R., and BRADLEY M. G. `The Ailing S&Ls: Causes and Cures`. Challenge, March/April, 1989. COLLINS, S. H. `No Wonderful Life for Savings & Loans`. Journal of Accountancy, December, 1988. DICKERSON, C. S. Commercial Lending by Thrift Institutions. Robert Morris Associates, Philadelphia, PA, 1987. EDGERTON, J. `You Owe Us $100 Billion`. Money, March, 1989. Fact Book of Savings Institutions. National Council of Savings Institutions, Washington, DC, 1988. FEDERAL HOME LOAN BANK BOARD. Annual Report. . All Operating Savings and Loan Associations: Selected Balance Sheet Data and Flow of Savings and Mortgage Lending Activities. Monthly. . Savings and Home Financing Source Book. Annual. . FSLIC-Insured Savings and Loan Associations Combined Financial Statements. Annual. NATIONAL COUNCIL OF SAVINGS INSTITUTIONS. Accounting Insights. . Bottomline. . Corporate Finance Letter. . Manager`s Manual. . Operation`s Letter. . Tax Insight. . Washington Memo. National Savings and Loan League Journal. Monthly. Savings and Loan Source Book. United States Leaque of Savings Associations, Chicago, IL. Annual. Savings Institutions. United States League of Savings Institutions, Chicago, IL. Monthly. Sourcebook: Savings Institutions. United State League of Savings Institutions, Chicago, IL. Последнее издание. The U.S. Savings Institutions Directory. Rand McNally. Skokie, IL, 1989. `Who Is To Blame for the S&L Crisis?` Fortune, March, 13 1989. YANG, C., and ZIGAS D. `Only the Strong Will Survive the Thrift Rescue`. Business Week, May 1989.
Начало
|