|
|
|
БАНК ФРАНЦИИ BANK OF FRANCE Основан в 1800 г. и получил офиц. разрешение на деятельность в 1803 г., когда еще не существовало никаких др. французских банков, Б.Ф. более века оставался крупнейшим коммерческим Б.Ф., к-рый не только выполнял функции Центрального банка страны, но и непосредственно обслуживал клиентов через широкую сеть отделений и контор. В настоящее время он не осуществляет операции с частной торгово-промышленной клиентурой, хотя до сих пор сохраняет обширную сеть отделений по всей Франции Реорганизация французской банковской системы в 40-е гг. Для истории Франции, начиная со времен королевских гобеленовых мануфактур и производства фарфора и кончая концессиями в пользу торгового и промышленного развития, характерно традиционное вмешательство гос-ва в экономику страны. Кроме того, Франция установила контроль над предприятиями, создала гос. сектор. В 1936-1937 гг. правительство Народного фронта приступило к выполнению программы национализации, затрагивающей некоторые отрасли по производству оружия и авиацию, а также оставшихся частных ж. д. В конце второй мировой войны одним из первых законов временного правительства, возглавляемого генералом де Голлем, были законы о национализации угольных шахт (ныне Шарбонаж де Франс (Charbonnages de France), автомобильной компании `Рено`, Мотер Гном-э-Ронe (Moteurs Gnome-et-Rh^on) (авиационные моторы, сейчас это СНЕКМА (SNECMA), Havas (пресса, путешествия и реклама) и воздушных аэролиний (в настоящее время Эйр Франс (Air France). В 1945-1946 гг. последовала национализация центрального банка (Banque de France), четырех ведущих коммерческих банков (на их долю приходилось в то время 55% депозитов), 34 страховых компаний (аккумулировавших 62% премий) и частных электрических и газовых компаний (в настоящее время - Электрисити де Франс и Газ де Франс (Electricite de France and Gaz de France). Национализированные предприятия, за некоторым исключением, продолжали функционировать как частные и остались составной частью конкурентоспособного сектора французской экономики. В соответствии с Законодательством 1945 г., на основании к-рого был национализирован Б.Ф., а также четыре крупнейших депозитных банка - Креди Лионне (Credit Lyonnais), Сосьете Женераль (Societe Generale), Банк Насьональ Пур ле Коммерс э Л`Эндюстри и Комтуар Насьональ д`Эсконт де Пари (Banque Nationale pour le Commerce et l`Industrie, and Comptoir National d`Escompte de Paris) (два последние банка слились в середине 1966 г. в Банк Насьональ де Пари (Banque National de Pari), был также создан Нац. кредитный совет (the National Credit Council). В его состав входили министр финансов (в качестве президента совета), управляющий Б.Ф. (председательствовал в совете при отсутствии министра финансов) и 43 члена - представители фин. учреждений, предпринимателей и профсоюзов. Совет, союзов. Совет, первоначально задуманный как консультативный орган, постепенно стал органом, вырабатывающим ден.-кредитную политику. Считалось, что фактически через своего управляющего Б.Ф. мог играть ведущую роль в разработке кредитной политики. Фактически это не означало, что министр финансов не мог играть более влиятельную роль в совете, а также не означало, что ден.-кредитная политика играла доминирующую роль в экон. политике страны. В действительности ден.-кредитная политика была подчинена бюдж. политике и рассчитана на оказание помощи в реализации экон. планов и др. правительственных программ. Безусловно, управляющий Б.Ф. совместно с министром финансов мог давать рекомендации относительно экон. политики. Управляющий Б.Ф. в силу занимаемой должности возглавил Банковскую контрольную комиссию, созданную в 1941 г. в качестве органа надзора и контроля за соблюдением банками и небанковскими фин. институтами установленных регулирующих норм. Нац. кредитный совет олицетворял законодательную ветвь ден. власти во французской ден.-кредитной системе; Б.Ф. - исполнительный орган, а Банковская контрольная комиссия - судебный орган. Т. о., банковская система включала: 1. Депозитные банки, к-рые принимают вклады до востребования и срочные депозиты на срок не более двух лет; сумма привлеченных ими срочных и сберегательных депозитов очень небольшая (менее 10% всех депозитов); среди срочных депозитов преобладают срочные депозиты предпринимателей, часто в форме обращающихся депозитных сертификатов со сроком погашения до 24 месяцев. Среди депозитных банков преобладали гос. депозитные банки, упомянутые выше. Кроме того, к депозитным относились три в тот момент ненационализированных банка: Креди Коммерсьяль де Франс (Credit Commercial de France), Креди Эндюстриэль э Коммерсьяль (Credit Industriel et Commercial) и Сосьете Женераль (Societe Centrale de Banque), а также парижские депозитные банки (активно кредитуют внешнюю торговлю, осуществляют валютные операции и операции на рынке золота), к-рые в 1945 г. решили зарегистрироваться как депозитные в отличие от др. парижских банков, к-рые были зарегистрированы как деловые банки (инвестиционные банки); региональные банки и местные банки. Крупные депозитные банки сочетают операции коммерческих и инвестиционных банков (покупка, андеррайтинг и продажа ценных бумаг; прямые инвестиции в предприятия нефинансового характера в размере до 10% (с 1966-1967 гг. - 20%. - Прим. науч. ред.) акционерного капитала этих предприятий, или до 75% собственного капитала банка (с 1966-1967 гг. - 100%. - Прим. науч. ред.), а также в др. банках и фин. институтах, при условии обоснования их необходимости; деятельность в качестве дилеров и брокеров как членов Парижской биржи; консультативные услуги и функции депозитария для инвестиционных компаний и т. д.). 2. Деловые банки (инвестиционные банковские фирмы, к-рые в 1945 г. предпочли зарегистрироваться в качестве таковых и подчиняться соответствующему регулированию), к-рые, кроме инвестиционных банковских функций (приобретение, андеррайтинг и реализация ценных бумаг), осуществляют постоянные инвестиции (участие в капиталах и управлении предприятиями), а также принимают краткосрочные депозиты от этих фирм, в к-рых инвестиционные банки владеют не менее 15% разрешенного к выпуску акционерного капитала. В каждый регулируемый деловой банк назначается правительственный комиссар, к-рый может делать рекомендации по политике банка и обладает правом наложить вето на решения, к-рые противоречат общей экон. политике. Это вето можно опротестовать в Нац. кредитном совете. Т. о., инвестиционные банки, хотя и ненационализированы, находятся под пристальным надзором. 3. Гос. и полугосударственные фин. институты, каждый из к-рых специализируется на определенном виде фин. операций. а. Крупнейшая Кэсс де Депо э Консиньясьон (Caisse des Depots et Consignations), созданная в 1816 г. в качестве депозитария средств сберегательных банков, за исключением наличности в расходной кассе (с 1950 г. сберегательные банки могут по их желанию использовать до 50% привлеченных депозитов для покупки ценных бумаг местных органов власти), плюс пенсионные фонды системы социального страхования и др. сберегательные фонды, включая частные страховые компании. Приблизительно равная по размеру четырем национализированным депозитным банкам, Кэсс размещает более половины своих активов в среднесрочные векселя, связанные с кредитованием предприятия, строительства и оборудования; большая часть этих векселей учитывается банками и акцептуется специализированными гос. и полугосударственными институтами и переучитывается в Кэсс. В свою очередь Кэсс может переучитывать некоторые из этих векселей в Б.Ф. Важнейшими функциями Кэсс являются: кредитование Казначейства и инвестирование в гос. ценные бумаги; покупка необеспеченных облигаций полугосударственных институтов (Креди Насьональ (Credit National), Креди Фонсье (Credit Foncier) и Кэсс де Креди Агриколь (Caisse de Credit Agricole); торговля казначейскими векселями и покупка долгосрочных гос. ценных бумаг у населения по цене поддержки этих бумаг; периодическое предоставление однодневных ссуд учетным домам на французском ден. рынке. б. Банк Креди Насьональ (Credit National) создан в 1919 г. для кредитования восстановления экономики путем непосредственного предоставления средне- и долгосрочных кредитов промышленности и торговле. Он играет важную роль в предоставлении среднесрочных кредитов сроком до пяти лет, особенно мелкому и среднему бизнесу с целью покупки оборудования и строительства; векселя по этим кредитам он может учитывать или индоссировать, делая, т. о., их приемлемыми для переучета в Кэсс де Депо (Caisse des D€epots) (упомянутой выше). в. Креди Фонсье (Cr€edit Foncier) основан в 1852 г., выдает ипотечные ссуды под залог имущества и ссуды местным органам власти, а через свой филиал предоставляет среднесрочные ссуды для строительства. г. Система с.-х. кредита включает местные кредитные ассоциации, объединенные в региональные ассоциации, к-рые в свою очередь являются членами Кэсс Насьональ де Креди Агриколь (Caisse Nationale de Credit Agricole); это главное учреждение Центрального с.-х. кредита пользуется льготами при переучете векселей в Б.Ф.; предоставляет кратко-, средне- и долгосрочные с.-х. кредиты. д. Популярные банки (городские кредитные кооперативы) предоставляют через Центральную кассу кооперативного кредита банковские услуги мелким местным фирмам, обществам взаимных гарантий и ассоциациям, обслуживающим рыболовство и добычу морских продуктов. Денежная политика. Б.Ф. обладает обычными правами центрального банка, но их применение имеет специфику с учетом французской институциональной системы. Операции на открытом рынке имеют относительно небольшое значение как средство ден. контроля, за исключением последнего времени, когда они стали применяться для выравнивания спроса и предложения и оказания помощи банкам, имеющим соглашения об обратной покупке ценных бумаг по краткосрочным сделкам. Кэсс де Депо, гос. и полугосударственные кредитные институты обеспечивают спрос и поддержку долгосрочных гос. ценных бумаг. Учетная операция всегда являлась преобладающей функцией Б.Ф., однако она обычно осуществлялась в сочетании с качественными показателями, такими, как лимит переучета и селективное предоставление кредита, а также система множественных учетных ставок, включая штрафные ставки, применявшиеся при переучете, сверх установленного `потолка`, в целях обеспечения гибкости. Кроме того, произошли изменения в стандартах приемлемых к учету бумаг, а переучетные ставки остались номинально постоянными. Реорганизация французской банковской системы в 80-е гг. Центральным положением избирательной программы, к-рая позволила М. Франсуа Миттерану стать французским президентом 10 мая 1981 г., было обещание того, что социалистическое правительство будет стремиться к национализации отдельных дополнительных отраслей нац. экономики и фин. учреждений. Стремление Франции сохранить свое место среди лидеров промышленно развитых стран опиралось на расширение гос. сектора. Предвыборное обещание Миттерана стало реальностью в 1982 г. 11 февраля 1982 г. был окончательно утвержден план национализации пяти промышленных групп, 39 банков и двух фин. учреждений. Решение о проведении национализации основывалось на трех основных принципах администрации Миттерана. Первое: некоторые секторы французской экономики, в силу характера своей деятельности, должны служить общественным интересам, чтобы помочь Франции преодолеть экон. кризис. Второе: в эру ускоренных технологических преобразований крупные производства должны использовать свои ноу-хау для разработок нововведений, к-рые могут быть использованы на благо всех. Третье: национализированные предприятия могут служить примером новых взаимоотношений между рабочим и его рабочим местом. Новые французские лидеры считали, что теперь перед ними стояла задача укрепления экономики `не только для того, чтобы выстоять в конкуренции на современном мировом рынке, но также чтобы не отставать от технологических новшеств, одновременно обеспечивая экон. и социальное развитие нации`. Отрасли, к-рые были национализированы в 1982 г., соответствовали экон. целям правительства Миттерана. Некоторые из них лидировали в сфере телекоммуникаций, компьютеров и аэрокосмических исследований, где, как считала администрация, технологическая независимость Франции была поставлена под угрозу в наибольшей степени. Другие, такие, как сталелитейные и химические фирмы, представляли собой основу процесса производства и поэтому являлись определяющими для всей производственной цепочки. Наконец, среди национализированных были компании, чья деятельность в таких областях, как здравоохранение и фармацевтика, непосредственно касалась благополучия французского народа. Был также расширен гос. сектор кредита, в силу `уверенности правительства в том, что оно не сможет приступить к осуществлению новой индустриальной политики без эффективного контроля над фин. ресурсами Франции. Правительство надеется, что эти банки будут лучше служить нации после изменений в их системах кредитования и стратегии`. Раздел III Закона о национализации разрешил национализацию двух фин. учреждений, Компани Финансьер де Пари э де Пэи-Ба (Compagnie Financiere de Paris et des Pays-Bas), известной под названием Париба (Paribas), и Компани Финансьер де Суэз (Compagnie Financiere de Suez). Обе эти холдинговые компании осуществляли деятельность в области промышленности, банковского дела, страхования и недвижимости. Обе являлись крупными акционерами пяти национализированных промышленных групп, напр., Суэз (Suez) и ее филиалы контролировали 20,3% капитала Сэн-Гобэн (Saint-Gobain). Известный Сэн-Гобэн был основан по приказу Людовика XIV в 1665 г. для обеспечения оконным стеклом королевского дворца в Версале. В современных условиях эта группа расширила свой контроль над производством разнообразного промышленного стекла путем приобретения компании Пон-`a-Муссон (Pont-`a-Mousson), и в 1968 г. она стала называться Сэн-Гобэн-Пон а Муссон (Saint-Gobain-Point-`a-Mousson) и распространила свое влияние на строительство и упаковочные материалы. Она контролирует 51% Компани дэ Машин Бюлль (Compaignie des Machines Bull), к-рая, в свою очередь, является владельцем 53% производства компьютеров C.I.I.-Honeywell-Bull. Закон о национализации обеспечил передачу правительству материнских компаний указанных промышленных групп и фин. учреждений путем перехода их акций из частных рук правительству. Это в значительной степени отличалось от предыдущих национализаций шахт, электрических и газовых коммунальных предприятий и `Рено`, когда правительство взяло под свой контроль, кроме акций, также и имущество. Как заявил премьер-министр Пьер Моруа 8 июля 1982 г., `компенсация для акционеров осуществляется по закону и справедливо в фин. отношении`. Закон установил, что компенсация, выплачиваемая за акции каждой национализированной компании, за исключением банков, к-рые не были допущены к торгам на бирже 1 октября 1980 г., будет равна самому высокому среднемесячному курсу акций компании на бирже в течение шести месяцев с октября по март 1981 г., скорректированному для отражения изменений в капитале в течение этого периода, по дополнительному дивиденду за 1981 г., равному дивиденду, выплаченному в 1980 г. и увеличенному на 14% с учетом обесценения денег. Для банков, не ведущих операции на бирже, срок национализации был продлен до 1 июля 1982 г. Общая сумма компенсации, выплачиваемая компаниям, чьи акции продавались на бирже, значительно превышала совокупную рыночную стоимость этих акций на период, непосредственно предшествующий выборам в мае 1981 г., а также совокупную среднюю рыночную стоимость таких акций в течение предшествующих шести- и двенадцатимесячных периодов. Администрация Миттерана заявила о своей уверенности в том, что участие правительства в национализированных компаниях должно быть минимальным, а Закон об управлении национализированными компаниями отражал эту философию. Фраза `управление по типу `Рено` применялась для отражения намерения администрации передать текущее ведение дел в руки руководства компании так же, как это осуществлялось в отношении национализированных автомобильных заводов. Каждая компания должна была определять свои собственные долгосрочные цели. Контракты между национализированной компанией и правительством отражают стремление правительства реализовать комплексную промышленную политику. Министр промышленности изложил новые отношения между правительством и гос. сектором в письме к президентам нац. компаний. Официально заявлено, что Закон о национализации никаким образом не влияет на права иностранцев создавать банки во Франции, о чем и гласит Закон от 10 июля 1975 г. Запросы на открытие новых ин. банков во Франции, либо в форме отделений, либо через мажоритарное участие в учреждении, созданном по французским законам, будут и далее рассматриваться в соответствии с теми же критериями, к-рые преобладали в прошлом, а именно `в духе либерализма, к-рый исключает любую дискриминацию на почве национализма`. То же положение верно в отношении условий, на к-рых эти банки ведут свою деятельность во Франции. См. ФРАНЦИЯ.
Начало
|
|