ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

 

Демонстрационная версия

БАНКОВСКОГО ДЕЛА И ФИНАНСОВ
                                   Encyclopedia of Banking & Finance       Charles J. Woelfel          Tenth edition

aбвгд
ежзик
лмноп
рстуф
хцчшщ
эюя
abcde
fghij
klmno
pqrst
uvwxy
z
> Заказ книги
ЗОЛОТЫЕ СЛИТКИ
GOLD BARS
В соответствии с законом о золотом резерве 1934 г. и посланием президента США от 31 января 1934 г. весь золотой запас США был передан Казначейству США, включая запасы золота федеральных резервных банков на сумму ок. 3,5 млрд дол. С этого момента все монетарное золото было национализировано
До марта 1968 г., когда на международном уровне семь стран - наиболее активных участниц золотого пула (Бельгия, ФРГ, Италия, Нидерланды, Швейцария, Великобритания и США) - пришли к соглашению о двухуровневой цене на золото, частные покупатели в США (для производственных нужд и создания произведений искусств) могли приобретать золото в Казначействе по цене 35 дол. США за унцию (плюс 0,33% и плата за чеканку). После марта 1968г. Казначейство и др. вышеуказанные страны прекратили подобные поставки золота на частный рынок золота, и немонетарные потребности в золоте удовлетворялись через свободные рынки золота (Лондон и Цюрих) и имеющих лицензию дилеров (Казначейство выдало лицензии ок. 1400 фирмам, занимающимся операциями с золотом).
P.L. 93-373 с 31 декабря 1974 г. положил конец запрету на частное владение золотом гражданами США. Ранее Конгресс США принятым им Публичным законом 93-110 от 21 сентября 1973 г. внес поправки в Закон о золотом резерве 1934 г., позволившие гражданам США владеть золотом в случае, если президент США находит, что отмена ограничений на частное владение золотом не окажет неблагоприятного влияния на международные валютные и кредитные позиции США.
В связи с P.L. 93-373 Совет управляющих ФРС уполномочил президентов окружных федеральных резервных банков направить письмо штатным банкам - членам ФРС относительно необходимости проявлять предусмотрительность и осторожность при проведении операций с золотом. Ниже следует текст письма, утвержденный 4 декабря 1974 г.
P.L. 93-373 предусматривает, что 31 декабря 1974 г. будет снят запрет на частное владение золотом. После этого граждане США могут владеть золотом и осуществлять куплю-продажу золота, как и любого др. товара. Нац. банкам предоставлено право покупать и продавать `инвалюту, монеты и слитки`, а законы некоторых штатов содержат аналогичные положения в отношении банков, созданных и зарегистрированных по законам штатов. Управление Контролера ден. обращения США установило, что золото в слитках будет приниматься только с пробой 0,900 или выше.
В течение последнего 41 года граждане США имели возможность владеть золотом лишь при наличии у них лицензии Казначейства. В течение этого периода частные лица и банки накопили лишь незначительный опыт проведения операций с золотом. Золото не является законным средством платежа. Скорее всего, оно является товаром с высокоспекулятивными характеристиками, подверженным значительным колебаниям его цены. В свете этих обстоятельств банки штатов - члены ФРС в случае, еФРС в случае, если они решат предоставлять своим клиентам услуги, связанные с операциями с золотом, должны действовать крайне осторожно.
ФРС считает, что нижеследующая информация может быть полезной банкам штатов - членам ФРС, решившим осуществлять операции с золотом. Аналогичная информация предоставляется др. федеральными банковскими учреждениями тем банкам, к-рые находятся под их юрисдикцией.
Если банк принимает решение осуществлять операции с золотом, то, как правило, было бы предпочтительным проводить их на условиях консигнации или в качестве агента.
Риск, присущий сделкам с золотом, таков, что банк, намеренный действовать в этой сфере в качестве принципала, должен предварительно уведомить федеральный резервный банк своего округа. Предварительное уведомление должно содержать информацию об опытности персонала, услугах, к-рые банк собирается оказывать, предполагаемых товарно-материальных ценностях и объемах сделок, о надлежащих условиях хранения, системе страхования, аудиторских процедурах и о предполагаемом влиянии операций с золотом на доходы банка.
Банки не должны заниматься выдачей долговых расписок под золото, не учтя всех последствий, вытекающих из законов, регулирующих операции с ценными бумагами; любое золото, под
к-рое банк выдает такую расписку, должно всегда физически находиться в банке и надежно охраняться. Более того, следует учесть, что обязательства, к-рые должны погашаться золотом или его эквивалентом, все еще не могут быть принудительно осуществлены. (Публичная резолюция от 5 июня 1933 г., 31 U.S.C. 463).
Как и при предоставлении любого кредита под залог товара, предполагается, что банки должны тщательно проверять степень обеспеченности ссуды залогом золота, принять все меры предосторожности, чтобы удостоверить подлинность золота, переданного в качестве залога, и обеспечить его хранение в сейфах, а также правильно оценить меру риска, связанного с предоставлением ссуд под залог золота. Более того, ссуды под обеспечение золотом должны рассматриваться как непроизводственные кредиты, если они предоставлены не в коммерческих или производственных целях.
Если банк должен принять решение о том, чтобы предложить золото на продажу, он обязан тщательно избегать чрезмерной или вводящей в заблуждение рекламно-информационной деятельности, к-рая может породить у клиентов банка неоправданные ожидания и подорвать доверие общественности как к отдельному банку, так и ко всей банковской системе.
Ревизоры должны уделять особое внимание практике бухучета в банке и правильности ведения счетов клиентов. Любое количество золота, к-рым владеет банк, должно в фин. отчетах отражаться в графе `прочие активы`, а любые хеджинговые фьючерсные контракты должны проходить по графе `меморандум`. Предполагается, что банк по крайней мере раз в месяц проводит переоценку этих счетов, чтобы отразить их текущую рыночную стоимость.
В ходе ревизии банков штатов - членов ФРС ревизоры должны тщательно проверить степень участия банка в сделках с золотом, чтобы убедиться, что как отдельный банк, так и вся банковская система не подвергаются неоправданному риску. Среди др. аспектов ревизоры должны уделять особое внимание степени опытности руководства банка в сфере операций с золотом, определению степени риска для собственного капитала банка и потребностям клиентов. Неоправданная концентрация ссуд под залог золота, а также любое неосмотрительное участие в сделках с золотом могут служить причиной наслоения практики ненадежных, необдуманных действий в банковской сфере, что может привести к запрещению таких операций в соответствии с Законом о контроле за деятельностью фин. учреждений 1966 г. Наши ревизоры получили инструкции действовать решительно в целях противодействия любым проявлениям участия банка в спекуляции золотом.
В то же время Совет управляющих ФРС представил банкам - членам ФРС документ в форме вопросов и ответов по операциям с золотом, проводимым федеральными резервными банками. В документе отмечается, что золото не может быть использовано для выполнения резервных требований, т. к. Закон о ФРС предусматривает, что только наличность в расходной кассе, состоящая из ден. знаков и металлических монет США, и остатки на счетах федеральных резервных банков могут быть использованы для указанных целей. В документе также отмечалось, что федеральные резервные банки не только не будут оказывать банкам-членам каких-либо услуг при проведении ими операций с золотом, но и не будут принимать золото в качестве обеспечения при предоставлении им ссуд.
В `Справочнике ревизора нац. банков` 1981 г. отмечалось, что, хотя P.L. 93-373 отменил запрет на частное владение золотом гражданами США, закон не предусматривал полную отмену предыдущего закона, регулировавшего операции с золотом. Закон о нац. банках предусматривает, что нац. банки могут осуществлять свои полномочия путем `покупки и продажи валюты, монет и слитков`, т. е. могут заниматься операциями с золотом, имеющим физическую форму в виде золотых монет или слитков. Термин `монета` означает монеты, отчеканенные на гос. монетном дворе или полностью идентичные им новые выпуски данных монет, отчеканенных на гос. монетном дворе или по указанию правительства или др., уполномоченным на это, предприятием. Термин `слиток` относится только к золоту или серебру. Платина или др. ценные металлы не обращаются в виде слитков. Понятие `слиток` подразумевает, что золото имеет высокую пробу. Управление Контролера ден. обращения установило, что для нац. банков приемлемыми являются З.с., имеющие пробу 0,900 или выше. В большинстве случаев банки имеют дело со слитками, имеющими пробу 0,995 или 0,9995, и любое золото со степенью чистоты менее 0,900 будет рассматриваться в качестве сплава, с к-рым нац. банки не вправе совершать операции. Нац. банки должны иметь убедительные доказательства пробы золота, находящегося в их хранилищах, для их представления ревизорам.
Хотя с 31 декабря 1974 г. граждане США имеют право владеть золотом, они все еще связаны положениями Совместной резолюции1 от 5 июня 1933 г. (31 U.S.C. 463). Эта резолюция определила, что статьи контрактов, согласно к-рым обязательства погашаются только золотом или же суммой денег, эквивалентной стоимости соответствующего количества золота, не могут быть осуществлены в принудительном порядке. Ограничения, содержащиеся в ЗАКОНЕ О БАНКАХ 1933 г., запрещающие инвестиции в определенные компании и андеррайтинг их ценных бумаг, распространяются также на ценные бумаги компаний, занятых операциями с золотом.
Согласно Закону о золотом резерве 1934 г., золотые резервы США должны храниться в форме слитков, причем стандартным является слиток весом в 400 тройских унций. Однако для коммерческих операций используются слитки различного веса, включая слитки весом до 1 кг (для производства ювелирных изделий) и слитки весом в 1200 тройских унций, отливаемых в местах добычи золота.
См. ЗОЛОТЫЕ СЛИТКИ С ВЫСОКОЙ ПРОБОЙ; ПРОБИРНАЯ ПАЛАТА; СТАНДАРТНЫЙ СЛИТОК; ЧЕКАНКА МОНЕТ.

Начало

 


Copyright © Fedoroff Corp.