ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

 

Демонстрационная версия

БАНКОВСКОГО ДЕЛА И ФИНАНСОВ
                                   Encyclopedia of Banking & Finance       Charles J. Woelfel          Tenth edition

aбвгд
ежзик
лмноп
рстуф
хцчшщ
эюя
abcde
fghij
klmno
pqrst
uvwxy
z
> Заказ книги
ПОЛИТИКА ДОХОДОВ
INCOMES POLICY
В целом является дополнением к ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКЕ и НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКЕ, включает специальные мероприятия по контролю над ценами и зарплатой, в ходе к-рых предпринимаются меры по стимулированию роста доходов и занятости с тем, чтобы обеспечить стабильность цен в условиях высокого уровня занятости в экономике
П.д. является антиинфляционной политикой, к-рая не затрагивает совокупный спрос. Изменения совокупного спроса непосредственно связаны с изменениями цен. С точки зрения стратегии управления спросом, снижение спроса необходимо для сдерживания инфляции. Временно контроль над ценами может снизить инфляцию, нанося ущерб совокупному спросу, но такая мера не может длительно использоваться. В графическом изображении решением проблемы является политика, способствующая увеличению совокупного спроса. Такая альтернатива получила название `Экономика предложения`.
Программа экон. стабилизации, проводимой в США в 1971-1974 гг., имеет особое значение, поскольку она была первой и до сих пор уникальной системой обязательного контроля над экономикой в послевоенный период. В следующем ниже обзоре рассматривается происхождение и составные части обязательного регулирования, а также дается краткий анализ изменений политики в области цен и заработной платы в ходе реализации программы и в последующий период.
Программа экон. стабилизации была основана на широком спектре полномочий, предоставленных в самом начале президенту (`хотя они не были им востребованы`) после принятия Конгрессом в августе 1970 г. Закона об экон. стабилизации.
`Если мы должны восстановить в нашей экономике стабильность цен в сочетании с высоким уровнем занятости, то я не вижу ближайшей альтернативы проведению эффективной политики доходов`. (Артур Ф. Бернс, председатель Совета управляющих ФРС, заявление, сделанное на заседании подкомитета по внешнеэкономической политике и подкомитета по инвалюте и платежам, Объединенный комитет по экономике, 30 июня 1971 г.)
15 августа 1971 г. президент США объявил о новой экон. политике, направленной на стимулирование занятости, стабилизацию цен и создание новой мировой валютной системы. Ниже следует офиц. краткое изложение программы стабилизации.
1. Объявить о замораживании на 90 дней всех цен и ставок заработной платы. Наблюдение за ходом этого замораживания будет возложено на Федеральное управление по готовности к чрезвычайным ситуациям, действующее под руководством недавно созданного Совета по стоимости жизни с правами Казначейства, возглавлять к-рый поручено Секретарю Казначейства.
2. В ходе второго этапа процесса стабилизации цен и зарплаты завершить переход от временного их замораживания к восстановлению рынков, свободных от регулирования, и к ликвидации инфляции. (См. ниже для справки Фазу II данной программы.)
3. Временно приостановить свобостановить свободную конвертируемость долларов в золото для ин. министерств финансов и центральных банков и начать международные консультации и переговоры с целью осуществления реформы мировой валютной системы. В процессе переговоров возможен прогноз об изменении курса доллара и др. валют (`но не офиц. долларовой цены золота`). Такие меры, как ожидалось, могли бы положить конец чрезмерной спекуляции и неуверенности относительно будущего курса доллара и др. валют, а также укрепить торговые и фин. позиции США на мировых рынках.
4. Ввести временно дополнительную пошлину в размере 10% на импорт товаров в США. Такая дополнительная пошлина уже была установлена Законом о расширении торговли 1962 г. Его целью было улучшение торгового и платежного баланса США в то время, когда принимались более фундаментальные меры.
5. Рекомендовать Конгрессу предоставлять с 15 августа 1971 г. кредит на развитие экономики (налоговый кредит для ускоренных инвестиций) на сумму 10% годовых, с дальнейшей его заменой долгосрочным кредитом на сумму 5% годовых.
6. Рекомендовать Конгрессу отменить акцизный сбор на автомобили с 15 августа 1971 г. Ставка акциза была равна 7% цены производителя, т. о., его средняя величина на одну машину составляла бы ок. 200 дол. `Будут даны настоятельные рекомендации` с тем, чтобы производители автомобилей скорректировали понижение цены своей продукции для потребителей.
7. Рекомендовать Конгрессу перенести на 1 января 1972 г. увеличение суммы, не облагаемой личным подоходным налогом, к-рое, согласно действовавшему в то время законодательству, должно было вступить в силу 1 января 1973 г. Это делалось в дополнение к мерам по увеличению данной суммы, к-рые должны были вступить в силу с 1 января 1972 г. Дополнительная необлагаемая налогом сумма предусматривалась в размере 50 дол. на человека.
8. Сократить расходы федерального бюджета в 1972 фин. году на 4,7 трлн дол. С этой целью предусмотрено 5-процентное сокращение гос. аппарата, замораживание на 6 месяцев роста выплат на содержание госаппарата, предусмотренных к 1 января 1972 г., и отложить на 3 месяца распределение общих доходов штатных, городских, сельских бюджетов и на 1 год реформу системы социального обеспечения. Такое сокращение расходов, а также доход от временно введенного дополнительного налога на импорт должно было в совокупности превысить снижение дохода в 1972 фин. году в связи с рекомендованным сокращением налогов.
Прогноз результатов реализации программы в 1972 фин. году приводится в табл. 1.
Фаза II. Продолжение программы экон. стабилизации после окончания этапа замораживания было объявлено 7 октября 1971 г. Были офиц. объявлены следующие основные направления Фазы II программы.
1. Совет по стоимости жизни должен предложить промежуточный показатель инфляции к концу 1972 г. в размере от 2 до 3%, что почти вдвое ниже ее уровня в период, предшествовавший замораживанию цен, и должно означать `большой шаг вперед в направлении стабилизации цен, но не настолько жесткий, чтобы помешать корректировке мер, необходимых для восстановления справедливости и эффективности`.
2. Основная обязанность по принятию решений должна быть возложена на трехсторонний Совет по заработной плате и на Комиссию по ценам, состоящую из представителей общественности, но общее руководство программой от имени президента должно осуществляться Советом по стоимости жизни на правах министерства. (Примечание: Совет по заработной плате должен включать 5 представителей рабочих, 5 представителей менеджеров и 5 представителей общественности. Все члены Совета должны быть назначены президентом. Президентом Совета должен быть назначен один из представителей общественности, к-рый будет работать как штатный сотрудник. Комиссия по ценам должна состоять из 7 членов, назначенных президентом, один из к-рых в качестве штатного сотрудника будет руководить работой комиссии.)
3. Основные надежды возлагаются, главным образом, на добровольное соглашение, однако при необходимости имеющиеся правовые меры должны быть использованы.
4. Программа должна осуществляться как общеэкономическая, однако особое внимание должно быть сосредоточено на `ограниченных, критических участках` экономики.
5. Организация и персонал должны быть на уровне, обеспечивающем надлежащий контроль за программой, а набор персонала должен почти полностью проводиться в др. учреждениях.
6. Эффективное ограничение процентных ставок, дивидендов и непредвиденных прибылей должно быть проведено `во имя справедливости, но с достаточной степенью гибкости с тем, чтобы не причинить серьезного ущерба экон. росту`.
Правовой основой реализации программы, следующей за периодом замораживания, явился Закон об экон. стабилизации 1970 г., согласно к-рому также проводились незавершенные мероприятия Фазы I. Этот закон предоставил президенту полномочия издавать и приводить в исполнение распоряжения, регулирующие уровень цен, зарплаты, арендной платы в целях контролирования инфляции. К началу Фазы II действовавший в то время закон должен был утратить силу 30 апреля 1972 г.; поэтому президент обратился к Конгрессу с просьбой продлить его действие на один год, до 30 апреля 1973 г., равно как и постоянные полномочия президента по контролю за процентными ставками и дивидендами.
Фаза III. Совет экон. консультантов сообщил, что к началу 1973 г. экон. условия представлялись благоприятными для внесения существенных изменений в систему контроля, к-рая действовала на Фазе II. В 1972 г. темп инфляции был умеренным. Индекс цен на потребительские товары вырос на 3,4% за год. Рост зарплаты стал более умеренным по сравнению с очень высокими ставками в начале 1971 г., что означало снижение инфляционных ожиданий. Рост цен на промышленную продукцию замедлился до 2,9% в год во второй половине 1972 г. Т. о., согласно заключению совета, бюдж.-фин. и ден.-кредитная политика, подкрепленная контролем, почти достигла своих промежуточных целей к концу 1972 г. Однако при преобладающей тенденции к понижению многих показателей объемов производства к концу 1972 г. стала очевидной возможность того, что дальнейшее использование программ контроля на Фазе II станет все более противоречить интересам производства, производительности труда, инвестирования, увеличит гос. расходы, особенно в случае роста ожидаемой экон. активности.
Учитывая эти обстоятельства, было решено внести изменения в программы контроля за ценами и зарплатой, с тем чтобы такая корректировка наиболее соответствовала предстоящим сокращениям избыточной производственной мощности, предусмотренным в это время, а также для осуществления цели, поставленной правительством в отношении возможной отмены контроля. Новая система контроля, известная как Фаза III, внесла коренные изменения регулирования. С целью экономии сроков и расходов, связанных с рассмотрением запросов о повышении цен, а также просьбами дать подробное объяснение с каждым разом все более усложняющихся правил, основные меры регулирования Фазы II должны осуществляться по принципу самоуправления в период Фазы III. В большинстве отраслей экономики было отменено требование о предварительном уведомлении. Практика представления отчетов была сохранена лишь на крупнейших предприятиях. Комиссия по ценам (уполномоченная Советом по стоимости жизни, к-рой президент передал свои права, касающиеся Закона о стабилизации) и Совет по заработной плате (уполномоченный Советом по стоимости жизни), наделенные правом устанавливать нормативы допустимого уровня цен и заработной платы, соответственно, влились в штат Совета по уровню жизни; этот штат вместе с привлеченными сотрудниками Налоговой службы подвергся сокращению. Совет по стоимости жизни сохранил полномочия и в дальнейшем использовал их для введения особых, обязательных мер регулирования там, где, казалось, ощущался их недостаток. Однако для большинства отраслей экономики эти меры не стали обязательными, и многие предприятия остались вне поля зрения Совета по стоимости жизни, межведомственного комитета с правами министерства, возглавляемого Секретарем Казначейства, к-рому президент делегировал свои полномочия, касающиеся Закона о стабилизации.
Необходимость гибкого регулирования цен и заработной платы явилась важной причиной для перехода к программе, основанной на принципах самоуправления. В ходе проведения Фазы II были продемонстрированы значительные образцы гибкости, однако `изменившиеся экон. условия потребовали сделать больше того, что необходимо`. 26 февраля 1973 г. только что созданный Консультационный комитет по управлению трудовой деятельностью при Совете по стоимости жизни выступил с офиц. заявлением о том, что никогда впредь ни одна единая норма или соглашение по уровню зарплаты не должны применяться ни в одной отрасли экономики.
На Фазе III также подверглись изменениям меры регулирования величины прибыли. Основной подход к исчислению границ величины прибыли был изменен в сторону увеличения количества фин. лет, из числа к-рых компания могла бы выбрать 2 года для расчета размера прибыли на их базе. Для того чтобы разрешить компаниям получать прибыль от роста производительности при условии ограничения цен, лимит нормы прибыли мог меняться, если среднегодовой рост цен на продукцию компании не превышал 1,5%. Третье изменение состояло в том, чтобы разрешить рост цен, `необходимый для эффективного размещения средств или для поддержания соответствующего уровня поставок`. Т. о., было разрешено повышать цены в случаях, когда экон. рост приводил к излишнему давлению спроса на отдельных рынках и, как следствие, к дефициту.
Фаза III охватила период с 11 января по 13 июня 1973 г. В первые месяцы Фазы III рост индекса потребительских и оптовых цен показал увеличение темпа инфляции из-за удорожания ряда сырьевых товаров. Розничные цены на мясо выросли на 5,4% в феврале и марте в результате повышения на 39% цен на живой скот с ноября 1972 г. по март 1973 г.; из-за дефицита сырой нефти зимой цены на горючее взлетели на 7,4%; рост цен на 16% на пиломатериалы и продукты из древесины отразился на ценах нового жилья и косвенно затронул уже построенные дома. Создавшиеся вследствие ускорения инфляции трудности сковали меры по контролю. Эти меры, осуществляемые на Фазе III, были, тем не менее, скованы избирательным образом при попытках удержать на низком уровне цены на потребительские товары, к-рые были изготовлены непосредственно из сырья, несмотря на признание неэффективности контроля над ценами на эти продукты. С 6 марта 1973 г. наиболее крупным производителям сырой нефти и нефтепродуктов, к-рые пытались повысить цены, получая т. о. дополнительную прибыль более 1% в год, было предъявлено требование о предоставлении сметы затрат на производство продукта; при получении дополнительной прибыли более 1,5% требовалось предварительное уведомление. 29 марта 1973 г. цены на мясо на всех стадиях переработки и реализации были ограничены верхним пределом на уровне самой высокой цены, сохранявшейся в предыдущие 30 дней, если как минимум 10% от объема продажи были по более высокой цене. Фермерские цены на живой скот не подвергались прямому контролю, но ожидалось, что, когда рост цен на живой скот перейдет определенный рубеж, это вызовет сокращение прибыли перерабатывающих предприятий и розничной торговли и в связи с этим ограничит их возможности по закупке живого скота.
Более того, цены на сырьевые товары промышленного назначения увеличивались в 1972 г. ежемесячно на 0,33%, а в конце зимы и весной 1973 г. - более 1%. Такой рост цен означал формирование тенденции к повышению издержек, что особенно сказалось на покупателях промышленных материалов, к-рые, в свою очередь, быстро подняли цены на готовую продукцию. Чтобы замедлить развитие этой тенденции, 2 мая 1973 г. была восстановлена практика предварительных уведомлений крупных предприятий, намеренных увеличить цены в среднем на 1,5% сверх уровней цен, к-рые были санкционированы либо уже вступили в силу с 10 января 1973 г.
Второе замораживание (13 июня - 12 августа 1973 г.). С появлением некоторых признаков значительного замедления темпа инфляции во втором полугодии от Конгресса и администрации настоятельно потребовали принятия более жестких мер по сдерживанию инфляции, было признано необходимым ввести более строгую систему мер по контролю, чем на Фазе III, однако достаточно гибкую, в соответствии с требованиями экон. роста.
Т. о., 13 июня 1973 г. президент объявил о замораживании цен с последующим введением новых мер контроля на Фазе IV. Замораживание цен было рассчитано на срок не более 60 дней и заканчивалось в момент вступления в силу новых мер по контролю. В отношении большинства цен (исключая зарплаты) не допускалось превышение уровня в период с 1 по 8 июня 1973 г. Относительно дивидендов и процентных ставок продолжал действовать принцип добровольного контроля. Арендная плата и первичная продажа сырьевых с.-х. продуктов также остались за рамками проводимой акции.
Фаза IV (12 августа 1973 г. - 30 апреля 1974 г.). В общем плане нормативы Фазы IV ограничили рост цен на продукцию большинства перерабатывающих предприятий и предприятий сферы услуг на уровне доллар к доллару при включении в цену возросших издержек, к-рые были допущены после окончания последнего фин. квартала, завершившегося до 11 января 1973 г. Ограничения на прирост прибыли, сведенные к среднегодовым показателям, остались в силе для значительной части предприятий. Предварительное уведомление о повышении цен требовалось предоставить тем предприятиям, чей объем годовых продаж превышал 100 млн дол.; повышение было разрешено производить по истечении 30 дней, если совет не распорядился бы по-другому. Предприятия с объемом годовых продаж более 50 млн дол. были обязаны представить совету квартальный отчет. Перекладывание издержек в цену по соотношению доллар к доллару и их ограничение уровнем конца 1972 г. придали мерам регулирования цен Фазы IV более жесткий характер по сравнению с предыдущими фазами, к-рые допускали увеличение прибыли. Тем не менее Фаза IV была призвана стать более гибкой благодаря программе регулирования, `более тесно адаптированной к условиям каждого сектора экономики`, а также постепенной отмене контроля над предприятиями.
Остались в силе общий норматив годового 5,5-процентного увеличения зарплаты и начисление 0,7% дополнительных выплат, как было установлено на Фазе II, а затем переведено на принцип самоуправления на Фазе IV. Однако в начале 1973 г. принцип программы контроля зарплаты заключался в умеренном ее повышении, что наносило меньший ущерб трудовому согласию и переговорам о заключении трудового соглашения, чем при применении единого `механического стандарта`. Поэтому основной акцент был сделан на принятие решений по определенному пределу колебаний, что могло бы оказать больший `волновой эффект` на структуру зарплаты, влияя на ход переговорных ситуаций на соответствующих предприятиях, в секторах и профессиях, чем в случае жесткой приверженности `одному простому стандарту`. 26 февраля 1973 г. Консультационный комитет по управлению трудовой деятельностью в одном из первых заявлений рекомендовал Совету по стоимости жизни принять меры по проведению такой политики.
Резюме. Контроль над ценами и зарплатой осуществлял Совет по стоимости жизни на основе Закона об экон. стабилизации до 30 апреля 1974 г., когда закон потерял силу. Деятельность Совета по стоимости жизни была продлена до 30 июня 1974 г. Исполнительным распоряжением 11781 с целью упорядочить процесс завершения стабилизационной программы, включая контроль за самостоятельными решениями компании накануне отмены контроля. После 30 июня 1974 г. выполнение оставшихся задач юр. характера, а также офиц. записи и отчеты программы стабилизации были переданы в ведение немногочисленного персонала Управления экон. стабилизации в составе Казначейства. Это управление было ликвидировано в конце 1974 г.
Правительство не предлагало расширить свои полномочия в области обязательного контроля (исключая строительство и здравоохранение), равно как и Конгресс не оказал значительной поддержки политике расширения полномочий. По предложению президента Форда в августе 1974 г. был принят закон, наделивший Совет по стабилизации цен и зарплаты полномочиями по осуществлению ряда наблюдательных функций.
Процесс отмены контроля начался в 1973 г., когда на Фазе IV были введены меры обязательного контроля, и пошел ускоренными темпами к концу 1973 г. и в 1974 г. Рассматривались два подхода к отмене контроля: сектор за сектором и постепенное ослабление мер на Фазе IV. Процесс отмены контроля по секторам предусматривал гибкий принцип с учетом как особых условий каждого сектора, так и самостоятельных решений предприятий по сдерживанию роста цен после отмены контроля или в некоторых случаях по расширению производственных мощностей. Обычно в каждом секторе отменялся одновременно контроль над ценами и зарплатой, однако во многих отраслях эти меры были отменены накануне введения Фазы IV - менее половины стоимости продуктов, включенных в индекс потребительских цен и в индекс зарплаты, стало объектом регулирования на Фазе IV 10 сентября 1973 г. С др. стороны, контроль распространялся на 69% индекса оптовых цен, а неохваченная контролем часть приходилась в основном на продукцию фермерских хоз-в.
Программа постепенной отмены контроля была разработана т. о., чтобы в последующий за его отменой период направить бремя либерализованных цен по двум направлениям. Там, где ожидался ценовой всплеск сразу же после отмены контроля, продукция этого сектора за несколько месяцев до отмены освобождалась от контроля, а в обмен на досрочную отмену контролирующих мер некоторые компании должны были дать обязательство ограничить рост цен после отмены контроля определенным уровнем и не повышать цены после 30 апреля 1974 г. В связи с этим Совет по стоимости жизни постарался отложить на будущее повышение некоторых цен в период, следующий за отменой контроля.
Оценка результатов Программы административного контроля. В табл. 2 показано изменение цен и зарплаты в ходе реализации Программы экон. стабилизации и в последующий период.
Совет консультантов по экон. вопросам считает, что итоговое заключение по результатам административного контроля над ценами и зарплатой, введенного в соответствии с Законом об экон. стабилизации в августе 1971 г. и продолжавшегося более 32 месяцев, `будет являться предметом длительного обсуждения и по нему может быть не принято никакого решения`, прежде всего из-за того, что нет возможности `точно смоделировать ход событий, к-рые бы могли развиться, если бы контроль не был введен`. Далее Совет консультантов указывает на то, что, `...несмотря на всесторонний эффект программы, ее основной результат был достигнут, возможно, в первые 16 месяцев ее реализации, когда экономика функционировала значительно слабее заложенного потенциала. Как только различные отрасли экономики достигли уровня своих производственных возможностей в 1973 г., стимулируемые быстрым ростом нац. и мировой экономики, система контроля стала препятствием для нормальных отношений между поставщиком и покупателем, а в некоторых случаях эта система оказалась недееспособной. Резкий рост издержек производства основных материалов, зачастую в связи с изменениями на мировых рынках и девальвацией доллара, в значительной степени не контролировался; а когда эти затраты дошли до потребителей, то они выплеснулись в виде быстро растущей инфляции. Поэтому чистая выгода системы контроля, какие бы оценки ей ни давали, оказалась весьма мала к началу 1974 г., и законодательное решение об отмене контроля лишь закрепило неизбежный процесс ее распада под давлением общественности и рынка`.
`В нынешних экон. условиях прямой контроль не может быть достаточно эффективным средством по обузданию инфляции. На деле всесторонний и относительно негибкий контроль над ценами и зарплатой принес бы, пожалуй, больше вреда, чем пользы, т. к. при этом продолжались бы перекосы в сфере производства и распределения, что превратилось в основную проблему прошлого года. Поэтому, я полагаю, было бы неразумно продлить полномочия Закона об экон. стабилизации на следующий год. Необходим более избирательный подход` (Артур Ф. Бернс, председатель Совета управляющих ФРС, заявление на заседании Подкомитета по делам производства и стабилизации при Комитете по банковскому делу, жилищному строительству и урбанизации, Сенат США, 6 февраля 1974 г.).
Развитие событий после отмены административного контроля. Совет по стабилизации цен и зарплаты был создан в рамках Исполнительного управления при президенте США Законом от 24 августа 1974 г. (88 Stat. 750; 12 U.S.C. 1904 note) с целью `выявления и контроля за экон. факторами, вызывающими инфляцию, включая изучение влияния на инфляцию факторов, связанных с производством, зарплатой, производительностью труда, а также федеральной политикой, программами и мероприятиями`.
Закон, одобренный Конгрессом 9 августа 1975 г. (P.L. 94-78), продлил полномочия Закона о Совете по стабилизации цен и зарплаты с 15 августа 1975 г. по 30 сентября 1977 г. Он также уполномочил совет требовать представления отчетов с информацией о текущих делах предприятия, а в отношении предприятий с брутто-доходом свыше 5 млн дол. - направлять им повестки для предоставления доказательств или документов по вопросам зарплаты, издержек производства, производительности труда, цен, объемов продаж, прибыли, импорта и экспорта при гарантии того, что предоставленная компанией информация не станет достоянием общественности.
Закон, одобренный Конгрессом 6 октября 1977 г. (P.L. 95-121), постановил, помимо всего пр., продлить срок полномочий Совета по стабилизации цен и зарплаты с 30 сентября 1977 г. до 30 сентября 1979 г. Он также обязал совет на своих слушаниях сделать акцент на контроле за инфляцией и мерах по обеспечению полной занятости.
В начале 1978 г. правительство призвало к замедлению роста цен и зарплаты. Каждому предприятию было рекомендовано поддерживать в 1978 г. рост цен и зарплаты ниже среднего уровня предыдущих двух лет. Хотя отдельные лица и ряд компаний предприняли усилия по соблюдению этих рекомендаций, программа не дала общего положительного эффекта, т. к., по сведениям Совета консультантов по экон. вопросам, установленные нормы по снижению уровня не были достаточно точными и не могли служить четким ориентиром при принятии решений по ценам и зарплате.
В связи с этим обстоятельством правительство включило более четкие нормы в антиинфляционную программу, объявленную в конце октября 1978 г. Программа добровольных мер теперь содержала четкий количественный предел роста зарплаты и дополнительных льгот, а также нормы снижения цен отдельных компаний. Потенциальная эффективность программы была оценена с помощью расширенного мониторинга путем сопоставления объема федеральных закупок с установленными нормами, а также при помощи передовой программы страхования реальной зарплаты`, разработанной для укрепления согласия. 7 ноября 1978 г. нормы оплаты труда и цен были опубликованы в предварительном варианте с целью их публичного обсуждения в последующие 30 дней. На основании полученных предложений и после проведения консультаций с представителями компаний и трудящихся 13 декабря 1978 г. были объявлены некоторые изменения по отдельным статьям. Окончательный вариант норм был опубликован в Federal Register от 28 декабря 1978 г.
Установленные нормативы оплаты труда ограничили рост почасовой зарплаты и выплат частных дополнительных льгот до максимального уровня в 7% для каждой группы работников компании. Группы работников, на к-рых распространяется норматив оплаты труда, представляют собой отдельные группы, работающие на условиях коллективных договоров, а также др. категории неуправленческого и управленческого персонала. При дифференциации групп учитывались различные соглашения о ставках зарплаты и предпринимались усилия по обеспечению умеренных ставок зарплат в соответствии с принципами справедливости. Такой подход допускал значительную гибкость при распределении изменений в зарплате среди работников одной группы в соответствии с экон. особенностями, справедливостью и др. факторами до тех пор, пока средний показатель роста для данной группы работников не поднимется до уровня норматива.
При обсуждении трудовых соглашений вновь заключаемый контракт, по к-рому средний показатель роста зарплаты и дополнительных выплат не превышает 7% в год на протяжении срока действия контракта, и был увязан с нормативом оплаты труда при условии, что его прирост в любой год действия контракта составлял бы не более 8%. При определении соответствия нормативу оплаты труда резервы, создаваемые для автоматического повышения зарплаты, при росте стоимости жизни должны были исчисляться исходя из инфляционного роста индекса потребительских цен на 6% в год в течение срока действия контракта. Поэтому норматив оплаты труда содержал определенный запас гибкости при распределении прироста оплаты труда между ставкой зарплаты и дополнительными льготами и между фиксированными повышениями и надбавками в связи с ростом стоимости жизни. Офиц. трудовые соглашения, подписанные до объявления антиинфляционной программы, и годовые планы оплаты труда (для групп работников - не членов профсоюза), действовавшие к 1 октября 1978 г., не подлежали изменению в соответствии с нормативом оплаты труда.
При определении соответствия с нормативом оплаты труда отчисления предпринимателей на выплаты пенсионных пособий и пособий по болезни исчислялись отдельно от взносов, направленных на повышение размера выплат. Прирост расходов на поддержание текущего уровня выплат пособий по болезни более 7% не засчитывался при определении этого соответствия. Были выделены специальные ассигнования на те планы пенсионного обеспечения, к-рые предназначались для специально установленных выплат пособий по старости. Изменения расходов предпринимателей как результат изменений методов финансирования, сроков амортизации, актуарных допущений и рабочего плана не учитывались как изменения ставки оплаты труда; однако подлежали учету изменения расходов предпринимателей вследствие поправок к плану пенсионного обеспечения, изменений структуры пособий либо воздействия изменений зарплаты рабочих и служащих на уровень пособий. Дальнейшие сведения по применению нормативов оплаты труда к различным планам выплат можно найти в распоряжениях, изданных 28 декабря 1978 г. Советом по стабилизации цен и зарплаты.
Исходя из интересов справедливости и повышения производительности труда, были разрешены исключения из закона при определении нормативов оплаты труда по некоторым категориям. Во-первых, на рабочих с почасовой оплатой менее 4 дол. на 1 октября 1978 г. нормативы не распространялись. Во-вторых, прирост зарплаты сверх норматива допускался лишь в случае, если такой прирост сопровождался такими четкими изменениями в регламенте работы и в практической деятельности, к-рые способствовали явному повышению производительности труда до уровня норматива или выше. В-третьих, прирост зарплаты допускался с целью сохранения исторически сложившихся тесных отношений с др. группой работников. Наконец, действие норматива могло не распространяться на прирост оплаты труда при наличии четко выверенных критериев, показывавших, что прирост сверх норматива был необходим для привлечения или удержания на предприятии работников определенной категории вследствие острого дефицита рабочей силы.
По мнению Совета консультантов по экон. вопросам, гос. подход к снижению темпов инфляции позволил избежать ошибки, признав внутренне присущую изменчивость темпов роста производительности труда и относительное значение затрат, не связанных с рабочей силой, и, с др. стороны, признав принцип простого перекладывания возросших издержек на цены др. товаров. Согласно нормативу цен, отдельные фирмы должны ограничить совокупный рост цен на протяжении следующего года на 0,5% ниже среднегодового показателя роста цен в течение 1976-1977 гг. Некоторые предприятия за этот базовый период имели чрезвычайно высокие или низкие показатели роста цен. Эти крайности были приняты во внимание и ограничены введением для конкретных фирм лимита на рост цен (не более 9,5%) и приведением любого роста в 1,5% и менее в соответствие с нормативом. Если рост почасовых затрат на рабочую силу в пределах одной фирмы замедлялся более чем на 0,5% по сравнению с темпом роста в 1976-1977 гг., замедление роста цен должно опережать этот темп, чтобы соответствовать нормативу. Определенные категории товаров и услуг, перечисленные в правилах о нормативе цен, изданных Советом по стабилизации цен и зарплаты, были исключены из подсчетов среднего показателя изменения цен на предприятии.
Компания, к-рая не могла соблюдать норматив замедления роста цен из-за того, что ее средний показатель ценовых изменений не мог быть рассчитан, либо из-за неконтролируемого роста цен на купленные товары и услуги, должна была удовлетворять требованиям ограничения прибыли, состоящим из двух частей. Рост прибыли компании не мог превышать средний показатель роста прибыли компании в течение двух из трех последних фин. лет, предшествовавших 2 октября 1978 г. Однако, кроме этого, планируемая прибыль на текущий год не могла превышать прибыль базового года более чем на 6,5% плюс любое позитивное процентное увеличение в натуральном объеме от показателя базового года по сравнению с плановым.
Наконец норматив увеличения прибыли в процентах применялся в отношении компаний, действовавших в сфере оптовой и розничной торговли, а также в обрабатывающей промышленности и в переработке продуктов питания как альтернатива нормативу цен.
Гарантирование реальной зарплаты. В соответствии с предложением правительства, адресованным Конгрессу, о гарантировании реальной зарплаты, группы работников, к-рые удовлетворяли требованиям 7-процентного лимита на оплату труда, должны были получить налоговый кредит в случае, если индекс потребительских цен вырос более чем на 7% за год. Ставка налогового кредита должна была соответствовать разнице между фактическим увеличением индекса потребительских цен и 7%, в пределах, не превышающих 3% (что соответствует инфляции 10%). Такой размер налоговой ставки должен применяться в отношении зарплаты всех работников, максимальная сумма к-рой составляет 20 тыс. дол. на одного человека. Группы работников, исключенных из сферы действия норматива по оплате труда (низкооплачиваемые рабочие и рабочие, к-рые трудятся в рамках ранее заключенного трудового соглашения), могут быть отнесены к объектам гарантированной реальной зарплаты, если их средний показатель прироста оплаты труда был равен 7% или менее на протяжении планового года.
Корректировки в течение второго года программы. Постановлением Публичного закона (P.L.) 96-10 от 10 мая 1979 г. была продлена деятельность Совета до 3 сентября 1980 г. На втором году Программы добровольного контроля, начавшейся 1 октября 1979 г., были проведены корректировки цен и зарплаты: 1) установлен новый двухгодичный лимит роста цен, сдерживавший их увеличение в течение двух лет (до 30 сентября 1980 г.) на уровне темпов роста в 1976-1977 гг., к-рые должны были составлять в среднем до 6,75% роста цен по отношению к году начала осуществления программы - 1 октября 1979 г.; 2) промежуточный лимит роста цен на 18 месяцев и 21 месяц на уровне 3/4 и 7/8 соответственно от уровня двухгодичного лимита роста цен; 3) альтернативный лимит роста прибыли, ограничивавший теперь увеличение прибыли наибольшими показателями двух из трех последних лет, предшествовавших 2 октября 1978 г., и в любом случае не превышавшими 13,5% плюс любое позитивное процентное увеличение в натуральном объеме на второй год программы против показателя базового года; 4) понижение норматива оплаты труда до годичных колебаний от 7,5% до 9,5% на второй год программы по сравнению с первым ее годом. Исключения из ценового норматива могли быть предоставлены тем компаниям, у к-рых издержки производства были выше вследствие более высокого норматива оплаты труда, а также было указано, что правительство будет рассматривать норматив цен и зарплаты с тем, чтобы они соответствовали любым нормативам, к-рые будут приняты на третий год программы.
Как важный пример исключений Совет в своем Постановлении 1980 г. разрешил компании с `неконтролируемым` ростом издержек производства, связанного с трудовым соглашением, располагать специальным лимитом роста цен, не упоминая о нем по `соображениям коммерческой тайны`.
Возобновление требований о введении административного контроля. В начале 1980 г., когда годовой темп прироста индекса потребительских цен достиг в январе 18% годовых против 13% в 1979 г., а в перспективе наметились инфляционные тенденции в энергетике, производстве продуктов питания, оплате жилья, медицинских услуг, возобновились требования о повторном введении административного контроля цен и зарплаты, хотя это предложение встретило противодействие со стороны правительства Картера и многих аналитиков. Среди сторонников административного контроля были члены Конгресса и бывший руководитель программы добровольного контроля в правительстве Картера в период 1977-1979 гг.
В ответ на эти требования президент призвал к разработке, в соответствии с положениями Закона о кредитном контроле 1969 г., широкой программы мер в налоговой, энергетической, кредитной и др. сферах с целью смягчить и уменьшить инфляционное давление, не прибегая к административному контролю цен и зарплаты. Эти меры, введенные в марте 1980 г., смягченные в мае 1980 г. и выведенные за рамки фазы в конце июля 1980 г., оказали неожиданно жесткий эффект на потребительский кредит и спрос. После пяти лет подъема экон. активность в первом полугодии 1980 г. резко снизилась: спад промышленного производства составил 7,5%, годовой темп роста реального валового нац. продукта снизился до 9,1% годовых во втором полугодии, жилищное строительство почти достигло рекордно низкого уровня послевоенного периода, количество занятых уменьшилось на 1,25 млн, а уровень безработицы поднялся на 1,5%. Хотя процентные ставки и темпы инфляции цен снизились в конце первого полугодия 1980 г., все еще считалось, что инфляционный потенциал достаточно силен, получая дополнительный импульс из-за дефицита федерального бюджета, а ден.-кредитная политика продолжала испытывать жесткие ограничения по основным позициям, что было обусловлено возвратом к стабилизации цен. Однако Совет управляющих ФРС в своем Отчете о монетарной политике, направленном в Конгресс 22 июля 1980 г., указал, что в деле контроля за инфляцией можно опираться на ден.-кредитную политику лишь до определенного момента. `Однако очевиден тот факт, что если инфляция должна быть ограничена так, чтобы не вызвать нежелательный спад экон. активности, то тогда мы не можем полагаться лишь на монетарную политику. Напр., соблюдение бюдж. дисциплины является основным требованием, к-рое способно устранить избыточное давление на фин. и материальные ресурсы экономики. Структура нашей налоговой системы должна быть изучена с прицелом на обеспечение стимулов для изыскания резервов роста производительности труда и накопления капитала. Также вся совокупность мер правительственной политики должна подвергнуться пересмотру с тем, чтобы они не способствовали росту ненужных издержек и не препятствовали развитию инновационных подходов и конкуренции`.
БИБЛИОГРАФИЯ:
Для более подробного ознакомления с опытом регулирования экономики США в военный период можно обратиться к следующей литературе:
ADAMS, G. P. Wartime Price Control, 1942 (World War I controls).
MANSFIELD, H. C. A Short History of OPA, 1949 (World War II controls).
ROSS, A. M. The Lessons of Price and Wage Controls, 1953 (Korean War controls).
Для более подробного ознакомления с опытом регулирования экономики США в мирное время можно обратиться к следующей литературе:
AMES, E. `The Consumer and Wage-Price Controls`. Journal of Economics and Business, Fall, 1977.
BLOUGH, R. M. `Minimizing the Effect of Controls`. Monthly Labor Review, March, 1974.
BOSWORTH, B. `The Inflation Problem During Phase III`. American Economic Review, May, 1974.
COUNCIL OF ECONOMIC ADVISERS. Annual Report.
FORTUNE, P. `An Evaluation of Anti-Inflation Policies in the United States`. New England Economic Review, January-February, 1974.
GHALI, M. A. `The Effect of Controls on Wages, Prices, and Strike Activity`. Journal of Economics and Business, Fall, 1977.
GORDON, R. J. `The Response of Wages and Prices to the First Two Years of Controls`. Brookings Reports on Economic Activity, 1973.
HAMILTON, M. T. `Price Controls in 1973: Strategies and Problems`. American Economic Review, May, 1974.
LANZILOTTI, R. F., and ROBERTS, B. `The Legacy of Phase II Controls`. American Economic Review, May, 1974.
LEKACHMAN, R. `Managing Inflation in a Full Employment Society`. Annals of American Academy of Political Science, March, 1975.
MILLS, D. Q. `Problems in Formulating a General Pay Standard`. Monthly Labor Review, March, 1974.
MITCHELL, D. J., and WEBER, A. R. `Wages and the Pay Board`. American Economic Review, May, 1974.
POOLE, W. `Reflections on U.S. Macroeconomic Policy`. Brookings Papers on Economic Activity, 1974.
ROBINSON, D. `Wage-Price Controls and Incomes Policies`. Monthly Labor Review, March, 1974.
SCHUETTINGER, R. L. `Four Thousand Years of Wage and Price Controls`. Policy Review, Summer, 1978.
TREBING, M. E. `The Economic Consequences of Wage-Price Guide-lines`. Federal Reserve Bank of St. Louis Review, December, 1978.

Начало

 


Copyright © Fedoroff Corp.