|
БАНКОВСКИЙ РАСЧЕТ СТОИМОСТИ УЧЕТ ЗАТРАТ И КАЛЬКУЛЯЦИЯ В БАНКЕ (BANK COST ACCOUNTING). Хотя изначально учет затрат и калькуляция себестоимости касались промышленного производства, впоследствии они стали применяться в банках. Действительно, очень важно, чтобы на банковские услуги устанавливались соответствующие цены и чтобы была ясна степень рентабельности или убыточности той или иной операции. Хотя обычно калькуляция в банках рассматривается как синоним анализа издержек, она обширнее по содержанию. Калькуляция себестоимости банковских услуг включает определение издержек по ведомствам, видам услуг, единицам обслуживания и депозитным счетам. В хорошо управляемом банке системы калькуляции и управления бюджетом банка дополняют друг друга и взаимоконтролируют Применяются разнообразные системы (методы) учета затрат и калькуляции по подразделениям банка или направлениям деятельности, к-рые отличаются друг от друга в некоторых деталях и по процедуре исполнения. Ниже дается примерное описание принципов калькуляции. 1. Первый этап - определение системы классификации затрат по подразделениям или направлениям деятельности. 2. Второй этап - анализ доходов и распределение их по соответствующим доходным классификационным группам. Доход непременно должен быть операционного типа, исключающего прибыль от продажи ценных бумаг и погашения списанных ссуд. Доход образуется из двух основных источников: от ссуд и инвестиций (в чистом виде, за вычетом отчислений в резерв на возможные потери) и от выполнения разнообразных услуг и из различных источников. Расчетный доход представляет собой произведение чистого превышения общей средней процентной ставки на усредненную сумму находящихся в распоряжении банка ден. ресурсов, т. е. депозитов (средние остатки на счетах за вычетом `флоута`, обязательных резервных требований и наличных денег в кассе банка) и собственного капитала (без вложений в банковские сооружения, мебель и оборудование). Заранее рассчитанная, средняя норма дохода примеряется к каждому виду использования ресурсов с целью определения величины дохода. 3. Следующий этап - разбивка по статьям всех расходов, с включением их в соответствующую категорию (подразделения по оказанию услуг, косвенные расходы, реклама, новые направления деятельности, менеджмент и т. д.). После такого подсчета совокупности расходов по всем статьям можно распределить затратные классификационные группы между соответствующими подразделениями, приносящими доход, или направлениями деятельности, либо непосредственно, если связь легко прослеживается, либо по какой-либо удобной формуле (напр., занимаемая данным подразделением площадь; соответствующие уровню ценовой классификации услуги данного типа; прямые расходы на развитие нового направления деятельности, рекламу и др. прямые расходы). После подсчета общих прямых и распределенных затрат в рамках каждого департамендого департамента их можно далее перераспределять по нижестоящим подразделениям. Наконец, сравнение общих прямых и распределенных издержек с расчетным доходом покажет относительную прибыльность каждого доходного департамента или направления деятельности. Издержки по обслуживанию счета состоят из издержек на ведение счета и издержек на проведение расчетных операций. Издержки на ведение счета таковы, что они неизбежны и не зависят от объема операций по счету и включают такие расходы, как подготовка выписок, вычисления, проверка, ведение дела клиента и т. д. Проведя учет издержек времени в каждом департаменте, занятом подобной работой, и определив пропорции таких издержек, можно вычислить долю каждого департамента в общих издержках на ведение счета. Общие издержки по департаменту за вычетом издержек по ведению счета дают величину общих издержек на проведение расчетных операций, к-рые, будучи поделенными на взвешенный объем обработанных платежных документов, показывают себестоимость обработки одного платежного документа. Взвешивание необходимо производить в связи с неодинаковыми затратами времени на обработку различных видов платежных документов. Система взвешивания может быть разработана путем определения стандартной меры (напр., 1 минута) и подсчетом необходимого количества времени на обработку каждого вида платежных документов (напр., работа, выполняемая за 5 минут, оценивается в 5 баллов). Себестоимость единицы платежных документов может быть определена путем умножения средней стоимости стандартной меры на ее количественный вес. При анализе издержек используются две основные методики: расчет реальных издержек (средняя величина) и стандартный расчет. При подсчете реальных издержек средний показатель определяется путем деления общих издержек на соответствующий объем. Предполагаемые общие издержки в бюджетный период --------------------------------------------------- = Издержки на единицу Общий объем При оценке предполагаемых общих издержек анализируются переменные и фиксированные издержки. Величина переменных издержек (напр., процентные расходы) меняется пропорционально изменению уровня активности; величина фиксированных издержек (обычно это заработная плата служащим, амортизационные отчисления, расходы по страхованию, арендная плата) остается постоянным в пределах определенного объема работ. Переменные издержки на единицу услуг держатся на определенном среднем уровне, а фиксированные изменяются при изменении объема (падают при росте объема и растут при уменьшении объема). Возникновение переменных издержек связано с деятельностью банка. При ее отсутствии исчезают и переменные издержки. При стандартном расчете издержек используются базовые ориентиры для определения стандартного уровня издержек. Стандартные издержки используются как эталон. Определение издержек по критерию стандартности опирается на глубокое исследование результатов деятельности. Программа банковского исследования для выработки стандартов направлена на совершенствование кадровой работы и снижение издержек. Рабочий день служащего дробится на отрезки времени (сегменты). Можно идентифицировать время, необходимое на выполнение определенной задачи. Сумма временных сегментов, связанных с определенными задачами, составляет объем работы для подсчета издержек. Такие сведения затем используются для определения стоимости продуктов и услуг. По данным обзора учета издержек в крупных банках и ссудосберегательных ассоциациях в 1989 г. приоритетность целей учета была следующей: 1. Разработка продукта и определение цен. 2. Снижение затрат. 3. Оценка результатов деятельности. 4. Сопоставление с издержками др. банков. Рассмотренные выше общие основы имеют универсальное значение. Тем не менее системы учета затрат и калькуляции себестоимости в банках значительно отличаются друг от друга в зависимости от решаемых ими конкретных задач. Основным вопросом при разработке каждой системы является определение степени глубины анализа издержек. Для достижения этой цели используется помощь профессиональных банковских аналитиков, банков-корреспондентов и банковских ассоциаций, к-рые обеспечивают и кадровое пополнение штата бухгалтеров и аналитиков банка. Определив издержки по департаментам, счетам или платежным документам, банк сможет принять меры по их корректировке. В отношении счетов клиентов это может быть, напр., уменьшение выплачиваемых процентов, увеличение неснижаемого остатка, сокращение объема операций и, наконец, платы за услуги, что является необходимыми шагами при приведении издержек по обслуживанию счета в соответствии с доходами от этого вида деятельности. См. ЗАТРАТЫ; ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ИНТЕНСИФИКАЦИОННАЯ КАЛЬКУЛЯЦИЯ ИЗДЕРЖЕК; ЦЕНЫ ТРАНСФЕРТНЫЕ; ЭККАУНТИНГ. БИБЛИОГРАФИЯ: CHEATHAM, C. B. Cost Management for Profit Centers. Institute for Business Planning, 1981. COLE, L. P. Cost Analysis and Control in Banks. Bankers Publishing Company, Rolling Meadows, IL, 1985. MOTLEY, L. B. Pricing Deposit Services. Bankers Publishing Company, Rolling Meadows, IL, 1983. National Association of Accountants, New York, NY: Accounting for Costs of Capacity. Analysis of NonManufacturing Costs for Managerial Decision. Applications of Direct Costing. Costing Joint Products. Direct Costing. Separating and Using Costs as Fixed and Variable.
Начало
|