|
|
|
ПЕРЕУЧЕТ REDISCOUNT Вторичный учет (продажа) коммерческих бумаг (простых и переводных векселей, акцептов) одним банком в др. банке или в федеральном резервном банке (для банков - членов ФРС); П. называются вторично учтенные ценные бумаги. С появлением ФЕДЕРАЛЬНОЙ РЕЗЕРВНОЙ СИСТЕМЫ этот термин применяется почти исключительно в отношении коммерческих бумаг, переучтенных банками - членами ФРС в федеральных резервных банках. Но если рассматривать вопрос по существу, то любой вексель является П., как только передается индоссантом индоссату Понятие `учетная ставка` получило распространение применительно главным образом к ставкам по ссудам, выдаваемым окружными федеральными резервными банками банкам-членам (и вообще депозитным учреждением, как это предусмотрено ЗАКОНОМ О ДЕРЕГУЛИРОВАНИИ ДЕПОЗИТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОМ КОНТРОЛЕ 1980 г.). Резервные банки могут кредитовать депозитные учреждения, выдавая ссуды под обеспечение приемлемым залогом и переучитывая отдельные виды векселей и акцептов. Но обычно предоставляемый ФРС кредит имеет форму ссуды. П. являлся обычной банковской практикой и до создания ФРС. Банки, исчерпав свои кредитные ресурсы или испытывая недостаток необходимых резервных фондов, прибегали к П. как к средству получения дополнительных ден. средств. В связи с этим подобная операция часто рассматривалась как свидетельство слабости позиций банка-заемщика. Тем не менее, с точки зрения Закона о ФРС, П. вовсе не является чем-то нежелательным и рассматривается как часть нормальной банковской деятельности. На полномочия федеральных резервных банков по предоставлению кредитов указывается в пунктах 10(а), 10(b), 13, 13(a) и 19 Закона о ФРС и пункте 7(b) Закона о международной банковской деятельности 1978 г., где говорится о выдаче кредитов федеральными резервными банками депозитным учреждениям и др. заемщикам. Правило А Совета управляющих ФРС устанавливает порядок предоставления кредитов депозитным учреждениям и др. заемщикам федеральными резервными банками. Как указывается Советом управляющих ФРС в своем Служебном описании регулирующей деятельности ФРС, предоставление кредитов депозитным учреждениям является основной функцией федеральных резервных банков. Хотя первейшим средством воздействия на предложение ден. средств являются операции на открытом рынке, кредитная функция федеральных резервных банков позволяет эффективно распорядиться ден. ресурсами в виде обязательных резервов для удовлетворения потребностей отдельных депозитных учреждений в получении кредита. Кредитная функция ФРС, как отмечает Совет управляющих, должна осуществляться с учетом основных целей ден.-кредитной политики и необходимости поддержания надежности и устойчивости фин. системы. Достижению этих основных целей способствуют влияние на общий объем и стоимость выдаваемых ссуд, оказываемое в, оказываемое в результате операций, изменяющих объемы обязательных резервов депозитных учреждений, и издержки, связанные с их использованием. Заимствование со стороны отдельных депозитных учреждений по ставке, регулируемой периодически в соответствии с состоянием экономики и ден. рынка, оказывает непосредственное влияние на их остатки на счетах обязательных резервов и, соответственно, на их способность удовлетворять кредитные заявки клиентов. Тем не менее, как заключает Совет управляющих, эффект от получения этих кредитов не ограничивается рамками этих учреждений и их окружения, а оказывает существенное влияние на общую ситуацию в ден.-кредитной сфере. Порядок предоставления и условия кредитования описаны Советом управляющих ФРС следующим образом (пункт 201.3 Правила А): 1. Краткосрочный кредит поддержки. Это кредит ФРС, предоставляемый депозитному учреждению на короткий срок на условиях, определяемых необходимостью оказания в допустимых пределах помощи этому учреждению в удовлетворении временных потребностей в ден. средствах или для смягчения последствий устойчивого оттока средств вплоть до принятия мер по приведению в порядок активов и пассивов депозитного учреждения. Такой кредит обычно предоставляется только после того, как были исчерпаны все иные доступные источники получения ден. средств, включая ссуды от специализированных отраслевых кредиторов, таких, как федеральные банки по кредитованию жилищного строительства, Центральная система обеспечения ликвидности Нац. управления кредитных союзов и корпоративные центральные кредитные союзы. При наличии определенных обстоятельств может быть установлена надбавка сверх базовой процентной ставки, обычно устанавливаемой федеральными резервными банками. 2. Дополнительный кредит. а. Сезонный кредит. Это кредит ФРС, предоставляемый на периоды, превышающие разрешенный срок кредитования при выдаче кредитов поддержки для оказания помощи недостаточно крупным депозитным учреждениям в получении необходимых ден. средств в случае наступления заранее ожидаемого изменения структуры их депозитов и ссуд. Сезонный кредит предоставляется только в случае, если подобная помощь не предоставляется др. специализированными кредиторами. Сезонный кредит, как правило, должен быть ограничен суммой, на к-рую сезонные потребности депозитного учреждения превосходят определенную процентную долю, устанавливаемую Советом управляющих, от средней величины общей суммы депозитов данного учреждения в предшествующем календарном году. Такой кредит может быть предоставлен в случае, если федеральному резервному банку достоверно известно, что находящаяся в установленных пределах потребность депозитного учреждения в ден. средствах является сезонной и сохраняется на протяжении по меньшей мере четырех недель. Потребность депозитного учреждения в кредите также подлежит рассмотрению, если это учреждение испытывает необычную для него сезонную нехватку средств в связи с недостаточным уровнем ликвидности. В силу сложившейся практики депозитное учреждение должно заранее обратиться за сезонным кредитом на весь период потребности в нем. При некоторых обстоятельствах может быть установлена дополнительная надбавка свыше обычно устанавливаемой базовой процентной ставки федерального резервного банка. б. Другие дополнительные кредиты. Кредит ФРС может быть предоставлен депозитному учреждению в соответствии с договором о выдаче продленного кредита в случае, если соответствующие средства не были ему предоставлены из др. источников, включая специализированных отраслевых кредиторов. Такой кредит предоставляется лишь при наличии исключительных обстоятельств или особой практики только отдельным видам депозитных учреждений. К исключительным обстоятельствам относятся ситуации, при к-рых какое-либо депозитное учреждение испытывает фин. затруднения, возникшие в связи с особыми обстоятельствами или характером практической деятельности, существенно повлиявшими на это учреждение, - сюда включаются устойчивый отток депозитов, затруднение доступа на ден. рынок или внезапное ослабление потока платежей по погашению ссуд. Продленный кредит также может быть предоставлен для удовлетворения потребностей депозитных учреждений, в т. ч. и связанных с долгосрочными вложениями активов, возникших из-за испытываемых этими учреждениями трудностей при изменении обстановки на ден. рынке, имеющем долгосрочную перспективу, особенно в периоды отлива ден. ресурсов из кредитно-фин. учреждений на неорганизованный рынок ссудного капитала. По др. продленным кредитам может быть установлена особая ставка или ставка сверх базовой учетной ставки, установленной федеральными резервными банками с учетом рекомендаций и под надзором Совета управляющих ФРС. в. Чрезвычайные кредиты для прочих заемщиков. В необычных ситуациях и при крайних обстоятельствах федеральный резервный банк может, после консультации с Советом управляющих ФРС, предоставлять кредиты физическим лицам, товариществам и корпорациям, не являющимся депозитными учреждениями, если по заключению федерального резервного банка ссуда не может быть получена из др. источников и неполучение кредита окажет негативное влияние на экономику. Ставки по таким кредитам должны быть выше наивысших процентных ставок, устанавливаемых для депозитных учреждений. Если залог, используемый для обеспечения такого кредита, состоит из иных активов, нежели облигации Соединенных Штатов или их ведомств, или гарантированных ими облигаций на сумму основного долга и процентов по ней, то для предоставления кредита необходимо, чтобы при голосовании на заседании Совета управляющих ФРС пять его членов проголосовали за его выдачу. Федеральный резервный банк может принять к учету от федерального банка среднесрочного кредита: 1) векселя, возникшие на основе с.-х. сделок; 2) векселя с уплатой федеральному банку среднесрочного кредита или с индоссаментом этого банка, если они выписаны на основе предоставления ссуд в соответствии с подпунктами (а) и (b) пункта 2.3 Закона о с.-х. кредите 1971 г. (12 U.S.C. 2074) и обеспечены векселями и акцептами, принимаемыми для переучета федеральными резервными банками. Любой учтенный т. о. вексель должен иметь не превышающий 9 месяцев срок с момента его учета до дня погашения. Практическая деятельность. Законодательная база и полномочия по осуществлению регулирования, как указывает Федеральный резервный банк Нью-Йорка (Fedpoints 18), предполагают более широкую свободу действий федеральных резервных банков в отношении вынесения решений исходя из собственного усмотрения при проведении операций через `учетное окно`. Т. о., управление этим `окном` должно осуществляться беспристрастно, причем необходимо быстро реагировать на изменение потребностей отдельных депозитных учреждений в заемных средствах, а также на изменение местных и региональных условий их деятельности. В процессе реализации этих широких полномочий федеральные резервные банки должны исходить, помимо всего пр., из размеров депозитного учреждения; его доступа к ден. рынку и др. источникам средств; особых обстоятельств, с к-рыми ему пришлось столкнуться; а также географических и экон. особенностей его деятельности. Обычным в практике Федерального резервного банка Нью-Йорка является установление сроков выдачи регулирующих кредитов: в пределах двух недель - для небольших банков, до конца еженедельного периода резервирования - для крупных банков и кредитование в режиме `овернайт` - для крупнейших банков. Ссуды, выдаваемые через `учетное окно`, можно, как правило, пролонгировать по наступлении их первоначального срока погашения, если депозитному учреждению необходимо дополнительное время для урегулирования своих активов и пассивов. Продленный кредит предоставляется Федеральным резервным банком Нью-Йорка в соответствии с реализацией трех программ, предусматривающих оказание помощи депозитным учреждениям в удовлетворении их долгосрочных потребностей в ден. средствах: 1. Первая программа предусматривает выдачу сезонных кредитов сроком до шести месяцев небольшим депозитным учреждениям, к-рые обычно не имеют постоянного доступа к средствам ден. рынка (Fedpoints 16). 2. Вторая программа направлена на оказание помощи депозитным учреждениям, испытывающим определенные затруднения, связанные с исключительными обстоятельствами или характером деятельности, затрагивающими только данные учреждения. Помощь оказывается в том случае, когда получение заемных средств из др. источников оказывается невозможным. 3. В ситуациях, когда возникает общий недостаток ликвидных активов, затрагивающих более широкий круг депозитных учреждений - таких, как сберегательные учреждения, к-рые предпочитают долгосрочные вложения активов в ссуды под закладные, - ссуда может быть предоставлена с учетом возникновения у депозитного учреждения проблем с ликвидностью в связи с ухудшением общей ситуации. Учетные ставки. В соответствии с законом, любая учетная ставка должна устанавливаться советом директоров федерального резервного банка данного округа каждые 14 дней с условием `надзора и определения` со стороны Совета управляющих ФРС. Совет управляющих ФРС сам не инициирует изменений учетных ставок, он действует на основе рекомендаций советов директоров окружных федеральных резервных банков. Совет управляющих имеет три варианта действий по получении таких рекомендаций: одобрить данную ставку, не одобрить ее или не принимать никаких решений. В последних двух случаях директора окружных федеральных банков могут настаивать на изменении ставки. Кроме того, Совет управляющих ФРС может действовать исходя из обращения одного банка, а может ожидать дополнительных обращений об изменении ставок от др. федеральных резервных банков. Помимо этого Совет управляющих может одобрить новую ставку в любое время. Начиная с сентября 1980 г. все перечисленные выше виды кредита стали предоставляться определенному кругу депозитных учреждений - как краткосрочные регулирующие кредиты, так и три вида дополнительных кредитов. (Эта классификация Федерального резервного банка Нью-Йорка несколько отличается по форме от той, к-рая приведена в Правиле А.) До этого выдавалось пять видов кредитов: краткосрочные регулирующие; сезонные, чрезвычайные; особые для физических лиц, товариществ и корпораций; особые кредиты, предназначенные для ин. центральных банков, правительств и ведущих ден.-кредитных учреждений. Процентные ставки по всем четырем видам кредитов, предоставляемых с сентября 1980 г., определяются следующим образом. По регулирующим кредитам они устанавливаются обычно на уровне действующих базовых ставок плюс некоторая надбавка, к-рая может добавляться в зависимости от срока и частоты привлечения средств. По сезонным кредитам ставки устанавливаются на уровне базовых плюс определенная надбавка. По пр. продленным кредитам они могут превышать базовые на некоторую величину, к-рая колеблется в зависимости от проводимой ден.-кредитной политики и ситуации на ден. рынке. По чрезвычайным кредитам ставка обязательно должна быть выше самой высокой действующей ставки для депозитных учреждений. В ходе выполнения Программы ограничения кредита, принятой в марте 1980 г., ФРС установила дополнительную надбавку к ставкам по кредитам для крупных коммерческих банков с целью ослабления желания часто использовать `учетное окно` и стимулирования перестройки банковской деятельности в ответ на введение ограничений на пользование обязательными банковскими резервами. Эта надбавка, определенная в размере трех процентных пунктов, была установлена в апреле 1980 г. в отношении банков с объемом депозитов в 500 млн дол. и более, к-рые пользовались кредитом в течение двух недель подряд или более четырех недель в течение квартала. В мае 1980 г. эта надбавка была отменена, однако право на ее восстановление сохраняется. Единообразие в установлении учетных ставок поддерживалось в целом с момента создания ФРС в 1914 г. до середины 20-х гг. Отклонения, появившиеся в последующие годы, отражали региональные особенности кредитной деятельности. Единая учетная ставка была восстановлена в рамках ФРС в последнее время в связи с осознанием необходимости отражения в учетной ставке прежде всего кредитной политики в масштабах всей страны, а не региональных особенностей кредитования. Если говорить об исторической традиции, то учетная ставка обычно резко колебалась в течение года. Только на 6 лет, если брать период по 1980 г., приходится изменение ставки Федеральным резервным банком Нью-Йорка в 5 и более раз: в 1921, 1930 и 1958 гг. - по 5 раз в каждом; в 1971 г. - 6 раз; в 1973, 1978 и 1980 гг. - по 7 раз в каждом. Выборочно учетные ставки Совета управляющих ФРС за период с 1976 по 1988 гг. приведены в прилагаемой таблице. Резюме. Правила ФРС подчеркивают, что заимствование через `учетное окно` федеральных резервных банков - `привилегия, но не право`, и что такое заимствование нельзя рассматривать как источник формирования капитала банка-заемщика. Как инструмент ден.-кредитной политики изменение учетной ставки является `заявкой на определенные последствия` и `при определенных обстоятельствах может быть воспринято как сигнал об изменении ден.-кредитной политики`. Но заимствование через `учетное окно` производится по инициативе депозитных учреждений и используется как средство пополнения ресурсов, в то время как операции на открытом рынке проводятся по инициативе Комитета ФРС по операциям на открытом рынке и используются как инструмент ден.-кредитной политики, к-рый, помимо своей главной роли регулятора величины свободных ден. ресурсов депозитных учреждений, выполняет и роль регулятора величины процентных ставок. Поэтому критики использования учетной ставки в качестве инструмента ден.-кредитной политики полагают, что наличие регулируемой учетной ставки и `учетного окна` свидетельствуют об `утечке` ден. средств, снижающей эффективность ден.-кредитной политики. БИБЛИОГРАФИЯ: BOARD OF GOVERNORS OF THE FEDERAL RESERVE SYSTEM. Federal Reserve Regulatory Service.
Начало
|
|