|
КАЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ УЧЕТНОЙ ИНФОРМАЦИИ QUALITATIVE CHARACTERISTICS OF ACCOUNTING INFORMATION Ценность или состав учетной информации, делающие ее полезной. В заявлении Совета по стандартам фин. отчетности о принципах фин. отчетности № 2 `Качественные характеристики учетной информации` приводится обсуждение качественных характеристик, делающих учетную информацию полезной. Ключевые понятия приводятся ниже. Предлагаемая схема дает представление о том, что называется иерархией ценностей учетной информации
Определения: Качественные характеристики учетной информации Доступность (Understandability). Качество информации, дающее возможность пользователям понять ее значение. Истинность отображения (Representational faithfulness). Соответствие между показателем или описанием и реальным явлением, к-рое оно стремится отразить (иногда называют достоверностью). Консерватизм (Conservatism). Осторожная и благоразумная реакция на неопределенность с целью гарантировать адекватность оценки неопределенности и рисков, присущих данной предпринимательской деятельности. Надежность (Reliability). Качество информации, обеспечивающее уверенность в разумности ее допущений в отношении ошибок и тенденциозности, а также истинности намерений представить все в неискаженном виде. Нейтральность (Neutrality). Отсутствие в ответной информации пристрастности, направленной на достижение заранее определенного результата или побуждение избрать определенный способ поведения. Полнота (Completeness). Включение в отчетную информацию любого материала, к-рый необходим для истинного отражения данного явления. Последовательность (Consistency). Соответствие из периода в период неизменяемой политике и правилам. Предсказуемость (Predictive value). Качество информации, позволяющее пользователям увеличить вероятность точности предсказания результата событий в прошлом или настоящем. Проверяемость (Verifiability). Способность через проверку согласованности показателей убедиться, что информация отражает то, что она намерена отразить, или что избранный метод оценки использован без ошибок и предвзятости. Своевременность (Timeliness). Получение необходимой для принятия решений информации до того, как она потеряет свою способность влиять на них. Сравнимость (Comparability). Качество информации, дающее пользователям возможность выявить сходства или различия между двумя рядами экон. явлений. Существенность (Materiality). Степень важности разного рода опущений или погрешностей учетной информации, к-рая с учетом окружающей среды делает возможным влияние этих опущений или погрешностей на выводы и суждения полагающихся на эту информацию лиц. Тенденциозность (Bias). Тенденциозность в измерениях представляет собой тенденцию показателя систематически отклоняться в одну сторону больше, чем в др., вместо того, чтобы равномерно колебаться в обе стороны в отношении показателей учета и отчетности означает устойчивую тенденцию к завышенным или заниженным величинам. Уместность (Relevance). Способность информации повлиять на принятие решения или его изменение, способствуя нахождению пользователем верной формы прогнозирования результатов событий в прошлом, настоящем и будущем или же подтвердить или скорректировать прежние ожидания. Ценность обратной связи (Feedback value). Качество информации, позволяющее пользователям подтверждать или корректировать прежние предположения. Источник: FASB, Accounting Standards: Statement of Financial Accounting Concepts 1-6. McGraw-Hill Book Company, New York, N.Y., 1986. Иерархический порядок используется для демонстрации определенных связей между качественными характеристиками. Он показывает наиболее важную информацию с точки зрения принятия решений. Наиболее существенными следует назвать уместность и надежность учетной информации. Если эти два качества отсутствуют, то информация не может быть полезной. Чтобы быть уместной, она должна быть своевременной, а также иметь предсказуемость и обладать ценностью обратной связи. Чтобы быть надежной, информация должна обладать истинностью отображения, а также быть проверяемой и нейтральной. Сравнимость, включая последовательность, является вторичным качеством, взаимодействующим с уместностью и надежностью, и также вносит вклад в повышение общего уровня полезности информации. На схеме показаны два ограничения: `выгоды должны превышать издержки` и `существенность`. Для того, чтобы информация была полезной и стоила расходов на ее получение, выгоды, ею приносимые, должны перекрывать связанные с ней издержки. Все вышеописанные качества подчиняются требованию порога существенности. Существенность означает, повлияет ли допущенная степень опущения деталей или возможных погрешностей в учетной информации на суждения благоразумного пользователя, полагающегося на эту информацию. Информация, представленная в фин. отчетности, должна быть доступной тем, кто разбирается в экон. и предпринимательской деятельности и желает достаточно внимательно изучить эту информацию. Иерархия качественных характеристик вовсе не означает их ранжирования. Если информация должна быть полезной, все эти характеристики должны присутствовать хотя бы в минимальной степени. При определенных обстоятельствах в отдельные моменты возможен конфликт между качествами информации (в этом случае часто необходим или приемлем компромисс между ними). Напр., весьма уместная информация окажется трудной для понимания, или легко воспринимаемая информация может оказаться не вполне уместной. БИБЛИОГРАФИЯ: SFAC № 2, Qualitative Characteristics of Accounting Information (FASB, 1981).
Начало
|