ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

 

Демонстрационная версия

БАНКОВСКОГО ДЕЛА И ФИНАНСОВ
                                   Encyclopedia of Banking & Finance       Charles J. Woelfel          Tenth edition

aбвгд
ежзик
лмноп
рстуф
хцчшщ
эюя
abcde
fghij
klmno
pqrst
uvwxy
z
> Заказ книги
БАНКИР ИНВЕСТИЦИОННЫЙ
INVESTMENT BANKER
Фирма, занятая инвестиционной деятельностью, т. е. финансированием потребности в капитале через инвестиционный рынок, в отличие от текущих или сезонных потребностей, к-рые удовлетворяются с помощью кредита, предоставляемого банками или фин. компаниями
Б.и. выступает в качестве посредника между эмитентами ценных бумаг, нуждающимися в капитале (как гос. органами, так и частными фирмами), и располагающими средствами конечными инвесторами, институциональными инвесторами, частными лицами. Эти фирмы содействуют превращению сбережений в инвестиции и т. о. выполняют важную экон. функцию удовлетворения потребности в капитале. За средствами к инвестиционным банкирам обращаются нуждающиеся в капиталах новые и расширяющиеся предприятия, фирмы, подвергающиеся реорганизации, слиянию или консолидации, а также гос. организации. Существует два основных вида АНДЕРРАЙТИНГА. Первый - гарантирование путем переговоров, при к-ром сделка осуществляется через конкретный инвестиционный банк (инициатор операции). Второй тип - получение капитала через конкурентную заявку, в к-рой содержатся необходимые условия и приглашение к инвестиционным банковским группам делать свои предложения. Сделка заключается с той группой или банком, к-рые предоставляют средства по самой низкой чистой стоимости - в случае выпуска облигаций, - чистая сумма выручки минус премия или дисконт с основной суммы и плюс проценты; в случае выпуска акций - самая высокая чистая стоимость.
Инструкция U-50, установленная Комиссией по ценным бумагам и биржам (КЦББ), требует прибегать к методу конкурентных заявок в случаях, связанных с выпускаемыми под юрисдикцией Комиссии ценными бумагами коммунальных предприятий. Комиссия по межштатной коммерческой деятельности предъявляет аналогичные требования, когда дело касается ценных бумаг ж.-д. компаний. Конкурентные заявки обязательны в отношении облигаций, выпускаемых штатами и муниципальными органами, а также новых выпусков казначейских векселей правительства Соединенных Штатов.
В основе соглашения о покупке ценных бумаг, заключаемого между эмитентом и группой инвестиционных банков-покупателей, сформированной фирмой-инициатором с распределением между ними ответственности, может лежать одна из трех основных схем. Первый вариант - твердые гарантии, в соответствии с к-рыми группа фирм-покупателей приобретает ценные бумаги у эмитента и несет перед ним полную ответственность за чистую сумму поступлений и за их полную уплату эмитенту в установленные сроки. Второй вариант - принцип `наилучших условий` (best efforts), когда не ставится вопрос об ответственности инвестиционной банковской группы, а размещение ценных бумаг осуществляется в форме агентских услуг за счет эмитента и на его риск. Третий вариант - на условиях `стэнд-бай` (standby), когда новые акции предлагаются акционерам тся акционерам компании и инвестиционная банковская группа принимает обязательство выкупать все вновь выпущенные ценные бумаги, в отношении к-рых держатели акций отказались использовать свое право приобретения. Метод конкурентных заявок предполагает принятие на себя полной ответственности со стороны фирм, выигравших заявку. Соглашение между членами группы фирм-покупателей (андеррайтеров) конкретизирует ответственность каждого участника группы перед эмитентом путем ссылки на гарантийное соглашение, где все условия участия детально оговариваются. Такие группы или синдикаты (совместные предприятия, создаваемые для осуществления данной сделки) обычно возглавляются фирмой-инициатором, к-рая и назначает руководителя СИНДИКАТА.
К созданию синдикатов прибегают при формировании продающей группы из специально подобранных дилеров с целью максимально увеличить размещение бумаг. Членам этой группы делается скидка с цены, по к-рой бумаги предлагаются широкой публике (что позволяет им участвовать в спреде по сделке между чистой ценой для эмитента и ценой для широкой публики). Члены продающей группы в свою очередь имеют право делать некоторую скидку для др. дилеров, не входящих в группу, в интересах более широкого размещения бумаг.
Практическая деятельность инвестиционных банков претерпела значительные изменения в связи с требованием ЗАКОНА О ЦЕННЫХ БУМАГАХ 1933 г. об обязательной регистрации в КЦББ новых акций, выпускаемых в широкую продажу. При этом предусматривается временной промежуток между подачей заявки на регистрацию и датой продажи, к-рый формально определен в 20 дней, но на практике обычно бывает больше.
Судебные иски к инвестиционным банкам по обвинению в нарушении Антитрестовского законодательства. Министерство юстиции США 30 октября 1947 г. возбудило судебное дело против 17 ведущих инвестиционных банков по обвинению их в нарушении Антитрестовского законодательства (Закона Шермана). Дело слушалось в федеральном районном суде Южного района Нью-Йорка с 28 ноября 1950 г. по 19 мая 1953 г. и прекращено за отсутствием состава преступления 23 сентября 1953 г. Оно представляет интерес в плане его воздействия на характер взаимоотношений между инвестиционными банками.
Правительство обвиняло банки в том, что приблизительно в 1915 г. они вступили в сговор и создали преступную группу, действия к-рой привели к созданию системы, исключавшей конкуренцию и позволявшей им `снимать сливки` с инвестиционного бизнеса. Основанием для этого обвинения стало то обстоятельство, что указанные фирмы якобы уважали права первенства одной из них, к-рая выступила в качестве гаранта всех последующих выпусков ценных бумаг некоего эмитента. Между ними было достигнуто взаимопонимание в том смысле, что фирма, единожды выступившая в качестве члена группы фирм-покупателей, имеет право на такое участие при всех последующих выпусках ценных бумаг тем же эмитентом. Было достигнуто также соглашение о взаимном обмене правами участия в группах фирм-покупателей, к-рые ими возглавлялись. С целью установления своего контроля над эмитентами эти фирмы якобы подчинили себе их фин. и деловые операции, предоставляя им бесплатные консультации, осуществляя проникновение в советы директоров, выискивая готовых к сотрудничеству с ними офиц. лиц и используя свое влияние на коммерческие банки, ведущие дела эмитентов.
Суд отклонил попытки дополнить обвинение утверждением, что установление синдикатом фиксированных цен - соглашение между гарантами не продавать в период размещения предлагаемые ценные бумаги по любой цене, кроме установленной, - является незаконным и представляет собой сговор, направленный на ограничение свободы торговли. Это утверждение было отклонено на том основании, что суд не обнаружил признаков существования преступной группы, сговора или соглашения. Как только это обвинение отпало, решение суда о том, что установление фиксированных цен при предложении новых ценных бумаг инвесторам не является нарушением Закона Шермана, стало само собой разумеющимся.
См. СОВЕТНИК ИНВЕСТИЦИОННЫЙ.
БИБЛИОГРАФИЯ:
BLOCK, E. Inside Investment Banking, 1988.
CONNER, D. R., and FIMAN, B. G. `Making the Cultural Transition to Investment Banking`. Bankers Magazine, January/February, 1988.
ECCLES, R. G., and CRANE, D. B. Doing Deals: Investment Banks at Work.

Начало

 


Copyright © Fedoroff Corp.