ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

 

Демонстрационная версия

БАНКОВСКОГО ДЕЛА И ФИНАНСОВ
                                   Encyclopedia of Banking & Finance       Charles J. Woelfel          Tenth edition

aбвгд
ежзик
лмноп
рстуф
хцчшщ
эюя
abcde
fghij
klmno
pqrst
uvwxy
z
> Заказ книги
КОРПОРАЦИИ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ
ТНК
(MULTINATIONAL CORPORATIONS - MNC). Как правило, под этим названием фигурируют гигантские компании, занятые в производстве или торговле и являющиеся действительно транснациональными по размаху своей деятельности и, как утверждается, международными по своей политике и воззрениям в отличие от нац. компаний, к-рые в своих операциях ограничены определенными странами и ставят во главу угла нац. интересы и политику
Точка зрения Госдепартамента США заключается в том, что хотя отдельные аспекты поведения ТНК по отношению к развивающимся гос-вам и заслуживают критики, необходимо признать их положительный вклад в развитие международной торговли и инвестиций. Напротив, некоторые развивающиеся страны, по-видимому, полагают, что отношения между ТНК и гос-вами, где они действуют, носят антагонистический характер, причем экон. мощь первых противостоит якобы уступающему ей политическому суверенитету вторых. Некоторые развивающиеся гос-ва полагают необходимым изменить существующую систему т. о., чтобы усилить позиции, с к-рых они могли бы вести торг с ТНК, и увеличить их долю доходов от международных инвестиций.
Политика Соединенных Штатов. Как указывает Госдепартамент США, позиция этой страны в течение длительного времени заключается в том, что наиболее эффективное приложение ресурсов обеспечивается открытой международной экон. системой, свободной от вмешательства со стороны правительств. Поэтому принципиальный подход США к проблеме международных инвестиций предполагает, что правительство не поощряет импорт или экспорт капитала и не препятствует им: `Мы уважаем право каждой страны определять климат, создаваемый ею для ин. инвестиций в пределах своих границ, хотя либеральный и стабильный климат в этом отношении, несомненно, способствует перетеканию капиталов и технологий в международном масштабе`.
Более того, Госдепартамент в своих политических рекомендациях подчеркивает, что Соединенные Штаты выступают за разработку принципов поведения как для правительств, так и для ТНК. Это позволило бы подтвердить положительные формы, найденные правительствами и компаниями в их деятельности, помочь налаживанию взаимодействия между ними и ограничить одностороннее вмешательство гос-ва в проблемы инвестирования. Кроме того, удалось бы смягчить конфликты, возникающие в этой сфере между правительствами, и тем самым способствовать упрочению либерального климата для международных прямых инвестиций. Соединенные Штаты, как полагает Госдепартамент, могли бы поддержать основные принципы или Кодекс поведения для ТНК, к-рые носили бы добровольный характер, не были бы дискриминационными в отношении ТНК в пользу чисто нац. предпринимательства, равномерно распределяли бы ответственность между правительствами и ТНК, наконец, относились ко всем предприятиям независимо от того, являются ли они частными,и они частными, гос. или смешанными.
Международная деятельность. Многие международные организации уделяют внимание проблемам, связанным с деятельностью ТНК, но наиболее важная роль в этом отношении принадлежит Организации экон. сотрудничества и развития, Организации Объединенных Наций (ООН) и Международной организации труда.
Организация экон. сотрудничества и развития (ОЭСР) разработала основные принципы деятельности ТНК в качестве части более широкой проблемы подхода к вопросам инвестирования. В июне 1976 г. министры стран, входящих в ОЭСР, подписали Декларацию о международных инвестициях и транснациональных компаниях, включавшую в себя следующие элементы:
1. Подтверждение позиции стран - членов ОЭСР, заключающейся в том, что либеральный международный инвестиционный климат совпадает с их общими интересами.
2. Договоренность о том, что страны - члены ОЭСР будут практиковать равный подход к предприятиям, контролируемым ин. и нац. капиталом.
3. Решение осуществлять взаимное сотрудничество с целью избегать ситуаций, когда одни страны привлекали или отвергали бы те или иные ин. вложения в ущерб др. гос-вам.
4. Добровольное принятие некоторых принципов добропорядочного ведения деловых операций, к-рые министры коллективно рекомендовали ТНК, действующим на территории их стран.
5. Договоренность о взаимных консультациях по каждому из вышеперечисленных пунктов.
ОЭСР периодически официально рассматривает принципы поведения, рекомендованные ТНК, и др. пункты декларации с точки зрения внесения возможных изменений. Комитет ОЭСР по международным инвестициям и транснациональным корпорациям и Совет министров стран - членов этой организации в июне 1979 г. вновь обсудил и подтвердил указанные принципы.
В рамках ООН этими проблемами занимаются преимущественно Комиссия по транснациональным корпорациям и связанный с нею Центр по вопросам ТНК. Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) опубликовала 22 апреля 1980 г. совместно согласованные Справедливые принципы и правила контроля над ограничительной деловой практикой. Комиссия ЮНКТАД по транснациональным корпорациям через свою Рабочую межправительственную группу по кодексу поведения для ТНК провела серию переговоров, имевших целью претворить в жизнь предлагавшийся ею Кодекс для ТНК. Политика Соединенных Штатов состояла в том, что в этом кодексе недостаточно ясно обозначен его добровольный характер (как этого требуют принципы ОЭСР), в нем нет многих важных определений, а остальные не всегда достаточно четки, и отсутствует пункт о недопущении дискриминации при применении этого кодекса. Последнее соображение высказывалось, в частности, представителями социалистических гос-в, настаивавших на том, что кодекс должен распространяться и на предприятия, находящиеся в собственности или под контролем гос-ва.
Международная организация труда (МОТ), по мнению Госдепартамента США, достигла, подобно ОЭСР, значительного прогресса, что выразилось в `Тройственной декларации о принципах`, касающейся ТНК и социальной политики. Работа над декларацией была завершена в апреле 1977 г., и в том же месяце она была одобрена Трехсторонним консультативным комитетом, за чем последовало ее утверждение Административным советом МОТ в ноябре 1977 г. Декларация последовательно защищает право на объединение в союзы и право на равное обращение со стороны работодателей, а также включает в себя некоторые из принципов, провозглашенных ОЭСР. Вслед за этим США вступили в МОТ и впоследствии выступали за включение этой декларации в выработанный ООН кодекс с тем, чтобы она применялась в подходе к вопросам занятости и отношений на производстве.
Противозаконные выплаты. Проблема противозаконных выплат играет немалую роль в спорах по поводу деятельности ТНК. В Соединенных Штатах Закон о внешней коррупции 1977 г. ввел строгие юр. ограничения в отношении всех противозаконных платежей в связи с операциями в области международной торговли и инвестиций. По инициативе США Экон. и социальный совет ООН в августе 1976 г. создал группу экспертов для разработки соответствующего международного соглашения (Специальная рабочая межправительственная группа по проблеме злоупотреблений).
Декларация ОЭСР также содержала упоминание о взяточничестве `или др. недостойных способах прямого или косвенного извлечения выгоды лицами, занимающими гос. должности`, в связи с международной торговлей или инвестициями. Международная торговая палата, частная организация предпринимателей, 29 ноября 1979 г. также приняла документ `Вымогательство и взяточничество в деловых операциях`, предложив свои `Правила поведения в интересах борьбы против вымогательства и взяточничества`.
Резюме. Дебаты относительно роли и практической деятельности ТНК стали в последнее время значительно менее ожесточенными. Развивающиеся гос-ва, в т. ч. и новые индустриальные страны (НИС), сами создают ТНК, примерами к-рых могут служить фирмы, основанные ОПЕК (Organization Petroleum Exporting Countries - OPEC) в странах с низкими ставками налогообложения, а также в Аргентине, Бразилии, Колумбии, Гонконге, Индии, Республике Корея, Перу, на Филиппинах, в Сингапуре и на Тайване, с целью стимулирования экспорта и инвестирования капитала за рубежом. Т. о., хотя частные ТНК остаются весьма существенным фактором в мировой торговле и инвестициях, их восприятие в качестве так называемой угрозы суверенитету принимающих стран уступило место разумным ограничениям, а заодно стал более умеренным и фаворитизм в отношении нац. фирм.
После второй мировой войны масштабы деятельности ТНК существенно возросли, более совершенными стали ее методы и она приобрела новые формы. Теперь фирмы очень часто делают прямые инвестиции в полный производственный цикл в др. стране вместо того, чтобы приобретать там ресурсы или продавать готовые изделия. Многие компании стали корпорациями мирового масштаба, действуя одновременно в ряде стран и контролируя все фазы производства и сбыта - от добычи сырья и изготовления продукции до маркетинга и доставки товаров потребителям в любую точку света.
Эволюция функций ТНК значительно усилила взаимосвязь стран в экон. и политической областях. В большинстве случаев ТНК пользуются свободой в том, что касается поиска возможностей извлечения прибыли и размещения своих ресурсов за пределами гос. границ. Т. о., в их власти делать займы на рынке капиталов в одной стране для финансирования расширения своей деятельности в др. или перебрасывать продукцию и рабочую силу из одной дочерней компании в другую.
В погоне за прибылью, осуществляемой во всемирном масштабе, ТНК нередко выступают вразрез с целями тех гос-в, где они действуют. Иногда эти страны хотят, чтобы действующие на их территории ТНК производили здесь более значительную часть своей продукции, использовали больше местной рабочей силы и больше экспортировали. В то же время эти требования могут противоречить глобальной стратегии данной корпорации, направленной на получение наибольшей прибыли. В таких случаях возникает политическая напряженность, и нац. гос-ва порой устанавливают определенную степень контроля за деятельностью ТНК. И все же, несмотря на эти неизбежные осложнения, ТНК стали важной силой, способствующей глобальной экон. интеграции.
БИБЛИОГРАФИЯ:
BELKAOUI, A. International Accounting: Issues and Solutions, 1985.
BORNER, S. Internationalization of Business, 1986.
BUCKLEY, P. S. The Theory of the Multinational Enterprise, 1987.
EDGE, A. G. The Multinational Management Game, 1989.
GRAHAM, J. International Business Negotiations, 1988.

Начало

 


Copyright © Fedoroff Corp.