ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

 

Демонстрационная версия

БАНКОВСКОГО ДЕЛА И ФИНАНСОВ
                                   Encyclopedia of Banking & Finance       Charles J. Woelfel          Tenth edition

aбвгд
ежзик
лмноп
рстуф
хцчшщ
эюя
abcde
fghij
klmno
pqrst
uvwxy
z
> Заказ книги
КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО
PUBLIC UTILITY INDUSTRY
Основной характеристикой, отличающей К.х. от др. промышленных и коммерческих фирм, является то, что служба коммунальных услуг монопольно обслуживает свою территорию. Такая привилегия обычно предоставляется в связи с крупными капитальными вложениями, необходимыми для оказания соответствующих услуг. К.х. жестко регулируется федеральными и штатными властями для обеспечения добросовестных взаимоотношений между коммунальной сферой и обслуживаемым ею населением. Следующие федеральные агентства уполномочены регулировать сферу К.х.
Федеральная комиссия по регулированию энергетики (ФКРЭ) - электричество, газ, нефть. До 1977 г. этим регулированием занималась Федеральная энергетическая комиссия. ФКРЭ является независимым ведомством в Департаменте энергетики.
Комиссия по атомной энергии (КАЭ) - ядерное топливо.
Федеральная комиссия по связи (ФКС) - телефонные сети.
Комиссия по ценным бумагам и биржам (КЦББ) - холдинговые компании в К.х. и все коммунальные службы, находящиеся в гос. собственности.
Штаты создали комиссии по коммунальным услугам для регулирования этой деятельности на своей территории. Как правило, регулирующие органы имеют право: 1) определять зоны деятельности; 2) фиксировать тарифы на коммунальные услуги; 3) устанавливать политику в области бухучета и отчетности и вводить унифицированный план счетов; 4) разрабатывать правила, соответствующие пункту 3); 5) рассматривать жалобы пользователей; 6) предписывать методы эксплуатации коммунальных систем. Нац. ассоциация представителей регулирующих ведомств по коммунальным услугам издает рекомендации в области регулирования.
В процессе формирования тарифов составляется ряд тарифных схем, согласно к-рым поставщики коммунальных услуг могут взимать различную плату в зависимости от категории с потребителей: промышленности, коммерческих фирм и населения. Внутри каждой категории обычно устанавливаются дополнительные группы в зависимости от объема потребляемых услуг, времени или частоты обслуживания. Тарифы обычно разрабатываются с таким расчетом, чтобы гарантировать компаниям коммунальных услуг компенсацию издержек, связанных с текущей деятельностью, замену и усовершенствование оборудования, выплачивать проценты по кредитам и обеспечивать разумную прибыль инвесторам.
Крупнейшим сектором К.х. являются компании электроснабжения. С начала века производство электроэнергии удваивалось каждые десять лет. В 1980 г. мощность электроэнергетики выросла до значений, превышающих 600 тыс. мВт; по существующим прогнозам она превзойдет уровень 800 тыс. мВт еще до 2000 г.
Сначала электричество использовалось для освещения, однако деятельность компаний, поставляющих электроэнергию для др. объектов, включая электроприборы, кондиционеры, а также промышленное и коммерческое оборудование, оказалась настолько успешной, чтко успешной, что ночное потребление электроэнергии теперь ниже дневного, а летний уровень потребления различных коммунальных услуг является самым высоким в году.
Первой электрической компанией, внедрившей лампы накаливания, была Компания электрического освещения Эдисона в Нью-Йорке, образованная в 1880 г. и начавшая коммерческое обслуживание населения в 1882 г. с энергетической нагрузкой порядка 10 кВт и 85 клиентами. Эта компания была предшественницей настоящей мощной электроиндустрии. С первоначальным развитием отрасли оказалась связанной не только эдисоновская лампа накаливания, но также вся система выработки электроэнергии, распределительных линий, счетчиков и др. оборудования. На протяжении последующих двух поколений электричество почти полностью заменило газ в осветительных приборах в домах и на улице. Газ после некоторого подготовительного периода вновь появился в домах как ценное топливо для обогрева и приготовления пищи, а также в виде природного газа или различных его смесей в промышленном производстве (см. ГАЗ).
Вначале история фин. экспансии первых компаний Эдисона в стране протекала примерно одинаково, при этом первоначальный капитал предоставляли местные жители путем подписки на акции. Рост этого бизнеса был столь бурным, что вскоре потребовалось дополнительное финансирование, и фин. проблемы отрасли сохраняются по сей день. Первоначальный капитал Нью-Йоркской компании в 1 млн дол. пришлось за пять лет увеличить на 150%, и к 1887 г. он составил уже 25 млн дол., а затем удвоился к 1890 г.
Следующей важной фазой развития отрасли было объединение малых компаний в более крупные эксплуатационные компании. Напр., в августе 1892 г. компания электрического освещения Бруша, а также компания электроосвещения и энергии Томсона Хьюстона в Буффало объединились, образовав Генеральную электрическую компанию Буффало, обслуживающую весь город Буффало. В 1907 г. Чикагская компания Эдисона и Электрическая компания штата объединились, образовав Эдисоновскую компанию штата. В мае 1901 г. в Нью-Йорке Эдисоновская компания электрического освещения объединилась с Нью-Йоркской компанией газового и электрического освещения и теплового и энергетического снабжения, образовав Нью-Йоркскую Эдисоновскую компанию, в свою очередь ставшую предшественницей Объединенной Эдисоновской компании.
Во второй половине 20-х гг. холдинговые компании в основном использовались как механизм для приобретения долей участия в действующих компаниях как К.х., так и некоммунальной сферы, породив большое число разнородных систем, часто разбросанных по территории всей страны. Великая депрессия начала 30-х гг. вскрыла структурную слабость таких систем: сверхкапитализированных, перенасыщенных холдинговыми компаниями, с чрезмерной долей заемных средств, способствующих злоупотреблениям со стороны холдинговых компаний по отношению к эксплуатационным компаниям, страдавших от высоких постоянных издержек и снижения доходности. Последующее принятие ЗАКОНА О ХОЛДИНГОВЫХ КОМПАНИЯХ В КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ 1935 г., принудительное физическое объединение имущества и упрощение структуры холдинговых компаний привели к резкой реорганизации отрасли под надзором КЦББ. С 15 июня 1958 г. по 30 июня 1959 г. 2064 холдинговых или смешанных эксплуатационно-холдинговых компаний, согласно этому закону, были либо освобождены от контроля со стороны регулирующих органов, либо прекратили свое существование как отдельные корпорации в соответствии с реорганизациями, одобренными либо инициированными КЦББ после соответствующего уведомления и слушаний. Несмотря на жесткость мер, принимаемых в ходе перестройки, она бесспорно укрепила отрасль, обеспечив ее дальнейший рост.
Состояние регулирования. Отчет начальника Главного контрольно-фин. управления США (Электроэнергия: современные вопросы и роль федеральной администрации в надзоре и регулировании) точно отразил изменения в электроэнергетике на протяжении 60-х и 70-х гг.
С момента возникновения и до 60-х гг. отрасль непрерывно развивалась, отвечая растущим запросам рынка и возрастающим потребностям в электроэнергии. Рост производства электроэнергии в целом соответствовал темпам общего экон. роста. За немногими исключениями, спрос на электроэнергию рос каждый год и удваивался примерно каждые 10 лет. Сооружение меньшего числа более мощных электростанций привело к созданию высокоцентрализованных энергосистем, снижению стоимости производства единицы электроэнергии и тарифов для потребителей. На протяжении этого периода развития отрасль характеризовалась непрерывным ростом продаж и производства электроэнергии, ориентацией планов построения электростанций на стоимостные издержки, неограниченными поставками топлива и слабой озабоченностью общественности степенью воздействия новых производственных мощностей на природу и общество.
Регулирование, касающееся приемлемости тарифов на электроэнергию, воздействия на окружающую среду и др. факторов, оказывало весьма умеренное влияние на рост отрасли. В течение многих лет рост производительности с избытком оправдывал издержки на расширение производства, поэтому у отрасли имелась возможность повышать качество обслуживания при стабильных или снижающихся тарифах, что вело к минимизации конфликтов с регулирующими органами и потребителями. Процесс регулирования по отношению к электроэнергии был относительно простым и результаты обсуждения тарифов или планов расширения производства электроэнергии были в значительной степени предсказуемыми. Случаи противодействия политике и планам электрических компаний были редки.
К несчастью, для поставщиков электроэнергии и ее потребителей эти условия резко изменились. В конце шестидесятых и на протяжении 70-х гг. ряд произошедших перемен поколебали стабильность работы коммунальных компаний. Изменение общественных интересов и реакции общественности на перебои в снабжении электроэнергией привлекли общенациональное внимание к проблемам электроэнергетики. Надежность обслуживания стала предметом общенационального обсуждения так же, как и воздействие производства и передачи электроэнергии на окружающую среду.
Нефтяное эмбарго 1973 г. и последующий рост цен вместе с быстрорастущими затратами на строительство электростанций и увеличением его сроков, а также возросшая озабоченность воздействием на окружающую среду больших электростанций резко изменили сложившийся облик отрасли. Розничные тарифы на электроэнергию удвоились на протяжении 1973-1979 гг. Возросшие потребительские цены, экон. спады и возникновение консервативных тенденций в обществе замедлили рост спроса на электричество.
Внутренняя продажа электроэнергии с 1973 г. возрастала приблизительно на 3% в год по сравнению с 8% в год за период с 1950 до 1970 гг. Неожиданное снижение роста спроса привело к возникновению у некоторых электрических компаний избытка электропроизводящих мощностей и противодействию со стороны общественности строительству новых станций. Некоторые компании сталкивались с аналогичными проблемами и на протяжении 80-х гг., когда должны были вступить в строй новые электростанции.
70-е гг. характеризовались также значительными изменениями в обстановке, связанной с регулированием. Чиновники федерального уровня и уровня штатов стали более активными в представлении общественных интересов в управляющих органах электрических компаний. К этому времени перестала быть очевидной необходимость строить новые электростанции для удовлетворения будущего роста спроса на электроэнергию, как это следовало из прогнозов этих компаний.
Представители регулирующих органов в некоторых случаях стали внимательно анализировать прогнозы электрокомпаний и требовать доказательств того, что новые электростанции экономически оправданы, приемлемы с точки зрения общественности и их воздействия на окружающую среду и способны ослабить зависимость страны от импорта топлива.
Обеспокоенность неспособностью атомной энергии служить безопасным и экономичным источником электроэнергии росла на протяжении 10 лет. Однако аварийное происшествие в марте 1979 г. на атомной электростанции Тримайл-Айленд в Пенсильвании обострило понимание общественностью потенциальной опасности атомной энергии. Реакция рынка капиталов и появление новых требований по регулированию деятельности отрасли, отражающих эту озабоченность, безусловно, стимулируют повышение цен и могут привести к новым тяжелым временам для ядерных электростанций.
Вследствие этих и др. перемен в последнее время отношение общественности к К.х. неожиданно изменилось от преимущественно дружественного к скептическому, преодоление к-рого представители этой отрасли называют главной ее проблемой.
Требования к капиталу. Производство электроэнергии является в США наиболее капиталоемким. Требования к капиталу, по всей видимости, в будущем возрастут, поскольку рост строительных затрат ведет к существенному росту цен для новых установок. Следует ожидать и изменения требований к проектированию.
См. ОБЛИГАЦИИ КОМПАНИИ ВОДОСНАБЖЕНИЯ; ЦЕННЫЕ БУМАГИ ИНДУСТРИИ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ.
БИБЛИОГРАФИЯ:
CHAMBLISS, L. `Utilities`. Financial World, December 27, 1988.
CUDAHY, R. D. `Return on Investment and Fairness in Regulation`. Public Utilities Fortnightly, February 2, 1989.
Moody`s Public Utility Manual. Moody`s Investors Service, Inc., New York, NY. Annual.
PFEFFER, J. L. `Sharing Increased Value in Utility Acquisitions, Mergers, and Restructurings`. Public Utilities Fortnightly, December 8, 1988.
Public Utilities Fortnightly. Public Utilities Reports, Inc., Arlington, VA. Biweekly.
SMARTT, L. E. `An Accounting Survey Profiles an Industry.` Public Utilities Fortnightly. January 5, 1989.
UPDEGRAVE, W. L. `Total Return: the Two-Lane Approach to Wide Profits`. Money, December 1988.

Начало

 


Copyright © Fedoroff Corp.