ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

 

Демонстрационная версия

БАНКОВСКОГО ДЕЛА И ФИНАНСОВ
                                   Encyclopedia of Banking & Finance       Charles J. Woelfel          Tenth edition

aбвгд
ежзик
лмноп
рстуф
хцчшщ
эюя
abcde
fghij
klmno
pqrst
uvwxy
z
> Заказ книги
КАРТЕЛЬ
CARTEL
Соглашение между независимыми принадлежащими разным владельцам компаниями какой-либо отрасли производства или торговли, заключаемое с целью договора между собой по некоторым аспектам конкуренции. Картельные соглашения обычно используются для установления цен, рационализации производства и поддержания т. о. цен на перенасыщенном вследствие избыточного производства товаров рынке, а также для раздела рынка сбыта. Во многих регионах мира К. использовались для содействия экспорту. Картельное соглашение может быть обязательным для компаний-членов с применением штрафов за нарушения
В США К. запрещены законом, по крайней мере по вопросам ценообразования, на том основании, что они не способствуют эффективности рынка. Слово `cartel` - англизированная форма немецкого термина `kartell`, к-рый близок, если не идентичен, по значению амер. `industrial combination` (промышленное монополистическое объединение) или `trust` (траст). До первой мировой войны создание К. в Германии шло высокими темпами. Несмотря на обстановку, сложившуюся в этой стране, созданию картельных объединений в Германии способствовало законодательство. Цель поддержки германского картельного движения заключалась в увеличении экспорта. Развивая дешевое и эффективное массовое производство готовой продукции, К. часто могли продавать ее дешевле, чем их ин. конкуренты.
Хотя К. был довольно хорошо известным экон. явлением в Европе и до первой мировой войны, но, возобновив свою деятельность с новым размахом в послевоенные годы, картельное движение, в сочетании с равной ему по значимости тенденцией к слиянию и объединению промышленных компаний, стало фактором огромной экон. важности. Американец склонен рассматривать европейский К. с точки зрения его возможного влияния на амер. торговлю. В глазах же европейца К. были прежде всего путем к восстановлению промышленности на континенте и только во вторую очередь - средством проникновения на внешние рынки, занятые другими.
Большой слабостью европейской промышленности было несоответствие между производственными возможностями и потреблением. В целом промышленность в Европе была хорошо оснащена отчасти благодаря стимулу, существовавшему в годы войны. Однако задавленное чрезмерными налогами и обнищавшее население не обеспечивало адекватного рынка. К. были продуктом массового производства, и его задачей было ограничение конкуренции. Сделать это он мог тремя способами: путем раздела рынков сбыта, установления цен на товары или фактического ограничения производства. Чтобы международный К. был эффективным, необходима высокая степень организации промышленного производства в странах, представленных в К. Поэтому в Европе наблюдалась ярко выраженная тенденция к росту крупных монополистических корпораций.
В основном это происходило в отраслях промышленности, связанных с произязанных с производством сырьевых материалов или использованием патентов на сырьевые материалы (химические продукты), т. е. с теми производствами, к-рые естественным образом вписывались в систему строгого контроля в рамках объединения компаний.
Большинство крупных корпораций Европы занимали ведущее положение в одной из этих двух областей, напр., компания Ферайнигте Штальверке (Vereinigte Stahlwerke) (объединение сталелитейных заводов) в Германии, занимавшая второе место в мире и контролировавшая 50% производства стали в Германии; И. Г. Фирбениндустри (I. G. Farbenindustrie), одна из крупнейших корпораций мира, выпускавшая широкий ассортимент продукции, главным образом химической; Кортаулдз Инк. (Courtaulds, Inc.) в Великобритании в производстве вискозы; Империал Кемикалз Лтд. (Imperial Chemicals Ltd.); Алюминьо Франсэз (Aluminum Francaise) во Франции. Мировое производство алюминия почти полностью контролировалось одной амер. компанией, одной британской, одной французской и одним германским гос. предприятием. Эти примеры свидетельствуют, что в подобных отраслях промышленности господствуют одна-две компании, контролирующие соответствующее производство в своей стране.
Наличие таких организаций в отдельных странах стало базой для заключения картельных соглашений между целыми отраслями промышленности разных стран. По существующим оценкам, к началу второй мировой войны более 200 международных К. контролировали свыше 30% международной торговли, в частности каучуком, оловом, сталью, химическими продуктами и хинином.
Большинство из этих К. были связаны с производством какого-то сырьевого материала, как, напр., стали или химического продукта, на к-рый требовался патент, как, напр., линолеум и вискоза. Германия была членом практически каждого из этих картельных объединений, в то время как США входили лишь в отдельные К., преследуя, очевидно, главным образом одну цель - развитие внешней торговли.
Доминирующее положение Германии в картельном движении соответствовало огромному превосходству, к-рое эта страна имела на Европейском континенте в области промышленного развития, а также было связано с упомянутой тенденцией к слиянию промышленных предприятий. Ни в одной стране мира промышленность не была так высоко организована и не контролировалась так строго, как в Германии. Франция, Бельгия и Швейцария следовали примеру Германии, хотя им и не хватало такой же высокой степени организации промышленного производства. Великобритания также была участницей картельных соглашений континентальной Европы.
ОРГАНИЗАЦИЯ СТРАН - ЭКСПОРТЕРОВ НЕФТИ (ОПЕК) является ярким примером современного К. Многие страны - крупные экспортеры нефти участвуют в ОПЕК. К. пытается установить единую мировую цену на экспортируемую нефть, к-рая поддерживалась бы посредством экспортных квот, определяемых для его членов.
Интересно также отметить:
1. Закон о К., принятый в Западной Германии в 1957 г., в соответствии с к-рым было создано Управление по К. (Cartel Authority), обязанностью к-рого было лицензировать К. и осуществлять над ними контроль в целях предупреждения возможных злоупотреблений; в Федеральном картельном управлении был создан Картельный регистр для регистрации всех К., за исключением получивших лицензию в качестве `чисто экспортных картелей`; были отменены ранее существовавшие законы о К., включая Указ о контроле над ценами от 23 ноября 1940 г. и законы о декартелизации, изданные оккупационными властями. Для концепции, лежащей в основе закона, характерно, что федеральный министр экономики, независимо от Управления по К., может разрешить создание любого К., если интересы всеобщего благосостояния, в силу чрезвычайной необходимости, потребуют ограничения конкуренции.
2. Английские антитрестовские законы (Закон о монополиях и ограничительной их деятельности (обследование и контроль) 1948 г., исправленный в 1956 г., и Закон об ограничениях в торговле 1956 г.), в соответствии с к-рыми была создана Комиссия по монополиям, наделенная полномочием проводить по заданию Министерства торговли расследование и давать рекомендации по законодательству, а также суд по рассмотрению ограничительной деятельности, в к-ром, в соответствии с приоритетами, установленными Министерством торговли, регистратор ограничительных торговых соглашений может возбудить дело по зарегистрированным торговым соглашениям.
См. ОРГАНИЗАЦИЯ СТРАН - ЭКСПОРТЕРОВ НЕФТИ.
БИБЛИОГРАФИЯ:
EVANS, M. Trusts. Butterworth Legal Publishers, Butterworth, WA, 1989.
HOBSON, J. A. Cartels, Trusts & the Economic Power of Bankers. Institute for Economics and Financial Research, Albuquerque, NM, 1985.

Начало

 


Copyright © Fedoroff Corp.