|
|
|
ПРОТЕКЦИОНИЗМ PROTECTIONISM Оказываемое правительственными или политическими кругами давление или проводимая ими политика и/или административные ограничения, направленные на укрепление позиций отечественных производителей в сравнении с зарубежными (в отличие от политики свободной торговли). К типичным направлениям протекционистской деятельности относятся повышение рыночных цен на ин. товары, снижение издержек отечественных производителей или ограничение доступа зарубежных производителей на внутренний рынок товаров. П. обусловлен соображениями нац. безопасности, необходимостью перераспределения доходов в пользу ущемленных групп населения, зависимостью тарифов от экон. потенциала; сохранением рабочих мест, защитой новых отраслей экономики, побочным воздействием на др. отрасли экономики, поддержанием долговременной торговой политики, взаимной выгодой и выравниванием `стартовых позиций` и торговых интересов. К основным средствам П. относятся пошлины, квоты, ограничения административного характера, субсидии и валютный контроль ТАРИФЫ - это налоги, к-рыми облагаются товары, ввозимые в страну из-за рубежа. Наивысшей величины таможенные тарифы США достигли в XX в. после принятия в 1930 г. тарифов Смута-Холи. КВОТЫ - количественные ограничения продаж для импортеров на внутреннем рынке в течение определенного периода времени. В последнее время обычной практикой стало заключение соглашений о торговле или добровольные ограничения экспорта. В качестве примера можно привести заключенное в 1980 г. соглашение между США и Японией, касавшееся автомобилей. Административные ограничения часто включаются в Таможенный кодекс. Одной из форм таких ограничений является введение товарных стандартов. Предоставление субсидий иногда связывается с отраслью или экспортной активностью отрасли. Такие субсидии получала судостроительная промышленность США, они включали в себя программы кредитования, специальные налоговые стимулы и непосредственное субсидирование. Валютный контроль ограничивает доступ к инвалюте, необходимой для покупки зарубежных товаров. Валютный курс может регулироваться центральным банком, осуществляющим покупку инвалюты на нац. . Хауфбауер, Берлинер и Эллиот (в 1986 г.) провели исследования, связанные с издержками политики П. в Соединенных Штатах в 31 случае, когда товарооборот превосходил 100 млн дол. и США применяли протекционистские ограничения. Судя по результатам, годовые потери потребителей превысили 100 млн дол. во всех случаях кроме шести. Крупнейшие убытки - 27 млрд дол. в год - были связаны с П. в отношении текстильной промышленности. Немалые потери понесли потребители также в связи с протекционистскими мерами в отношении углеродистой стали (6,8 млрд дол.), автомобилей (0,8 млрд дол.) и молочных продуктов (5,5 млрд дол.). В первую очередь в выигрыше оказались отечественные производителие производители, хотя значительные прибыли получили и иностранцы. Совокупные убытки потребителей огромны. В проведенном в 1982 г. Организацией экон. сотрудничества и развития исследовании были проанализированы плюсы и минусы протекционистской политики в странах ОЭСР. Результаты свидетельствуют, что издержки намного превосходят выигрыш. БИБЛИОГРАФИЯ: HUFBAUER, GARY CLYDE, DIANE T. BERLINER, and KIMBERLY ANN ELLIOTT. Trade Protection in the United States: 31 Case Studies. Institute for International Economics, 1986. HICKOK, SUSAN. `The Consumer Cost of U.S. Trade Restraints,` Federal Reserve Bank of New York, Quarterly Review. Summer 1985, pp.1-12. KRUGMAN, PAUL R. Strategic Trade Policy and the New International Economics, MIT Press, 1986. ORGANIZATION FOR ECONOMIC CO-OPERATION AND DEVELOPMENT (OECD). Costs and Benefits of Protection. (1985). WORLD BANK. World Development Report, 1987, Oxford University Press, 1987.
Начало
|
|