|
ЗАКОН О ВОЗРОЖДЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ NATIONAL INDUSTRIAL RECOVERY ACT Принят 16 июня 1933 г. Закон предусматривал создание Управления нац. возрождения (Законы Голубого орла) и Управления общественных работ. Наряду с пр. мерами в законе содержались следующие положения 1. Указывалось, что в сложившихся чрезвычайных условиях, характеризующихся высоким уровнем безработицы и дезорганизацией производства, политика Конгресса заключается в том, чтобы способствовать возрождению нац. промышленности, содействовать честной конкуренции и обеспечить организацию общественных работ, имеющих реальную полезность для населения. 2. Закон распространялся на все отрасли промышленности, в той или иной мере имеющие отношение к межштатной или внешней торговле, и предусматривал разработку всеобъемлющей программы общественных работ. 3. Создавались Управление нац. возрождения, Совет промышленного возрождения и Чрезвычайная федеральная администрация общественных работ во главе с советом администрации. 4. На период чрезвычайной ситуации в промышленности и ее составных частях прекращалось действие антитрестовского законодательства при условии соблюдения добровольно принятых или предписанных кодексов честной конкуренции, соглашений и лицензий. 5. Предусматривалось добровольное принятие с последующим утверждением президентом кодексов поведения компаний, причем кодексы должны были предусматривать открытый и представительный характер компаний, не допускать дискриминации и монополистической практики, защиту прав трудящихся на коллективные переговоры с работодателем, запрещение антипрофсоюзных соглашений, ограничение рабочего дня, установление минимальной заработной платы и обеспечение надлежащих условий труда. 6. Предусматривалась возможность принудительного введения таких законов президентом по его собственной инициативе или по получении соответствующих жалоб. Введению кодекса должны были предшествовать публичные слушания, и цель этой меры заключалась в том, чтобы исключить антиобщественные злоупотребления. 7. Предусматривалось заключение соглашений между рабочими и работодателями в отношении максимальной продолжительности рабочего дня, минимальных расценок и условий труда, причем эти соглашения имели ту же силу, что и кодексы поведения компаний. 8. С тем, чтобы избежать противоречий с Законом об изменениях в аграрной сфере, к-рые могли бы возникнуть на уровне исполнения, президенту предлагалось делегировать министру с. х. необходимые полномочия и функции, связанные с торговлей, промышленностью, или прерогативы в отношении административных подразделений, связанных с с.-х. продукцией. 9. Федеральной комиссии по вопросам торговли давались полномочия проводить по поручению президента любые расследования, к-рые могут оказаться необходимыми. 10. Устанавливалось, что нарушения кодексов, соглашений или лицензий, являющиеся нарушениями принципаениями принципа честной конкуренции, должны рассматриваться районными судами США по представлению Генерального прокурора или районного прокурора. 11. В целях контроля за использованием нефти Комиссии по торговле между штатами предписывалось устанавливать по поручению президента контроль за нефтепроводами и вводить фиксированные тарифы. Запрещалась перевозка нефти между штатами в количествах, превышающих установленные законами или др. нормативными актами штатов. 12. Устанавливалось, что Чрезвычайная федеральная администрация общественных работ будет действовать в течение двух лет. Ее главе поручалось разработать программу, включающую строительство автомагистралей, создание водных систем, сохранение и разработку природных ресурсов, предотвращение эрозии почвы, развитие гидроэнергетики и энергопередач, реконструкцию речных портов и расчистку фарватеров рек, предотвращение наводнений, строительство дешевых жилищ, ликвидацию трущоб, строительство жилищ для военнослужащих, военно-морских и авиационных объектов. 13. Прекращалась выдача ссуд, предусмотренных Законом о чрезвычайном положении 1932 г., и на 400 млн дол. сокращался объем находившихся в обращении облигаций. 14. На указанные нужды выделялось 3 млрд дол. и создавался 2,5-процентный фонд погашения; 400 млн дол. выделялось на строительство автомагистралей в штатах и 50 млн дол. - на развитие нац. лесных угодий, а также резерваций для индейцев и местных дорог. Создавался возобновляемый фонд в сумме 25 млн дол. для выдачи ссуд в целях поощрения переселений. 15. Предусматривались следующие источники средств для этих целей: налог на автомобильное топливо был увеличен с 0,01 до 0,015 дол., установлен акцизный налог в размере 5% на дивиденды, выплачиваемые корпорациями, не являющимися нац., установлен акцизный налог в размере 1 дол. с каждой тысячи долларов капитала корпорации, как нац., так и ин., действующей в Соединенных Штатах, введен 5-процентный налог на сверхприбыль. Все эти налоги должны были прекратить свое существование по указанию президента в конце первого фин. года, когда бюджет будет сбалансированным, или в случае отмены 18-й поправки, в зависимости от того, какое из этих событий произойдет раньше. Положения закона лишаются законной силы. Верховный суд США 27 мая 1935 г. единогласно объявил неконституционным раздел 3 закона, где говорилось о кодексе честной конкуренции. Основные положения решения суда по делу `Компания A.L.F. Schechter Poultry Corp. и др. против США` заключались в следующем. Чрезвычайная ситуация может потребовать чрезвычайных мер для своего преодоления, но это не может служить оправданием для действий, выходящих за конституционные рамки. Конгресс не может делегировать президенту ничем не ограниченные полномочия, к-рые позволяли бы ему принимать любые меры, способствующие, по его мнению, восстановлению и росту торговли и промышленности. (В данном деле рассматривалась проблема делегирования Конгрессом законодательных полномочий президенту, и даже судья Кардозо, разделяя точку зрения большинства, писал: `Подобное делегирование переходит все мыслимые рамки`.) Ввиду характера и немногочисленности существующих ограничений право президента по своему усмотрению утверждать или предписывать кодексы и тем самым издавать законы, управляющие торговлей и промышленностью в масштабах всей страны, фактически является неограниченным. Если положение, касающееся коммерческой деятельности, будет истолковываться как распространяющееся на все предприятия и деловые операции, к-рые оказывают косвенное воздействие на межштатные коммерческие связи, то федеральная власть подчинит себе все виды человеческой деятельности, и права штата в отношении собственных проблем будут существовать лишь постольку, поскольку это угодно центральному правительству. Если федеральное правительство получит право определять размеры заработной платы и продолжительность рабочего дня в каждом штате, то нельзя исключать, что подобный же контроль не может быть установлен над др. элементами стоимости - численностью рабочей силы, арендной платой, рекламой, методами предпринимательской деятельности и пр. Но прерогативы федерального правительства не могут распространяться столь широко, чтобы разрушать границу, к-рую устанавливает сама коммерция, отделяя торговлю между штатами от внутренних проблем самих штатов. Ни в коей мере не умаляя мотивации федерального правительства, достаточно заметить, что его усилия по оздоровлению ситуации могли бы осуществляться методами, соответствующими тем полномочиям, к-рыми его наделяет Конституция.
Начало
|