|
КОРПОРАЦИЯ ПО ЗАЩИТЕ ИНВЕСТОРОВ SECURITIES INVESTOR PROTECTION CORPORATION - SIPC Корпорация, получившая федеральную лицензию на основе принятого Конгрессом в декабре 1970 г. Закона о защите инвесторов. Созданная по образцу ФЕДЕРАЛЬНОЙ КОРПОРАЦИИ СТРАХОВАНИЯ ДЕПОЗИТОВ, к-рая занимается страхованием вкладов в банках, Корпорация по защите инвесторов (КЗИ) преследует цель защиты инвесторов в случае ликвидации брокерских фирм. Поправки к закону, принятые 10 октября 1980 г., повысили максимальную величину претензий клиента до 500 тыс. дол. на одно лицо, из к-рых не более 100 тыс. дол. могут составлять претензии на получение наличных денег, остальное - на ценные бумаги. Закон обеспечивает защиту кассовых остатков на счетах клиентов при условии, если деньги были размещены для покупки ценных бумаг. Следовательно, намерение клиента должно быть четко выражено. Одним из факторов, необходимых для определения этого намерения, является выплата процентов по счету. Счет, на к-ром деньги депонированы исключительно для получения процентов, а не для покупки ценных бумаг, не будет, следовательно, находиться под защитой КЗИ Однако никаких ограничений не предусмотрено в отношении доходов от ценных бумаг, к-рые зарегистрированы на имя клиента обанкротившейся брокерской фирмы. Нет также никаких ограничений и на пропорциональное распределение остатка денег и ценных бумаг клиентам обанкротившейся фирмы. Средства, требуемые для защиты инвесторов сверх той суммы, к-рая находится у обанкротившейся брокерско-дилерской фирмы, поступают от КЗИ из специального фонда, созданного для этих целей. Источник средств фонда КЗИ - взносы членов КЗИ и процентные доходы от инвестиций в гос. ценные бумаги. В случае необходимости КОМИССИЯ ПО ЦЕННЫМ БУМАГАМ И БИРЖАМ (КЦББ) может предоставить КЗИ кредит на сумму до 1 млрд дол., к-рая, в свою очередь, поступает от Казначейства США. С 1971 по 1977 гг. отчисления в фонд КЗИ составляли 0,5% валовой прибыли компании по ценным бумагам. К 1977 г., когда фонд достиг предписанной законом минимальной величины в 150 млн дол., отчисления стали сокращаться в течение первой половины 1978 г. и были отменены во второй половине 1978 г. С 1979 г. ежегодные отчисления каждого члена стали составлять 25 дол. К 31 декабря 1987 г. размер фонда (наличные и гос. ценные бумаги) повысился до 380 млн дол. Самая крупная сумма, перечисленная фондом для защиты инвесторов за это время, составила 35 млн дол. (1973 г.). Чистый объем средств, направленных на защиту инвесторов с момента создания КЗИ в 1970 г., составил 218 млн дол.; в то же время фонд в виде процентов получил 249 млн дол. По закону, все зарегистрированные брокерско-дилерские фирмы и члены фондовых бирж должны быть членами КЗИ. Исключение сделано лишь для тех фирм, на к-рые не распространяется закон, - занятые исключительно распространением акций, зарегистрированных открытых инвестиционных компанийионных компаний или юнит-трестов, продажей страховых полисов, предоставлением консультационных услуг зарегистрированным инвестиционным компаниям и страховым компаниям. По определению КЗИ, к таким фирмам относятся и те, к-рые осуществляют основную часть операций за пределами США. Саморегулируемые организации - биржи и Нац. ассоциация фондовых дилеров (НАСД), а также КЦББ предоставляют информацию КЗИ о брокерско-дилерских фирмах, испытывающих фин. трудности. Если КЗИ определит, что интересы клиентов фирмы-члена требуют защиты, она начинает предусмотренные законом действия. Они включают обращение КЗИ в федеральный окружной суд для назначения попечителя, в функции к-рого входит ликвидация фирмы, хотя в некоторых случаях КЗИ может непосредственно покрыть убытки клиентам. Более крупные брокерские фирмы благодаря повышению качества работы саморегулируемых организаций, повышению требований к минимальной величине капитала и более жестких требований к допуску на рынок ценных бумаг смогли преодолеть превратности рынка. Тем не менее в результате прекращения бума спекулятивных новых эмиссий число банкротств компаний по ценным бумагам возросло в начале 1982 г. Хотя обанкротились относительно небольшие фирмы, выплаты конкурсным управляющим - попечителям из фонда КЗИ - привели к его сокращению с 215,7 млн дол. в середине 1981 г. до 160 млн дол. в марте 1982 г. Вследствие этого КЗИ получила разрешение КЦББ увеличить страховые взносы членов до 0,25% объема валовой прибыли от операций с ценными бумагами, что означало значительное увеличение по сравнению с существовавшей прежде ставкой в 25 дол. в год. Отчисления по новой ставке начались в мае 1983 г. и продолжались до апреля 1986 г., когда ставка страхового взноса была установлена в размере 100 дол. в год на одного члена КЗИ. 1 апреля 1986 г. КЗИ также подписала соглашение с консорциумом банков об открытии кредитной линии на сумму 500 млн дол. Это соглашение действовало до 31 марта 1989 г. Организация. Политика КЗИ определяется и проводится в жизнь правлением в составе 7 директоров. Пять директоров назначаются президентом США с одобрения Сената. Три из пяти директоров являются представителями индустрии ценных бумаг, два - населения. Один директор назначается Секретарем Казначейства и один - Советом управляющих ФРС из числа руководителей или сотрудников этих организаций. Председатель, являющийся одновременно исполнительным директором КЗИ, а также его заместитель, назначаются президентом из числа директоров, представляющих население. Штаб-квартира КЗИ расположена в Вашингтоне по адресу: Блок 800, 15-я ул., 805, С.-З., Вашингтон, 20005. Здесь можно получить копии брошюры `How SIPC Protects You` (`Как вас защищает КЗИ`). Ситуация, существовавшая до появления КЗИ. До того как КЗИ взяла на себя обязанности по защите инвесторов клиентов компаний по ценным бумагам, более 160 фирм - членов НЬЮ-ЙОРКСКОЙ ФОНДОВОЙ БИРЖИ (НЙФБ), и точно неизвестное, но определенно большее число фирм, не являвшихся членами НЙФБ, прекратили свое существование. Большая часть фирм НЙФБ либо слилась, либо была поглощена др. компаниями НЙФБ, зачастую при помощи самой биржи. Примерно 80 фирм самораспустились, прекратили деятельность или самоликвидировались без ущерба и неудобств для клиентов. В большинстве др. случаев слияния и поглощения также прошли `без серьезных неудобств для клиентов`. Внимание публики, однако, привлекли дела 17 фирм, попавших в серьезные неприятности. Главным инструментом фин. помощи клиентам фирм-членов, вынужденных ликвидироваться, был специальный доверительный фонд, созданный биржей в 1965 г. Специальный доверительный фонд достиг первоначально запланированной величины в 10 млн дол. (плюс 15-миллионная кредитная линия `стэнд-бай`) в 1965 г. К концу 1969 г. фонд был увеличен на 5 млн дол. с одновременным уменьшением кредитной линии `стэнд-бай` до 10 млн дол. В июне 1970 г. фонд был увеличен до 55 млн дол., чтобы оказать помощь фирмам, ликвидируемым по требованию биржи. Когда в декабре 1970 г. Конгресс принял Закон о защите инвесторов, НЙФБ объявила о прекращении своей программы помощи клиентам с упразднением доверительного фонда. Биржа при этом обязалась выполнить обязательства перед фирмами, находившимися в то время в процессе ликвидации.
Начало
|